4. Особенности проектирования складов.
На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ — укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также товарных запасов, который проводится на следующем этапе. Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. Но это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузочно-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и т. п. Для их определения и требуется анализ структуры товаропотоков компании по логистическим признакам. Обычно проводится трехмерный ABC–XYZ–DEF-анализ, но можно добавить и большее количество анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя полученный результат по правилу Парето, выделяют 3 группы товаров: «горячую», «среднюю» и «холодную». Основная задача АВС-анализа — определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения. XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой позиции. Методика его проведения аналогична ABC-анализу с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, т. е. группе «Х» соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе «Z», наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит всплесковый характер). Понимать структуру товарных потоков с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а следовательно, и объемов зоны основного хранения.
Следующий вид анализа — DEF-анализ — показывает частоту обращений к конкретным товарным позициям. Методика его проведения аналогична методике ABC-анализа, только «горячую» группу составляют товарные позиции, обеспечивающие 80% трудоемкости при комплектации заказов, а «холодную» — 5% от общей трудоемкости. Методика совмещения всех трех видов анализов в трехмерный ABC–XYZ–DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом. Следующий этап — это альтернативное проектирование. Один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много: можно использовать технологию комплектации «человек к товару» (man-to-goods), можно — «товар к человеку» (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив кран-штабелер. Можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно через терминал сбора данных, а можно светом (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией и прочим. Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь. Задача проектировщика — проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций 2–3, но в большинстве случаев речь идет о 5–6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель для каждого варианта. Различные модели можно сравнивать только в том случае, когда каждая из них просчитана с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости.
Еще одной важной особенностью является постпроектное сопровождение. Не всегда в условиях постоянно изменяющихся потребностей рынка у автора проекта имеется возможность получить в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада необходимые уточнения либо выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта. Вопросы для контроля: 1. Какова роль складов в современном производстве? 2. По каким признакам различаются складские системы? Поясните каждый признак. 3. Что такое вид складирования? 4. Какие виды складирования выделяют? 5. От чего зависит структура складских хозяйств? 6. Как классифицируются склады промышленных предприятий? 7. По какому принципу выбирают способ транспортирования? 8. Сформулируйте особенности проектирования складов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|