2. Критика взрослых: учителя и родители
2. Критика взрослых: учителя и родители Что вы говорите своим детям, когда они делают что-нибудь неправильно? А что говорят им учителя? Как уже отмечалось, дети внимательно вслушиваются не только в содержание, но и в форму, то есть не только то, что говорят им взрослые, но и как. И это особенно справедливо, если говорить о критике. Дети верят в критику, которая им адресована, и пользуются ею, чтобы сформировать свой собственный стиль объяснения. Заглянем на минутку в типичный третий класс, как делал, скажем, Кэрол Двэк, один из ведущих специалистов в мире по эмоциональному развитию. Работа Кэрол показала; как развивается оптимизм. Она может также снабдить нас ключом к пониманию того, что происходит с женщинами в детстве, что делает их более подверженными депрессии, чем мужчин. Когда класс привыкнет к вашему присутствию и успокоится, первое, что вы заметите, это удивительное различие в манере поведения девочек и мальчиков. Девочки, как правило, просто удовольствие для учителя: сидят спокойно, даже сложив руки, и как-будто бы внимательно слушают. Иногда, правда, шепчутся и хихикают, но в основном ведут себя как положено. Мальчики же — сущее наказание. Они ерзают, даже если стараются сидеть спокойно — хотя последнее случается не слишком часто. Они, похоже, и не слушают, и не подчиняются школьным правилам так пунктуально, как девочки. И уж если балуются, а это бывает сплошь да рядом, то могут начать кричать и бегать. Вот класс склонился и делает задание по подгруппам. Что говорит учитель детям, которые плохо работают? Какого Дети я родители: истомен оптимизма 203
Мальчикам, не справившимся с заданием, обычно говорят: «Ты был невнимателен», «Ты недостаточно старался», «Ты хулиганил, когда я давал задание подгруппам». К какому виду объяснений относятся эти замечания? Они временные и конкретные, но не широкие. Временные — потому что вы можете увеличить свое усердие, можете повысить внимательность (если хотите) и можете перестать хулиганить. Итак, мальчики слышат, что их несоответствие школьным требованиям объясняют временными и конкретными причинами. Девочек же, по наблюдениям Двэк, обычно клеймят совсем другим способом. Поскольку они не хулиганят и вроде бы слушают внимательно, по этим позициям их и не критикуют. И учитель акцентирует их внимание на следующем: «Ты слабовата в арифметике», «Ты всегда сдаешь неряшливую работу», «Ты никогда не проверишь задания». Основная часть временных причин (невнимательность, нестарание, дурное поведение) отбрасывается, зато на девочек обрушивается шквал замечаний постоянного и широкого характера. И что же оседает у них в итоге после третьего класса? Кэрол Двэк прояснила этот вопрос, давая девочкам из четвертого класса невыполнимые задания. А потом смотрела, как они будут объяснять, почему с ними не справились. Всем давали слова-перепутаницы, чтобы из них составить анаграммы (ZOLT, IEOF, МАРЕ и тому подобные); усилия детей были тщетны, поскольку составить из этих букв реальные слова невозможно. Все дети очень старались, но еще до того, как они исчерпали все возможные комбинации, им говорили: «Ваше время истекло». «Почему ты не выполнила (не выполнил) задание? » — спрашивал экспериментатор. 204 Мартин Э, П. Зелигмаи Девочки отвечали что-нибудь вроде: «Я плохо играю в слова» или «Думаю, что я не очень хорошо соображаю». Мальчики же, которым давали такое же задание, говорили: «Я был невнимателен», или «Я не очень старался», или вообще «Кому они нужны, ваши паршивые головоломки? »
В атом тесте девочки давали постоянные и широкие объяснения своим неудачам; объяснения же мальчиков оставляли еще место для надежды, поскольку были временными, конкретными и такими, что допускали возможность перемен. И здесь мы встречаемся со вторым источником влияния на стиль объяснения ребенка: критикой, которую взрослые адресуют ребенку при его неудачах. Снова и снова ребенок слушает внимательно, и снова и снова он слышит: «Ты глупая», «Ты нехорошая», и это накладывает отпечаток на то, что он сам о себе думает. Если же он слышит объяснения временные и конкретные типа «Ты недостаточно старался» или «Вообще-то эти головоломки — для шестого класса», то он видит, что проблемы разрешимы и носят локальный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|