Человек, ведущий за собой...
Требования к вожатому и к его профессиональной деятельности были всегда высоки, разнообразны. И это справедливо, ибо личность вожатого – уникальное педагогическое средство, «инструмент прикосновения к личности воспитанника». Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива · Активность – умение действовать целеустремленно, энергично, напористо. · Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений. · Организованность – способность планировать и конструировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность. · Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность взаимодействовать с людьми. · Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия. · Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. · Самообладание – способность контролировать свои чувства, действия и поведение в сложных ситуациях. · Наблюдательность –умение видеть малозаметные, но значимые детали. · Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать инициативу и ответственность на себя. Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам · Позитивное представление о себе и способность реализовать свой потенциал. · Вера в то, что вы можете оказать положительное влияние на жизнь детей. · Способность плодотворно работать в непосредственном контакте с другими людьми. · Способность принимать на себя ответственность и мотивировать других людей. · Способность взаимодействовать с детьми различных возрастов и интересов. · Уважительное отношение ко всем расам, культурам, религиям.
· Способность энергично браться за дело, идти вперед, преодолевая трудности. · Креативность мышления. · Понимание того, что из каждой ситуация можно извлечь урок. · Готовность быть контролируемым близкими по возрасту коллегами. · Готовность обходиться без домашнего комфорта и уюта и работать при недостатке сна. · Способность хорошо себя чувствовать в условиях недостатка уединения. · Способность не выносить личную жизнь на показ. Саморефлексия вожатого Лето при всей своей значимости в жизни отдельного ребенка и вашей вожатской жизни – это всего лишь короткий, быстротечный промежуток времени. У вас не будет возможности не спеша наблюдать за всем, вы будете постоянно в суматохе событий. В этой «суете сует» есть опасность не успеть понаблюдать, поразмыслить, запомнить, «остановить мгновение» для осмысления происходящего. Чтобы не вернуться из лагеря с ощущением безрадостной усталости от непонимания того, что делал, почему делал, для чего делал, вам еще до начала работы нужно поразмыслить: · о мотивах вашей деятельности в качестве отрядного вожатого; · о трудностях в работе вожатого; · о том, что такое детский отдых в условиях лагеря; · о детях в ситуации летнего отдыха, об их ожиданиях, интересах; · об индивидуальных проявлениях возрастных особенностей, детей в ситуации организованного летнего отдыха; · о собственных педагогических возможностях в изменении жизни детей к лучшему; · о собственной педагогической компетентности (педагогические и психологические знания, умения и навыки); · о ваших, личностных качествах и их влияние на успешность вожатской работы; · о ценностях, которые должны освоить дети, используя уникальность ситуации предстоящего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря; · о продуктивных отношениях с администрацией и коллегами и способах установления таких отношений;
· о ваших опасениях (возможно, страхи) в связи с предстоящей деятельностью. По окончании смены проанализируйте, насколько совпали ваши ожидания от собственной работы в качестве вожатого и действительность. Выявите динамику личностных изменений. Успех вожатого зависит от того, насколько хорошо он может анализировать и оценивать свою работу, происходящие события; умеет ли он учиться на ошибках и извлекать пользу из промахов. Анализируя прожитый день (или проведенное дело), найдите ответы на следующие вопросы: · что мне удалось и не удалось сегодня и почему? · что отняло у меня слишком много времени? · что я сделаю завтра для более рациональной работы? Метод анализа «Пять пальцев» занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай: · мизинец (М - «мысль»): какие знания, опыт я сегодня приобрел? · безымянный (Б - «близка ли цель?»): что я сегодня сделал для достижения своей цели? · средний (С - «состояние духа»): каким было мое настроение, от чего оно зависело? · указательный (У - «услуга»): чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их? · большой (Б - «бодрость тела»): как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья? Что следует фиксировать для осмысления проделанной работы? · Свое поведение в разнообразных ситуациях собственной педагогической деятельности. · Свое отношение к событиям и явлениям, мнениям и оценкам детей и взрослых. · Свое эмоциональное состояние в различных по степени трудности педагогических ситуациях. · Положительный и отрицательный педагогический опыт коллег-вожатых, свое понимание и непонимание мотивов детских поступков, скрытого смысла вопросов детей, их реакций на ваше педагогическое воздействие. · Затруднения в деятельности и общении, испытываемые вами, вашими воспитанниками и коллегами. · Незапланированные вами положительные и отрицательные эффекты в вашей работе. Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря Должностные инструкции Четкое распределение функциональных обязанностей позволяет решать вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников для работы в детском оздоровительном лагере.
Начальник (руководитель) лагеря (смены): · вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря; · составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала; · несет ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, за создание безопасных условий труда и отдыха, находящихся в лагере; · организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей; · отвечает за организацию учета детей; · проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале; · контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка; · контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом; · осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания разнообразных видов воспитывающей деятельности; · несет ответственность за выполнение программы работы лагеря; · оказывает методическую помощь воспитателям; · следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и несет ответственность за организацию и качество питания; · составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены. Старший воспитатель (педагог-организатор): · проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания и развития детей; · планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей и в соответствии с целями оздоровительной кампании; · строит оздоровительную работу в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения; · несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня. разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря; · контролирует организацию питания детей; · ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий; · добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности;
· ведет индивидуальную работу с детьми; · несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в лагере; · взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими. Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог: · несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей; · несет материальную ответственность за сохранность имущества лагеря; · выполняет сам и обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка лагеря; · организует участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях лагеря, а также обязан иметь план работы отряда, согласованный с администрацией лагеря; · оказывает помощь в организации детского самоуправления; · обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение установленного порядка в жилых корпусах, столовой и на территории лагеря; · осуществляет контроль за выполнением детьми правил поведения в столовой, за приемом пищи; · организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря. Инструктор по физической культуре: · проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы и методы обучения; · проводит инструктаж отрядных педагогов по вопросам организации спортивных мероприятий в отрядах; · организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия, используя эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления; · проводит ежедневную зарядку; · осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в секции. спортивные группы оздоровительной направленности; · принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье; · ведет систематический учет посещаемости детьми секций и спортивных групп; · несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей. Медицинский работник: · осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей; · оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях; · обеспечивает транспортировку заболевших детей в лечебные учреждения; · контролирует качество питания, чистоту пищеблока; · осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья детей; · осуществляет сопровождение детей на экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия за территорией лагеря.
Педагог дополнительного образования (руководитель кружка): · организует и проводит работу детских объединений по интересам; · принимает участие в организации досуговой деятельности детей; · вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы учебно-воспитательного процесса; · выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку; · способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|