Организация режимных моментов в лагере
Режим дня – это определенный порядок чередования различных видов деятельности и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря. Режим дня лежит в основе планирования жизни лагеря в целом и каждого отряда в отдельности. Поэтому он несет в себе важное организующее начало, и одновременно в нем заложен большой воспитательный эффект. Грамотно построенный режим вносит в жизнь вашего отряда системность, определенность, помогает избежать беспорядка, неразберихи, способствует выработке у ребят полезных привычек и навыков, формирует и развивает у них такие качества, как организованность, целенаправленность действий, приучает их к самодисциплине. Чтобы создать у вас более полное представление о режиме дня детского оздоровительного лагеря, приведем извлечение из документа «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03» от 17 марта 2003г. «VII. Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях. 7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня: · оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей; · максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы; · проведение культурных, оздоровительных, физкультурных мероприятий; · достаточную продолжительность сна; · полноценное питание. 7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 часов свободного времени с распределением его на первую и вторую половины дня.
7.4. В учреждении организуется с учетом воспитательной иоздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности: · для детей 6-10 лет допускается уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; · для старших школьников – дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды); · для детей старше 14 лет – уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат. 7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), работам, опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования (лестничных площадок, пролетов и коридоров) и мытье полов с применением моющих и дезинфицирующих средств. 7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока. 7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней». Примерный распорядок дня
В последних строках верхнее время указано для младших отрядов. Рассмотрим подробно элементы режима дня. Подъем Подъем в летнее время в 8:00. Вожатому до подъема детей нужно привести себя в порядок, поделиться с напарником информацией с планерки и обсудить план на день. Тем вожатым, которые живут не вместе с детьми своего отряда, необходимо прийти в отряд за 15 минут до подъема. Будить детей надо спокойно, без криков и громкой музыки. Зайдите сами в каждую комнату, убедитесь, что все дети встали. Минут через пять пройдите снова по всем комнатам и, если кто-то еще не встал, настойчиво потребуйте, чтобы все поднялись, оделись и построились на зарядку. Типичные ошибки: «Ураган» – слишком резкий подъем и недостаточный контроль за тем, как одеты дети, все ли вышли на построение. «Побудка мимоходом» – заглянув в спальню, и сообщив детям, что уже утро, вожатый ограничивается этим. «Казарма» – свирепый вид, экстремальная лексика и упражнения типа «подъем-отбой» едва ли создадут у детей радостное восприятие начинающегося дня. «Всё идет само собой» – даже в конце смены не надо легкомысленно рассчитывать, что процедура подъема пройдет без вашего вмешательства. Зарядка Зарядка начинается в 8:10. Она помогает окончательно проснуться, сбросить с себя остатки сна, размять мышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день. Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами: хорошо подобранный комплекс упражнений, музыкальное сопровождение, четкая организация процедуры начала и окончания зарядки, и, конечно же, ее творческая сторона. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите детям своего отряда помочь в ее проведении, это может быть одним из творческих заданий либо сменным поручением. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду – в хорошо проветриваемом помещении.
Типичные ошибки: «Эпидемия» – группа детей, ссылаясь на плохое самочувствие, отказывается от зарядки, и вы оставляете их в корпусе. «Спортивный клуб вожатых» – группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений. Это смотрится эффектно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми. Время личной гигиены и уборка комнат Вернувшись с зарядки, детям дается время, чтобы они привели себя в порядок: почистили зубы, умылись, причесались, оделись по погоде. Дети должны заправить кровати, аккуратно сложить вещи в шкафу, навести порядок в тумбочке, повесить полотенца на спинку кровати, привести в порядок обувь, собрать мусор, подмести пол. Вожатому необходимо постоянно контролировать этот процесс, напоминая, что еще надо сделать, и в каком окончательном виде должна, быть комната. Типичные ошибки: «Замкнутый круг» – дети, наведя порядок в палате, возвращаются туда за вещами сразу после уборки и тем сводят ее к нулю. «В некоторых местах» – уборка делается поверхностно, и проверяющие найдут песок и крошки в постелях, пыль под кроватями, продукты в тумбочках, разбросанную обувь и т.п. «В своем глазу...» – требуя с детей неукоснительного соблюдения порядка в комнатах, вожатые порой забывают про чистоту и порядок в вожатских. Линейка Линейка длится не более 15 минут, задаёт бодрый тон нового дня. Обязательными элементами являются построение и информация. Линейки организуются так, чтобы ребятам было понятно, что будет происходить в лагере в течение дня, к чему можно стремиться и каких успехов достичь. Информация о дне представляется педагогами, отвечающими за организацию конкретного дела. На каждой линейке (утренней, вечерней, тематической или торжественной) должны звучать конкретные имена детей: поздравление именинников, награждение победителей творческих конкурсов, спортивных мероприятий и т.д. Это и дополнительная информация о личностных достижениях детей, их вкладе в общественно значимые достижения лагеря, и повод для гордости за свой отряд. С другой, стороны – ощущение разделённости успеха с новыми друзьями. Заканчивается линейка коллективным пожеланием доброго дня.
Утренний отрядный сбор Сбор проводится либо до завтрака, либо сразу после него на отрядном месте. Его цель - задать настроение дню, рассказать детям о том, что их ожидает в течение дня (конкретно, кто, что, куда, во сколько). Если какие-то моменты плана на день касаются не всего отряда (например, кружки), расскажите, чем займутся все остальные. Спросите, что детям непонятно в плане, ответьте на все их вопросы. Хорошо, если план дня уже размещен в отрядном уголке. Сбор пройдет гораздо приятнее, если вы начнете его с игры, новой шутки или чем-то заинтригуете детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|