Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастерская вожатого-организатора




В книге А.Н, Лутошкина «Как вести за собой» подробно рассмотрены этапы и правила организаторской работы.

· Получив задание, точно выясните, в чем оно состоит: какова его цель, к какому времени оно должно быть выполнено, что нужно сделать.

· Хорошо подготовьтесь к работе, прочитайте нужную литературу, посоветуйтесь с ребятами и коллегами, особенно с теми, кто уже выполнял подобное задание.

· Если организуемая работа требует материальных средств, надо решить, какие материалы, инструменты, снаряжение нужны, в каком количестве, где их достать, как получить и хранить.

· Постарайтесь хорошо узнать тех ребят, с которыми будете работать над заданием, узнайте способности каждого, интересы, желания.

· Составьте план работы по выполнению задания, наметив основные этапы, последовательность их выполнения. В плане отметьте, что сделаете сами, что поручите другим и кому именно.

· Подготовьте подробный план работы, тщательно обсудив его с теми, с кем предстоит выполнить задание. Постарайтесь учесть все разумные конструктивные советы и предложения.

· Помните, что в организаторской работе важно правильно расставить исполнителей и руководить ими в ходе подготовки дела. Лучше чтобы каждый получил конкретное задание, которое соответствовало бы его способностям и возможностям.

· Пусть каждый подумает над тем, что ему поручено сделать самостоятельно и как он будет это делать.

· Наиболее подготовленные и опытные ребята должны быть поставлены на самые ответственные участки. Если какую-то часть работы выполняют несколько человек (даже если двое), то один из них является «старшим», он будет отвечать за работу на этом участке. Все участники должны точно знать сроки выполнения поручений.

· Задача организатора – обеспечить связь между всеми участками работы и единство действий. Организатор сам включается в дело там, где главное, где действительно нужно помочь.

· Организатору дела или ответственному нужно тактично, вежливо, настойчиво добиваться результата, ведя постоянный контроль и учет выполнения.

· Берегите свой авторитет, стремитесь быть честными и справедливыми, показывая пример организованности, дисциплинированности и тактичности. Учитесь не только приказывать, но и подчиняться. Думайте, прежде всего, о деле, которое поручено.

Четкое и правильное планирование смены – важнейший фактор успешности работы вожатого. Организуя планирование необходимо учитывать:

· содержание программы лагерной смены, цели и задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив, работающий в лагере;

· собственные цели, задачи и возможности;

· возможности лагеря: его местонахождение (море, река, лес), инфраструктура (спортивные и игровые площадки, клуб, помещения для кружковой работы, библиотека, стадион, костюмерная, танцевальная площадка, площадь для линейки);

· информация о ребятах, их интересах, запросах, ожиданиях от жизни в лагере;

· календарные даты.

Коллективное творческое дело

Коллективное творческое дело совместная коллективная деятельность вожатых и детей. Структура КТД определяется шестью этапами.

1. Предварительная работа вожатых. Определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные педагогические задачи, намечаются различные варианты дела, организуется разведка дел.

2. Коллективное планирование КТД. Проходит на сборе-старте. Сначала в микрогруппах ребята отвечают на вопросы: Что проведем? Для кого проведем? Как проведем? Кто будет участвовать? Кто будет руководить? Где и когда проведем дело? Затем идет обсуждение групповых предложений по проведению. Наиболее интересные идеи ложатся в основу плана проведения коллективного дела. Выбирается совет дела.

3. Коллективная подготовка дела. Включены все, каждая микрогруппа выполняет конкретное задание.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов. На общем сборе ребята отвечают на вопросы: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Кто отличился?

6. Последействие КТД. Вожатые делают выводы, намечают планы на будущее, определяют, как лучше проводить следующее дело.

Варианты деления отряда на микрогруппы

По фигурам. Ребятам раздаются вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры: круги, овалы, квадраты. Они должны образовать «Круг». «Овал», «Квадрат».

С помощью открытки. Для формирования групп вожатый использует столько открыток, сколько групп ему нужно создать; Открытки разрезаются на части по количеству детей в группе. Части открыток перемешиваются и раздаются детям. Каждой группе нужно составить открытку.

По цветовой гамме. Раздаются разноцветные листочки (сколько групп столько и цветов), дети должны собраться в группы по цвету.

Капитаны. Вожатые или дети выбирают капитанов (по количеству групп), а затем каждый капитан набирает себе команду.

По строчкам известных стихотворений или песен, по сказочным и литературным персонажам.

Творческий конкурс

В жизни загородного лагеря творческий конкурс одна из самых, популярных форм работы. Ребятам нравится проявлять свою фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи.

При организации творческого конкурса необходимо помнить об алгоритме успеха:

· интересные задания, изначально творческие, а также одинаковые по направленности и сложности;

· красивое оформление;

· музыкальное сопровождение, помогающее создать настроение на сцене и в зале;

· материальное обеспечение (реквизит, декорации, костюмы);

· находчивый ведущий, быстро ориентирующийся в ситуации, умеющий импровизировать и работать с аудиторией; ® исполнительные помощники;

· компетентное жюри, для которого заранее подготовлена информация о критериях оценки конкурсов, системе баллов;

· эмоциональные зрители, включенные в активную деятельность через вопросы и задания;

· подготовленные участники;

· призы для победителей (аплодисменты, игрушки, сладкие призы, медали, грамоты, дипломы).

Познавательная викторина

Самое главное в организации познавательной викторины– правила и вопросы. Придумать правила самому нелегко. Неучтенные мелочи могут привести к конфликту, и вы получите вместо радостного времяпровождения испорченное настроен не, а вместо сплочения отряда – разобщенность. Если у вожатого нет опыта проведения интеллектуальных игр, лучше воспользоваться готовыми разработками. Тем более, что сегодня телевидение предлагает нам разнообразные состязания в эрудиции.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами – нельзя, чтобы вопрос

· требовал развернутого ответа;

· требовал узко специфических углубленных знаний;

· требовал ответа – перечисления;

· состоял из нескольких вопросов;

· был примитивным, глупым.

Организуя познавательную викторину, постарайтесь подобрать вопросы по темам (о природе, о путешественниках) и учесть временной фактор. Интеллектуальная игра не должна длиться более часа.

В течение дня на физкультурные и оздоровительные мероприятия отводите не менее 2 часов. При подготовке спортивных мероприятий следуйте правилам:

· подготовьте площадку и необходимый инвентарь;

· сформируйте команды, равные по силам, с равным числом участников; предложите им выбрать звучные, яркие названия и девизы;

· пригласите судей; обговорите критерии оценки, штрафные очки;

· подготовьте болельщиков, придумайте и разучите с ними лозунги, кричалки, напишите транспаранты;

· изготовьте информационное табло, пригласите счетную комиссию для работы;

· приготовь награды победителям и утешительные призы проигравшим.

Репетиция

Планируя работу на день, вожатые должны выделять специальное время на подготовку и репетицию отрядных и общелагерных Мероприятий. Определяя время, убедитесь, что не произойдет накладок в проведении мероприятий.

Каждому отряду организатором определяется конкретное время для прогона выступления на сцене. Вожатые помните, что детям надо дать время на сбор, на то, чтобы дойти до места репетиции. Не забудьте взять с собой весь необходимый реквизит (костюмы, декорации), сценарий, фонограммы. Если в подготовке номера занята только часть отряда, с напарником распределите обязанности, кто ведет детей на репетицию, а кто и чем занимает остальных детей.

Критерии оценки выступлений на сцене: соответствие содержания выступления заданной теме, возрастной группе; оригинальность идеи; сценическая культура выступлений (артистизм; культура речи; умение работать с микрофонами; отсутствие вульгаризмов, пошлости, сцен насилия, пропаганды алкоголя и курения); использование элементов костюма, грима, декораций; наличие музыкального оформления; динамичность выступления; массовость.

Отрядный «огонек»

Отрядный «огонек» – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, научиться понимать других людей; слушать и слышать. Это общение, когда прямо или косвенно происходит передача социального опыта от взрослого детям, от детей детям, от детей взрослым.

Перед проведением «огонька» ведущий должен ответить для себя на целый ряд вопросов:

· для чего я провожу сегодняшний «огонек»? Его цель?

· какова моя позиция по отношению к данной проблеме или предстоящему разговору, к взаимоотношениям в отряде?

· какие я буду задавать вопросы?

· чему он может научить моих ребят?

· какие могут быть выводы из разговора на «огоньке»?

Правила проведения «огонька»:

· расположите участников удобно в кругу, создайте необходимый эмоциональный настрой и поддерживайте добрую атмосферу на протяжении всего разговора;

· нельзя заставлять ребят выступать на «огоньке» или запрещать им говорить. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует;

· вожатый умело направляет разговор, учит ребят внимательно слушать других, не прерывая говорящего;

· нельзя подменять «огонек» организационным сбором отряда с решением бытовых или организационных проблем, пением песен или рассказом стихов, чаепитием и т.д., нельзя превращать его в собрание (с голосованием), в назидательное выступление вожатых, либо просто в формальный разговор в стиле: «День прошел нормально», «Настроение мое хорошее».

Примерная схема проведения отрядного «огонька»:

· настрой;

· вступительное слово вожатого (о целях и традициях «огонька», либо о той проблеме, которая будет в центре обсуждения на «огоньке»);

· высказывания детей с передачей символа «огонька» (талисмана);

· паузы (песни, стихи, легенды);

· заключительное слово ведущего;

· прощальный ритуал, заключительная песня.

Виды «огоньков»: «огонек» знакомств, тематический «огонек», «огонек» – анализ (дня, дела, конфликтной ситуации), «огонек» – откровенный разговор, прощальный «огонек».

Кругосветка

Кругосветка – это одна из форм работы, которая часто используется в лагере, т.к. позволяет включить в работу одновременно большое количество ребят. Их тематика и содержание могут быть разнообразными, например, кругосветка «Знакомство с лагерем», спортивная (литературная, познавательная) кругосветки. При подготовке кругосветки организаторам нужно:

· разработать содержание станций кругосветки и подготовить людей, которые будут на них работать. Это могут быть вожатые или ребята старших отрядов;

· разработать маршрут, который целиком зависит от условий: места проведения (помещение или улица) и от сценария игры;

· подготовить красочно оформленный маршрутный лист, который каждая команда получает перед началом игр и сохраняет его до подведения итогов. В листе нужно обозначить маршрут, указав стрелками направление движения команды;

· оформить место проведения игры;

· подготовить необходимый инвентарь, музыкальное сопровождение;

· продумать правила передвижения команд во время кругосветки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...