Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оцените уровень депрессии своего ребенка




Дети и родители: истоки оптимизма _____________    209

тал или снижался уровень пессимизма в истории Америки, были ли одни культуры и религии пессимистичнее других.

Во-вторых, «машина времени» дала нам дополнитель­ное подтверждение того, что мы учимся своему стилю объ­яснения у своих матерей. В 1970 году был проведен опрос бывших детей из Беркли-Окленда, которые стали уже ба­бушками, а также их дочерей, теперь уже матерей. Мы обработали материалы этих опросов при помощи техники CAVE и оказалось, что результаты совпадают с данными вопросников, причем выявилось значительное сходство между уровнем пессимизма матерей и дочерей. Как отмечалось выше, один из путей, которым мы учимся оптимизму, со­стоит в. том, что мы слушаем, как наши мамы объясняют причины происходящего с ними в повседневной жизни.

В-третьих, наша «машина времени» показала впервые, что в формировании нашего оптимизма участвуют реальные кризисы, через которые мы проходим в детстве. Девочки, пережившие экономический кризис, который был преодо­лен, утвердились в понимании того, что дурные события носят временный характер и их можно изменить. Но дети, которые испытали лишения Великой Депрессии и остались затем в нищете, пришли к тому, что стали считать дурные события фиксированными и неизменными. Так что серьез­ные кризисы детской поры могут стать для нас шаблоном (вроде формочек для печенья), которым мы будем пользо­ваться всю оставшуюся жизнь для объяснения новых кри­зисов.

Кроме результатов нашей совместной работы с Гленом Элдером существует еще ряд свидетельств, подтверждаю­щих, что стиль объяснения формируется у детей в процессе преодоления или серьезных жизненных кризисов. Эти сви­детельства были кропотливо собраны английским профессо­ром Джоном Брауном, Когда я в первый раз встретился с ним, он уже десять лет ходил по самым нищим кварталам


210_______________________ Мартин Э. Я. Зелигман

Южного Лондона и брал интервью у домашних хозяек. Он опросил их около четырехсот в поисках ответа на вопрос, как предотвратить депрессии. Суммарное количество людей в тяжелой депрессии, обнаруженных им, способно было повергнуть в шок: свыше 20% опрошенных — домохозяй­ки, причем половина — в состоянии психоза. И тогда он попытался понять, чем отличаются женщины, впавшие в тяжелую депрессию в этих суровых условиях, от тех, кто оказался несокрушим?

Ему удалось выделить три защитных фактора. Доста­точно было присутствия хотя бы- одного из них, чтобы депрессия не началась, даже перед лицом тяжелых потерь и нищеты. Первый защитный фактор — интимные отноше­ния с мужем или любовником. Такие женщины побеждали депрессию. Второй фактор — работа вне дома. Третий — чтобы в семье было не более двух детей в возрасте до четырнадцати лет, о которых было бы необходимо забо­титься.

В дополнение к этим трем факторам стойкости Браун выделил два важнейших фактора риска: недавняя потеря (смерть мужа, эмиграция сына) и, что наиболее важно, смерть матери до достижения ребенком подросткового воз­раста. .

«Если мать умирает, когда вы еще малы, — объяснял Джордж, — вы думаете о дальнейших потерях самым безнадежным образом. Если ваш сын эмигрирует в Новую Зеландию, вы уже не скажете себе, что он отправился искать счастье и непременно вернется. Нет, вы будете счи­тать его все равно, что умершим. Все потери во взрослом возрасте будут казаться вам смертями».

Потеря девочкой матери — постоянна и всеобъемлю­ща. От матери зависит столь многое из того, что делает девочка. Это особенно верно до периода созревания, пока еще мальчики и орда ровесниц не стали частичной заменой.


Дети и родители; истоки оптимизма                 211

Если реальность нашей первой крупной потери определяет строй наших мыслей о причинах наших будущих потерь, то в открытиях Джорджа есть смысл. Эти несчастные дети познают, совсем как те дети из низших слоев времен Вели­кой Депрессии, что потеря постоянна и всеобъемлюща. Их мать ушла и больше не вернется, и вся их жизнь теперь обеднела. Потери в дальнейшей жизни трактуются теперь таким образом: он умер^ он никогда не вернется, я не могу дальше существовать.

Итак, теперь мы располагаем подтверждением того, что существуют три фактора, влияющих на стиль объясне­ния вашего ребенка. Во-первых, форма анализа причинных зависимостей, который он слышит от вас каждый день — особенно если вы его мать. Если ваш стиль оптимистичен, то его будет таким же. Во-вторых, форма критики, адресуе­мой ему при неудачах: если критика носит постоянный и всеобъемлющий характер, то у него будет формироваться пессимистичный взгляд на самого себя. И, в-третьих, ре­альные потери и травмы раннего возраста: если они релак-сируют, у него вырабатывается теория, что дурные события можно изменить и покорить. Но если же они неизменны и всеобъемлющи, то можно считать, что в сознании ребенка посеяны семена беспомощности.


ГЛАВА 8

ШКОЛА

Однажды в прохладный и ветреный день апреля 1970 года, когда я был еще совсем молодым профессором Пен­сильванского университета, я оказался в очереди желающих войти в Хэддон-Холл, некогда импозантный, а теперь слегка пришедший в упадок отель, который ждал, пока Атлантик-Сити превратится в своего рода Лас-Вегас на востоке стра­ны. Поводом собрания был очередной съезд Восточной ассоциации психологов. Передо мной стояла женщина, ко­торая со спины не показалась мне знакомой; но стоило ей повернуть голову, как я открыл рот от изумления. Мы с ней дружили на протяжении всего детства.

«Джоан Стерн, — воскликнул я, — ты ли это? »

«Мартин Зелигман! А ты что тут делаешь? »

«Я — психолог», — сказал я.

«И я! »

Мы расхохотались. Ну, конечно, кем же еще могли мы быть, если ждали регистрации на этом съезде в этот выход­ной. Джоан защитила докторскую по психологии в Новой школе социальных исследований, я — в Пенсильванском университете, и вот мы, два профессора, были тут как тут.

Мы вместе ходили в детский сад («Помнишь мисс Мэнвилль? ») и росли в трех кварталах друг от друга («Стит-тиг все еще на месте? »). Когда меня послали в привилеги­рованную академию в Олбени, она поступила в ее эквива­лент для девочек, Сент-Агнес. Жизнь у обоих резко улуч­шилась с того самого дня, как мы покинули Олбени и поступили в колледж. Мы открыли, что в мире полно людей вроде нас, а внешность Дэбби Рейнольде и музыку


Школа____________________________________ 213

Элвиса Пресли любят вовсе не везде, так же, как не везде презирают живой ум. Джоан теперь была замужем, носила фамилию Джиргус.

Я спросил, над чем она сейчас работает. «Я занимаюсь детьми, — отвечала она, — их восприятием и мышлением, и как все это меняется с возрастом». Она рассказала мне о своей очаровательной работе, посвященной зрительным ил­люзиям. Я рассказал ей о приобретенной беспомощности.

«Твой отец жив? — спросила она. — Как, наверное, тебе было трудно», — вздохнула она, узнав о его смерти. Она прекрасно понимала тяжесть этой потери; ее мама умерла, когда Джоан была еще подростком.

По ходу собрания мы проводили все больше и больше времени вместе, пытаясь увязать наше общее прошлое с нынешней жизнью. К тому моменту, как мы расстались, мы оба пришли к мысли, что когда-нибудь наши научные интересы (детство и самоконтроль) вполне могут состыко­ваться.

Впоследствии Джоан стала деканом факультета соци­альных наук в Нью-Йоркском городском колледже, а за­тем деканом в колледже Пристонского университета, я же продолжал свою работу по стилю объяснения. Прошло еще десять лет, прежде чем наши интересы совпали. И тогда они срослись вокруг вопроса об оптимизме в классе.

Как влияет стиль объяснения ребенка на его школьные успехи?

Давайте начнем с того, что вернемся к основной теории. Когда мы в чем-то терпим поражение, мы все ощущаем беспомощность и депрессию — по крайней мере, на мгно­вение. Мы не предпринимаем сознательных действий так быстро, как могли бы в другой ситуации, а иногда и вообще не пытаемся. Если пытаемся, то не очень настойчиво. Как вы уже прочитали, стиль объяснения — великий модулятор


214                                         Мартин Э. П. Зелигман

приобретенной беспомощности. Оптимисты оправляются от этой мгновенной беспомощности почти сразу. Довольно быстро после поражения они собираются, встряхиваются и возобновляют свои попытки. Для них поражение — это вызов, препятствие на пути к неизбежной победе. Оно носит временный и конкретный, а не всеобъемлющий характер.

Пессимисты увязают в своем поражении, которое счи­тают постоянным и всеобъемлющим. Они впадают в деп­рессию и' остаются беспомощными в течение очень долгого времени. Для них препятствие — синоним поражения, а поражение в одной битве — все равно что проигрыш вой­ны. Они не предпринимают новых попыток неделями и месяцами, а если и пытаются, то малейшее новое препятст­вие вновь отбрасывает их в беспомощное состояние.

Теория четко предсказывает, что и в классе, и, как мы узнаем в следующей главе, на спортплощадке успех не обя­зательно приходит к самым одаренным. Приз вполне мо­жет достаться тем, кто при адекватной талантливости явля­ется оптимистом.

Верны ли эти предсказания?

В КЛАССЕ

Недавно я познакомился с историей одного мальчика, которого я буду называть Аланом. В возрасте девяти лет он относился к категории детей, которую некоторые психо­логи называют «омега» — таких робких, с плохой коорди­нацией, которых в играх выбирают последними. Он был, однако, исключительно ярким и одаренным художником. По словам учителя рисования, ему не приходилось видеть лучших рисунков, сделанных ребенком в начальной школе. На десятом году жизни Алана его родители разошлись, и он впал в депрессию. Отметки у него резко ухудшились, он стал неразговорчивым и утратил интерес к рисованию.


Школа____________________________________ 215_

Но учитель рисования не поставил на нем крест и попытался разговорить мальчика. И тут он узнал, что Алан считает себя глупым, неудачником и неженкой, и вообще каким-то образом возлагает на себя вину за развод родите­лей. Учитель стал терпеливо объяснять Алану, как он оши­бается в своих самооценках, и подвел Алана к другому, более реалистичному суждению относительно себя. Посте­пенно Алан пришел к пониманию того, что он не только не глуп, а исключительно удачлив. Он узнал, что координация приходит к некоторым мальчикам с опозданием, а тот факт, что спорт дается ему с трудом, делает его попытки еще более достойными уважения. Учитель был знаком с роди­телями Алана и сумел доказать ему, что тот совсем не виноват в их разводе.

В сущности, он помог Алану изменить стиль объясне­ния. Не прошло и нескольких месяцев, как Алан стал получать высшие оценки в школе и добиваться первых успехов в спорте, возмещая упорством и энтузиазмом не­достаток мастерства. Он уже больше не был ребенком ка­тегории «омега», а стал на путь к тому, чтобы стать под­ростком «альфа».

Если ваш ребенок плохо успевает в школе, это еще не причина для того, чтобы учителя и даже вы сделали оши­бочный вывод, что он бездарен и даже глуп. Может ока­заться, что ваш ребенок в депрессии, и его депрессия меша­ет ему настойчиво пытаться и рисковать во имя того, чтобы раскрыть свой потенциал. Будет гораздо хуже, если вы придете к выводу, что ваш ребенок Глупый и бездарный, а он об этом узнает и включит эту характеристику в свою самооценку. Его стиль объяснения может при этом стать еще хуже, а плохая успеваемость войдет в привычку.


216                                          Мартия Э„ /7. Зелигмая

ОЦЕНИТЕ УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИИ СВОЕГО РЕБЕНКА

Как узнать, не впал ли ваш ребенок в депрессию?

Уверенно поставить диагноз можно только в результа­те беседы с психологом или психиатром. Но ориентировоч­ное представление можно получить, используя приведенный ниже тест. Он является вариантом теста на депрессию, ко­торому вы подвергали себя в главе 4; его составили Мирна Вейсман, Хелен Орвашелл и Н. Падиан, которые работают в Центре эпидемиологических исследований Национально­го института душевного здоровья. Его называют тестом CES-DC (английская аббревиатура от «Центр эпидемио­логических исследований — ребенок в депрессии»). Вот как можно преподнести его ребенку:

«Я читал книгу про то, как чувствуют себя дети, и мне стало интересно, как ты себя чувствуешь последнее время. Иногда детям трудно подобрать слова, чтобы описать, как они себя чувствуют. Этот тест может им помочь. Видишь, у каждого предложения имеются четыре варианта уточняю­щих ответов. Я хочу, чтобы ты прочитал каждую фразу и выбрал тот вариант, который лучше всего описывает твои ощущения и действия на прошлой неделе. Выбрал ответ — переходи к следующему пункту. Имей в виду, что здесь нет правильных и неправильных ответов».

Ha npoiiLiou неделе:

1. Меня беспокоили вещи, которые обычно не бес­
покоят.

Совсем нет    Чуть-чуть    Отчасти  Сильно

2. Мне не хотелось есть, я был не особенно голоден.
Совсем нет   Чуть-чуть  Отчасти      Сильно


Школя                                                                    217

3. Я не мог радоваться, даже когда моя семья и
друзья пытались мне помочь чувствовать себя
лучше.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

4. Я чувствовал, что я хуже других детей.
Совсем нет  Чуть-чуть Отчасти    Сильно

5. Я. чувствовал, что невнимателен к тому, что
делаю.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

6. Я чувствовал упадок.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

7. Я чувствовал себя слишком усталым, чтобы
что-нибудь делать.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

8. Я чувствовал, что должно случиться что-то
плохое.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

9. Я чувствовал, что вещи, которые я делал рань-
ше, теперь не получаются.

Совсем нет   Чуть-чуть Отчасти  Сильно

10. Я чувствовал страх.

Совсем нет   Чуть-чуть Отчасти  Сильно

И. Я спал хуже, чем обычно.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

12. Я чувствовал себя несчастным.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно


218_______________________ Мартин Э. 77. Зелигмав

13. Я был тише обычного.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

14. Я чувствовал себя одиноким, как-будто у меня
совсем нет друзей.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

15. У меня было ощущение, что знакомые ребята не
дружат со мной, не хотят со мной проводить вре­
мя.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

16. Я плохо проводил время.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

17. Мне хотелось плакать.

Совсем нет   Чуть-чуть Отчасти    Сильно

18. Мне было грустно.

Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

19. Мне казалось, что я не нравлюсь людям.
Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

20. Было трудно за что-нибудь приняться.
Совсем нет    Чуть-чуть Отчасти    Сильно

Подвести итог совсем просто. Каждый ответ «Совсем нет» — 0 баллов, «Чуть-чуть» — 1 балл, «Отчасти» — 2 балла, «Сильно» — 3 балла.

Сложите отмеченные числа. Если ребенок отметил два ответа к одному вопросу, в расчет возьмите больший из них.

Теперь нужно интерпретировать результат: если ребе­нок набрал от 0 до 9 баллов, то, скорее всего, он не в


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...