Вот примеры групп, которые могут быть созданы в отряде.
Дежурная группа отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; организует дежурство по территории и столовой. Оформительская группа занимается оформлением рубрик отрядного уголка, отрядного места; выпускает стенгазеты совместно с информационной группой; проводит конкурс на лучшее оформление комнат; помогает досуговой группе в оформлении отрядных дел; может участвовать в оформлении общелагерных мероприятий. Досуговая (игровая) группа занимается подготовкой и проведением отрядных дел и игр; подготовкой к общелагерным творческим мероприятиям. Информационная группа готовит стенгазеты, радиопередачи о событиях в отряде и лагере, рекламу дел и событий; информационные часы о событиях в стране и мире. Спортивная группа организует и проводит зарядки, подвижные игры, спортивные часы в отряде; помогает физрукам в проведении спортивной работы в лагере. Сюрпризная группа готовит поздравления, грамоты, награды для именинников, победителей конкурсов, самых активных ребят; сюрпризы к играм и делам в отряде. В младших отрядах поручения группам могут быть такими: «Хозяева» – следят за чистотой и порядком; «Затейники» – проводят игры, веселые соревнования, разучивают песни; «Журналисты» – выпускают газету, «молнию», боевой листок, оформляют уголок; «Спортсмены» – организуют спортивные дела; «Волшебники» – готовят добрый и приятный сюрприз для ребят отряда. Работа с микрогруппами требует от вожатых умения четко организовывать ребят, координировать их действия, вовремя приходить на помощь группам. Вот пример одного дня отряда, в котором работают пять микрогрупп. Командиры микрогрупп на утреннем отрядном сборе сообщают ребятам о том, какая работа им предстоит:
группа 1 (информационная) – готовит информационный час; группа 2 (оформительская) – делает стенгазету; группа 3 (сюрпризная) – готовит грамоту медицинским работникам; группа 4 (досуговая) – разрабатывает задания к литературной викторине; группа 5 (спортивная) – разрабатывает конкурсы к «Веселым стартам». Чтобы задания групп были успешно выполнены, вожатым необходимо провести предварительную работу: · продумать и подготовить с дежурной группой места для работы; · для группы 1 необходимо приготовить заранее периодическую печать (газеты, журналы); · для групп 2 и 3 подготовить ватман, гуашь, кисти, клей, цветную бумагу, ножницы; · договориться с библиотекой о работе группы 4 и подборе книг; · договориться с методическим кабинетом лагеря о возможности поработать группе 5, подготовить для детей книги и необходимые материалы; · чтобы не было накладок, договориться с вожатыми соседнего отряда о возможности работать в холле, на отрядном месте. А теперь посмотрим, что делают вожатые, когда группы выполняют поручение. Учитывая, что две группы – 4 и 5 работают за пределами отряда, вожатым лучше разделиться: один напарник остается в отряде с тремя группами, второй с двумя группами идет в библиотеку и методический кабинет. В библиотеке вожатый помогает ребятам определиться в этапах работы, подсказывает интересные идеи, поддерживает эмоционально, давая возможность им самим проявить фантазию и самостоятельность. Время от времени вожатый проверяет, как идут дела у группы, находящейся в методическом кабинете. Второй напарник в это время организует работу трех групп. Нарисовать газету и подготовить грамоту невозможно, не владея навыками оформительства (грунтовка бумаги, рисованные и объемные буквы и др.). Поэтому вожатый должен познакомить и научить детей секретам оформительской работы.
Информационной группе вожатый может подсказать идею, посоветовать интересные материалы в периодической печати, помочь продумать реквизит для дела. Во время такой работы вожатым, помимо конкретной помощи в выполнении поручений, следует обращать внимание на взаимоотношения ребят (общий эмоциональный настрой, динамику и качество работы, распределение обязанностей). Своими наблюдениями напарники обмениваются при подведении итогов дня. Можно эти вопросы обсудить с ребятами на отрядном сборе или «огоньке». Поощрение и наказание Уникальным средством активизации деятельности ребёнка является оценка его поведения и результатов деятельности. Корректное использование вожатым многообразия имеющихся способов оценивания позволяет заметно повысить качество воспитательного процесса. Правила реализации метода поощрения. 1. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, а не следствием его стремления получить похвалу или награду. 2. Поощрять следует не только за достигнутый результат, но и за стремление к нему. 3. Поощрение требует личного подхода. 4. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам лагерного сообщества. Главным в поощрении является соблюдение справедливости, чаще советуйтесь с детьми. 5. Выбирая форму поощрения, важно найти вариант, адекватный заслугам подопечного. Формы поощрения: · Альбом достижений. На отдельных листах такого альбома могут быть фотографии, имена ребят, сведения об успешных событиях в жизни отряда. · Благодарность выносится за участие в отрядных и общелагерных делах, за творческое отношение к поручению (может быть устной или письменной). · Выступление перед родителями, перед детьми, другими отрядами, как признание заслуг и успешных результатов. · Газета может быть поздравительная, в связи с успешной деятельностью, победой, премьерой, дебютом, днём рождения. · Диплом подчёркивает награждение по отдельным номинациям, отражая разный уровень достижений, или свидетельствует о достижении определённого этапа. · Жесты и мимика как форма эмоциональной ободряющей поддержки (пожатие руки, похлопывание по плечу, палец вверх - «Молодец!», руки сжаты в замок и подняты вверх).
· Знаки роста и поощрения, свидетельствующие о каком-либо достижении (значок I, II, III степени; галстук синий, жёлтый, красный; солнышки, звёздочки, цветочки). · Информация об успехах и достижениях (устная или письменная; стенды, листовки, плакаты). · Книга рекордов настоящих и шуточных достижений ребят отряда. · Кубки и медали. · Личная книжка достижений (портфолио) для записей всех малых и больших достижений ребёнка. · Награда – материальная оценка детских усилий (игрушки, книги, сладкие призы, сувениры). · Назначение капитаном команды, диспетчером игры, судьёй соревнований, ведущим. · Право на получение премии, бесплатного абонемента; на занесение имени в «Книгу почёта». · Трудное задание как признание возможностей ребенка. · Шуточная привилегия дает обладателю право ходить в рубашке наизнанку, первым вставать при подъеме и т.д. · Эмоциональная поддержка: аплодисменты в честь победителя, скандирование имени всем коллективом» подбрасывание героя к потолку, проход через аплодирующий коридор, песня-посвящение (концерт- посвящение). Условия, при которых наказание будет действенными: 1. Сила и значение наказания возрастают, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Поэтому в использовании этого метода надо опираться на общественное мнение. 2. Наказание всегда персонально. Не рекомендуется за коллективный проступок наказывать нескольких ребят. Если виноваты все, все и должны отвечать. 3. Наказание эффективно, если оно понятно ребенку, и он считает его справедливым. 4. После наказания с провинившимся ребенком должны сохраняться нормальные отношения, т.е. действует принцип «наказан – прощен». 5. Наказание – сильнодействующий метод. Не торопитесь наказывать детей, если нет полной ясности в создавшейся ситуации, полной уверенности в справедливости и полезности метода. 6. Не используйте наказание как орудие мести. 7. Если решение о наказании все-таки принято, то нарушитель должен быть наказан и наказание должно быть соразмерно поступку. Формы наказания: · Беседа с ребенком о его поступке, поведении. · Временная смена дружеской позиции в общении с ребенком на официальную или нейтральную. · Обсуждение на отрядном огоньке поступка ребенка, но не его личности. · Штраф (игровой валютой).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|