Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Воспитательное пространство свободного времени школьника





Оглавление

Вожатый…Отрядный вожатый…Вожатый детского оздоровительного лагеря…... 4

Педагогическое пространство каникул. 4

Особенности педагогической практики в загородных лагерях. 4

Воспитательное пространство свободного времени школьника. 5

Для чего существует детский лагерь?. 6

Наши дети. 6

Возрастные особенности детей. 6

Шесть – девять лет. 6

Десять лет. 7

Переходный возраст. 8

Одиннадцать лет. 8

Двенадцать лет. 9

Тринадцать лет. 10

Четырнадцать лет. 10

Пятнадцать лет. 10

Шестнадцать лет. 11

Галерея детских образов. 11

Человек, ведущий за собой... 12

Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива. 12

Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам. 13

Саморефлексия вожатого. 13

Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря. 14

Должностные инструкции. 14

Начальник (руководитель) лагеря (смены): 15

Старший воспитатель (педагог-организатор): 15

Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог: 15

Инструктор по физической культуре: 16

Медицинский работник: 16

Педагог дополнительного образования (руководитель кружка): 16

Права вожатого детского оздоровительного лагеря. 17

Вожатый имеет: 17

Вожатому запрещается: 17

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми. 17

Перевозка детей транспортом. 18

Организация купания детей. 18

Спортивные занятия и работа кружков. 18

Выход за территорию.. 19

Выходной день вожатого. 19

Пропал ребенок. 19

Первая медицинская помощь. 19

Незначительные порезы, царапины, ссадины. 19

Кровотечение. 20

Волдыри и ожоги. 20

Тепловой (солнечном) удар и солнечный ожег. 20

Утопление. 20

Потеря сознания, обморок. 21

Поражение электрическим током. 21

Эпилептический припадок. 21

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. 21

Укусы. 21

Боли в животе и отравление. 22

Мой лагерь. 22

Организация режимных моментов в лагере. 22

Примерный распорядок дня. 23

Подъем. 24



Зарядка. 24

Время личной гигиены и уборка комнат. 24

Линейка. 25

Утренний отрядный сбор. 25

Питание (завтрак, обед, полдник, ужин, сонник) 25

Тихий час. 26

Свободное время. 27

Вечерний туалет. 27

Отбой. 27

Совсем не мелочи. 27

Банный день. 27

Родительский день. 28

Мобильный телефон. 29

Регистрация. 29

Первый организационный сбор. 30

Лекарства и дети. 30

Мамины гостинцы.. 30

Динамика лагерной смены.. 30

Периоды лагерной смены.. 30

Предорганизационный период. 30

Организационный период. 31

Основной период. 32

Заключительный период. 33

Законы и традиции лагеря. 34

Мой отряд. 35

Имидж отряда. 35

Оформление отрядного уголка. 35

Чередование традиционных поручений. 36

Поощрение и наказание. 38

Мастерская вожатого-организатора. 40

Коллективное творческое дело. 41

Варианты деления отряда на микрогруппы.. 41

Творческий конкурс. 41

Познавательная викторина. 42

Репетиция. 42

Отрядный «огонек». 43

Кругосветка. 43

 


Вожатый…Отрядный вожатый…Вожатый детского оздоровительного лагеря…

Данной профессии специально не научат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая. Ну, какими педагогами могут быть 18-20 летние юноши и девушки, которые, с точки зрения некоторых, сами еще являются детьми.

Однако специалисты признают, что опыт работы в детских лагерях аккумулирует огромный потенциал молодых людей, оказывает влияние на дальнейшую их жизнь. Детский лагерь – это особое место, где дети и взрослые формируют уникальное сообщество. В этих условиях молодые люди, работающие вожатыми, имеют возможность:

· получить навыки организации жизнедеятельности детей;

· оказывать важное и позитивное влияние на их жизнь;

· развивать в себе самосознание, совершенствовать жизненно необходимые навыки решения проблем;

· освоить методику анализа и самоанализа;

· развивать и расширять взаимоотношения со своими сверстниками;

· участвовать в мероприятиях, способствующих личностному росту.

В чем же феномен этой работы? Каким должен быть современный вожатый? Что должен он знать и уметь?

Наше пособие поможет тебе и станет путеводителем в мире вожатской профессии. Если ты готов творить и думать, анализировать и прогнозировать, доверять и поддерживать, выслушивать и вести за собой, то в вожатском искусстве достигнешь мастерства.

Педагогическое пространство каникул

Особенности педагогической практики в загородных лагерях

С мечтой о летних каникулах дети живут весь учебный год. И чем бы ни был занят ребенок, важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который поможет ему организовать свободное время. Летом эту важную задачу предстоит решить тебе во время прохождения педагогической практики, став вожатым детского оздоровительного лагеря. Практика имеет свои особенности.

· Практика проходит в условиях загородного лагеря в период летних каникул, когда нет учебного процесса, и студенту предстоит организовать свободное время детей и подростков, используя разнообразные виды деятельности.

· В короткие сроки организовать жизнедеятельность временного детского коллектива в соответствии с возрастными потребностями.

· Для ребенка жизнь в лагере – это новый образ жизни, жизни в детском коллективе, вне семьи и дома, вне обычной атмосферы. И студенту предстоит находиться в постоянном разностороннем контакте с детьми, заменяя ему привычный круг общения.

Впервые практика выступает как самостоятельная работа: студент включен в штатное расписание лагеря, соблюдает трудовую дисциплину, получает заработную плату. Он становится полноправным членом педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря.

Воспитательное пространство свободного времени школьника

Взрослые давно провозгласили лозунг: «Главный труд ребенка – это его учеба», – и все, что происходит за пределами школы во внеурочное время, не воспринимается родителями и педагогами всерьез.

Как ни печально признаться, все, чего с таким трудом достигает школа в процессе воспитания ребенка, растворяется в аморфном, ничем не управляемом свободном пространстве. Ведь у современного школьника, несмотря на сетования семьи и школы по поводу большой учебной нагрузки, свободного времени очень много: в среднем 180 дней каникул, воскресных дней и праздников, а также часов, остающихся ежедневно в личном распоряжении учащегося. И то, чем занят он в этот огромный временной период, более ценно для его самообразования, самоопределения и саморазвития, для формирования опыта, готовящего его к будущей взрослой жизни. Исследователи организации детского досуга и отдыха большое внимание уделяли разработке этой проблемы. С.А. Шмаков был одним из тех, кто рассматривал такие понятия, как «свободное время», «отдых» и «досуг».

Свободное время во все общественные периоды оказывает сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью свободною общения и участия во всех видах практической деятельности.

Впечатления, переживания и содержание свободного времени детей неоценимо для будущей взрослой деятельности, потому что именно в свободное время удовлетворяются духовные, физические и другие социально значимые потребности, происходит развитие личностных качеств человека.

Отдых – это такой род деятельности человека, который снимает утомление, напряжение, способствует восстановлению работоспособности.

Словом «досуг» С.Л. Шмаков обозначает пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности. Это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Он опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей.

Грамотно организованный досуг ребят – это школа профилактики бездуховности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг всегда деятельностен. И это не только игры, забавы, потехи, но и имитация настоящей деятельности.

Организация свободного времени детей и подростков, по мнению Л.В.Байбородовой и М.И. Рожкова, должна строиться на следующих принципах:

· добровольности включения ребенка в досуговую деятельность, которая заключается н том, что ребенок только тогда получит удовлетворение, когда это включение будет осуществляться на основе его желания;

· альтернативного провождения времени: у ребенка должна быть альтернатива выбора. Кто-то хочет участвовать в празднике, спортивном состязании и т.д., а кому-то это неинтересно, и он хочет просто поиграть в шахматы или посмотреть телевизор;

· свободного времени: ребенок должен иметь «свое» время, то время, в которое он будет заниматься тем, чем ему захочется, в зависимости от имеющихся у него потребностей;

· эвристического характера досуговой деятельности, который заключается в том, что досуг должен инициировать развитие творческих способностей детей, способствовать развитию детской фантазии и реализации имеющихся у них интересов;

· совместного планирования досуговой деятельности: она будет эффективной только тогда, когда в её основу будут положены совместные идеи и варианты направлений и форм досуга, то есть будет осуществлена интеграция детской и взрослой инициативы.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.