Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продольное исследование «принстон -пен»




Школа

депрессии. Если он набрал от 10 до 15 — возможно, у него легкая депрессия. Если больше 15 — заметная депрес­сия; 16 —24 — умеренная. А уж если он набрал свыше 24 баллов — он вполне может оказаться в тяжелой депрессии. Однако имейте в виду следующее предупреждение: ни один тест, который проводится с использованием карандаша и бумаги не эквивалентен профессиональной диагностике! При таком тестировании возможны две ошибки. Во-первых, многие дети скрывают свои симптомы, особенно от родите­лей. Поэтому у части детей, набравших меньше 10 баллов, может в действительности быть депрессия. Во-вторых, у некоторых детей, набравших много баллов, могут быть проблемы, отличные от депрессии.

Если у вашего ребенка 10 или более баллов и он плохо учится, вполне возможно, что в его плохих оценках вино­вата депрессия, а не наоборот. Мы установили, что чем выше у четвероклассника рейтинг депрессии, тем хуже ре­бенок решает анаграммы, ниже его IQ и хуже оценки. Это верно даже применительно к детям, очень одаренным и смышленным.

Если две недели подряд ваш ребенок набирает свыше 15 баллов, вам нужно обращаться за профессиональной помощью. Если он набирает свыше 9 и ведет разговоры насчет самоубийства, также обратитесь за профессиональ­ной помощью. Идеально было бы обратиться к детскому специалисту по когнитивной или поведенческой терапии. За­гляните в Желтый справочник в разделы «Психологи», «Психиатры» или «Психотерапевты». Если вы не сумеете найти там нужного специалиста, напишите мне в Пенсиль­ванский университет или в адрес программы DART («Зна­ние, распознавание, лечение депрессии») в Национальном институте душевного здоровья в городе Роквилль, штат Мэриленд. Вместе мы сумеем подобрать вам подходящего терапевта поблизости от места вашего проживания.


220           _______________ Мартин Э. П. Зелигмаи

ПРОДОЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ПРИНСТОН -ПЕН»

Может ли в пессимистическом стиле объяснения коре­ниться причина депрессии и слабых успехов детей — подоб­но тому, как это бывает у взрослых? В 1981 году, когда этот вопрос возник в ходе моих исследований, я подумал о Джоан Джиргус. Мы с ней поддерживали контакт все эти годы и были в курсе исследований друг друга. Часть ее работы была посвящена детям; точнее, тому, как по мере роста ребенка развивается его восприятие. Я знал также, что в своем колледже в Нью-Йорке она серьезно занима­ется проблемой неуспеваемости студентов. В общем, я счи­тал, что она была бы идеальным партнером в моем иссле­довании.

«Все идет к тому, — сказал я ей при встрече, — что, как мне кажется, школьная неуспеваемость в основном свя­зана вовсе не с недостатком способностей. Наши последние данные показывают, что стоит ребенку впасть в депрессию, как его успеваемость резко падает».

Я некоторое время развивал эту идею, а затем расска­зал Джоан о последних открытиях Кэрол Двэк, которые показывают, что в плохой академической успеваемости ви­новат пессимистический стиль объяснений. «Совсем недав­но, — сказал я, — до меня дошли слухи о последней работе Кэрол. Она делила учеников начальной школы на группы «беспомощных» и «мастеров» в зависимости от их стиля объяснения. Затем она устраивала им серию неудач (неразрешимых задач), за которыми шли успехи (разреши­мые задачи)».

«До неудач между группами практически не было разни­цы. Но как только начались неудачи, появилась и удиви­тельная разница. У «беспомощных» детей стратегия реше­ния задач быстро деградировала до уровня первого класса.


Школа_____________________________________ 221

Дети начинали ненавидеть это занятие и стали говорить, как здорово они раньше играли в бейсбол или выступали в школьных спектаклях. Если случались неудачи у «масте­ров», их стратегия решения задач оставалась на уровне Четвертого класса, и они сохраняли работоспособность, хотя и признавали свои ошибки. Одна девочка из группы «мас­теров» закатала рукава и сказала: «Люблю сложные зада­чи! » Все они выражали уверенность, что снова встанут на ноги, и держались.

И вот еще что, — продолжал я, — в конце экспери­мента, когда всем детям предлагали разрешимые задачи, дети из «беспомощной» группы недооценивали свои воз­можности; так, они считали, что смогут решить только пятьдесят процентов задач такого типа, с какими они рань­ше прекрасно справлялись. Дети из группы «мастеров» считали, что сумеют решить девяносто процентов.

И мне кажется, — сказал я в заключение, — что главной проблемой, лежащей в основе депрессии и слабой успеваемости многих детей, является пессимизм. Как толь­ко ребенок приходит к мысли, что ничего не может сделать, он перестает стараться, и оценки у него ухудшаются. Мне бы хотелось заняться этой проблемой вместе с тобой».

Джоан не сразу приняла мое приглашение. Она задала еще несколько вопросов, потом задумалась и наконец ска­зала: «Я, пожалуй, готова согласиться, что решающими с точки зрения успеваемости действительно являются опти­мизм и способность не отступать перед трудностями. Но я думаю, что исследовать следует период обучения не в кол­ледже и даже не в средней школе. Видимо, видение мира складывается в начальной и неполной средней школе. Во всяком случае, до созревания, а не после».

По одному из счастливых совпадений, как раз в это время в Пенсильванский университет на первый курс аспи­рантуры приехала Сьюзен Нолен-Хексма и стала катализа-


222    ^_________________ Мартин Э. П. Зелишая

тором этого проекта. Сьюзен тогда был двадцать один год; она была тихой, но целеустремленной. Ее руководитель из Йельского университета прислал мне письмо, в котором сообщал, что она была его лучшей студенткой за десять лет и он очень завидует тому, что она решила изучать беспо­мощность у детей. Он также предупредил меня, чтобы я не принял ее спокойную манеру поведения за робость или по­средственность ума.

Я пересказал Сьюзен свой разговор с Джоан, и она немедленно заявила: «Именно этому делу я хотела бы по­святить свою жизнь».

За этим последовали два года, в течение которых мы уговаривали директоров, учителей, родителей и детей в школах вблизи Принстона, штат Нью-Джерси, а затем, наконец, Национальный институт душевного здоровья разрешить нам провести широкомасштабные исследования с целью прогно­зирования, кто подвержен депрессии и кто плохо успевает в начальной школе. Мы хотели обнаружить источник депрес­сии, которая поражает так много детей и мешает их учебе в школе. Осенью 1985 года началось так называемое «Про­дольное исследование Принстон-Пен». В этом исследова­нии принимали участие четыреста третьеклассников, их учи­теля и родители; программа должна была продолжаться почти пять лет, пока эти ребята не кончат седьмой класс.

Мы предположили, что двумя основными факторами риска с точки зрения депрессии и неуспеваемости детей являются:

ф Пессимистичный стиль объяснения. Дети, склонные считать отрицательные события постоянными, все­объемлющими и личными, через некоторое время впадают в депрессию и начинают плохо учиться.

• Неблагоприятные события. Дети, которые сталкивают­ся с этим фактором (разводы, смерти, безработица в семьях), будут учиться хуже всех.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...