Оцените уровень депрессии своего ребенка
Дети и родители: истоки оптимизма _____________ 209 тал или снижался уровень пессимизма в истории Америки, были ли одни культуры и религии пессимистичнее других. Во-вторых, «машина времени» дала нам дополнительное подтверждение того, что мы учимся своему стилю объяснения у своих матерей. В 1970 году был проведен опрос бывших детей из Беркли-Окленда, которые стали уже бабушками, а также их дочерей, теперь уже матерей. Мы обработали материалы этих опросов при помощи техники CAVE и оказалось, что результаты совпадают с данными вопросников, причем выявилось значительное сходство между уровнем пессимизма матерей и дочерей. Как отмечалось выше, один из путей, которым мы учимся оптимизму, состоит в. том, что мы слушаем, как наши мамы объясняют причины происходящего с ними в повседневной жизни. В-третьих, наша «машина времени» показала впервые, что в формировании нашего оптимизма участвуют реальные кризисы, через которые мы проходим в детстве. Девочки, пережившие экономический кризис, который был преодолен, утвердились в понимании того, что дурные события носят временный характер и их можно изменить. Но дети, которые испытали лишения Великой Депрессии и остались затем в нищете, пришли к тому, что стали считать дурные события фиксированными и неизменными. Так что серьезные кризисы детской поры могут стать для нас шаблоном (вроде формочек для печенья), которым мы будем пользоваться всю оставшуюся жизнь для объяснения новых кризисов. Кроме результатов нашей совместной работы с Гленом Элдером существует еще ряд свидетельств, подтверждающих, что стиль объяснения формируется у детей в процессе преодоления или серьезных жизненных кризисов. Эти свидетельства были кропотливо собраны английским профессором Джоном Брауном, Когда я в первый раз встретился с ним, он уже десять лет ходил по самым нищим кварталам
210_______________________ Мартин Э. Я. Зелигман Южного Лондона и брал интервью у домашних хозяек. Он опросил их около четырехсот в поисках ответа на вопрос, как предотвратить депрессии. Суммарное количество людей в тяжелой депрессии, обнаруженных им, способно было повергнуть в шок: свыше 20% опрошенных — домохозяйки, причем половина — в состоянии психоза. И тогда он попытался понять, чем отличаются женщины, впавшие в тяжелую депрессию в этих суровых условиях, от тех, кто оказался несокрушим? Ему удалось выделить три защитных фактора. Достаточно было присутствия хотя бы- одного из них, чтобы депрессия не началась, даже перед лицом тяжелых потерь и нищеты. Первый защитный фактор — интимные отношения с мужем или любовником. Такие женщины побеждали депрессию. Второй фактор — работа вне дома. Третий — чтобы в семье было не более двух детей в возрасте до четырнадцати лет, о которых было бы необходимо заботиться. В дополнение к этим трем факторам стойкости Браун выделил два важнейших фактора риска: недавняя потеря (смерть мужа, эмиграция сына) и, что наиболее важно, смерть матери до достижения ребенком подросткового возраста. . «Если мать умирает, когда вы еще малы, — объяснял Джордж, — вы думаете о дальнейших потерях самым безнадежным образом. Если ваш сын эмигрирует в Новую Зеландию, вы уже не скажете себе, что он отправился искать счастье и непременно вернется. Нет, вы будете считать его все равно, что умершим. Все потери во взрослом возрасте будут казаться вам смертями». Потеря девочкой матери — постоянна и всеобъемлюща. От матери зависит столь многое из того, что делает девочка. Это особенно верно до периода созревания, пока еще мальчики и орда ровесниц не стали частичной заменой.
Дети и родители; истоки оптимизма 211 Если реальность нашей первой крупной потери определяет строй наших мыслей о причинах наших будущих потерь, то в открытиях Джорджа есть смысл. Эти несчастные дети познают, совсем как те дети из низших слоев времен Великой Депрессии, что потеря постоянна и всеобъемлюща. Их мать ушла и больше не вернется, и вся их жизнь теперь обеднела. Потери в дальнейшей жизни трактуются теперь таким образом: он умер^ он никогда не вернется, я не могу дальше существовать. Итак, теперь мы располагаем подтверждением того, что существуют три фактора, влияющих на стиль объяснения вашего ребенка. Во-первых, форма анализа причинных зависимостей, который он слышит от вас каждый день — особенно если вы его мать. Если ваш стиль оптимистичен, то его будет таким же. Во-вторых, форма критики, адресуемой ему при неудачах: если критика носит постоянный и всеобъемлющий характер, то у него будет формироваться пессимистичный взгляд на самого себя. И, в-третьих, реальные потери и травмы раннего возраста: если они релак-сируют, у него вырабатывается теория, что дурные события можно изменить и покорить. Но если же они неизменны и всеобъемлющи, то можно считать, что в сознании ребенка посеяны семена беспомощности. ГЛАВА 8 ШКОЛА Однажды в прохладный и ветреный день апреля 1970 года, когда я был еще совсем молодым профессором Пенсильванского университета, я оказался в очереди желающих войти в Хэддон-Холл, некогда импозантный, а теперь слегка пришедший в упадок отель, который ждал, пока Атлантик-Сити превратится в своего рода Лас-Вегас на востоке страны. Поводом собрания был очередной съезд Восточной ассоциации психологов. Передо мной стояла женщина, которая со спины не показалась мне знакомой; но стоило ей повернуть голову, как я открыл рот от изумления. Мы с ней дружили на протяжении всего детства. «Джоан Стерн, — воскликнул я, — ты ли это? » «Мартин Зелигман! А ты что тут делаешь? » «Я — психолог», — сказал я. «И я! » Мы расхохотались. Ну, конечно, кем же еще могли мы быть, если ждали регистрации на этом съезде в этот выходной. Джоан защитила докторскую по психологии в Новой школе социальных исследований, я — в Пенсильванском университете, и вот мы, два профессора, были тут как тут.
Мы вместе ходили в детский сад («Помнишь мисс Мэнвилль? ») и росли в трех кварталах друг от друга («Стит-тиг все еще на месте? »). Когда меня послали в привилегированную академию в Олбени, она поступила в ее эквивалент для девочек, Сент-Агнес. Жизнь у обоих резко улучшилась с того самого дня, как мы покинули Олбени и поступили в колледж. Мы открыли, что в мире полно людей вроде нас, а внешность Дэбби Рейнольде и музыку Школа____________________________________ 213 Элвиса Пресли любят вовсе не везде, так же, как не везде презирают живой ум. Джоан теперь была замужем, носила фамилию Джиргус. Я спросил, над чем она сейчас работает. «Я занимаюсь детьми, — отвечала она, — их восприятием и мышлением, и как все это меняется с возрастом». Она рассказала мне о своей очаровательной работе, посвященной зрительным иллюзиям. Я рассказал ей о приобретенной беспомощности. «Твой отец жив? — спросила она. — Как, наверное, тебе было трудно», — вздохнула она, узнав о его смерти. Она прекрасно понимала тяжесть этой потери; ее мама умерла, когда Джоан была еще подростком. По ходу собрания мы проводили все больше и больше времени вместе, пытаясь увязать наше общее прошлое с нынешней жизнью. К тому моменту, как мы расстались, мы оба пришли к мысли, что когда-нибудь наши научные интересы (детство и самоконтроль) вполне могут состыковаться. Впоследствии Джоан стала деканом факультета социальных наук в Нью-Йоркском городском колледже, а затем деканом в колледже Пристонского университета, я же продолжал свою работу по стилю объяснения. Прошло еще десять лет, прежде чем наши интересы совпали. И тогда они срослись вокруг вопроса об оптимизме в классе. Как влияет стиль объяснения ребенка на его школьные успехи? Давайте начнем с того, что вернемся к основной теории. Когда мы в чем-то терпим поражение, мы все ощущаем беспомощность и депрессию — по крайней мере, на мгновение. Мы не предпринимаем сознательных действий так быстро, как могли бы в другой ситуации, а иногда и вообще не пытаемся. Если пытаемся, то не очень настойчиво. Как вы уже прочитали, стиль объяснения — великий модулятор
214 Мартин Э. П. Зелигман приобретенной беспомощности. Оптимисты оправляются от этой мгновенной беспомощности почти сразу. Довольно быстро после поражения они собираются, встряхиваются и возобновляют свои попытки. Для них поражение — это вызов, препятствие на пути к неизбежной победе. Оно носит временный и конкретный, а не всеобъемлющий характер. Пессимисты увязают в своем поражении, которое считают постоянным и всеобъемлющим. Они впадают в депрессию и' остаются беспомощными в течение очень долгого времени. Для них препятствие — синоним поражения, а поражение в одной битве — все равно что проигрыш войны. Они не предпринимают новых попыток неделями и месяцами, а если и пытаются, то малейшее новое препятствие вновь отбрасывает их в беспомощное состояние. Теория четко предсказывает, что и в классе, и, как мы узнаем в следующей главе, на спортплощадке успех не обязательно приходит к самым одаренным. Приз вполне может достаться тем, кто при адекватной талантливости является оптимистом. Верны ли эти предсказания? В КЛАССЕ Недавно я познакомился с историей одного мальчика, которого я буду называть Аланом. В возрасте девяти лет он относился к категории детей, которую некоторые психологи называют «омега» — таких робких, с плохой координацией, которых в играх выбирают последними. Он был, однако, исключительно ярким и одаренным художником. По словам учителя рисования, ему не приходилось видеть лучших рисунков, сделанных ребенком в начальной школе. На десятом году жизни Алана его родители разошлись, и он впал в депрессию. Отметки у него резко ухудшились, он стал неразговорчивым и утратил интерес к рисованию. Школа____________________________________ 215_ Но учитель рисования не поставил на нем крест и попытался разговорить мальчика. И тут он узнал, что Алан считает себя глупым, неудачником и неженкой, и вообще каким-то образом возлагает на себя вину за развод родителей. Учитель стал терпеливо объяснять Алану, как он ошибается в своих самооценках, и подвел Алана к другому, более реалистичному суждению относительно себя. Постепенно Алан пришел к пониманию того, что он не только не глуп, а исключительно удачлив. Он узнал, что координация приходит к некоторым мальчикам с опозданием, а тот факт, что спорт дается ему с трудом, делает его попытки еще более достойными уважения. Учитель был знаком с родителями Алана и сумел доказать ему, что тот совсем не виноват в их разводе.
В сущности, он помог Алану изменить стиль объяснения. Не прошло и нескольких месяцев, как Алан стал получать высшие оценки в школе и добиваться первых успехов в спорте, возмещая упорством и энтузиазмом недостаток мастерства. Он уже больше не был ребенком категории «омега», а стал на путь к тому, чтобы стать подростком «альфа». Если ваш ребенок плохо успевает в школе, это еще не причина для того, чтобы учителя и даже вы сделали ошибочный вывод, что он бездарен и даже глуп. Может оказаться, что ваш ребенок в депрессии, и его депрессия мешает ему настойчиво пытаться и рисковать во имя того, чтобы раскрыть свой потенциал. Будет гораздо хуже, если вы придете к выводу, что ваш ребенок Глупый и бездарный, а он об этом узнает и включит эту характеристику в свою самооценку. Его стиль объяснения может при этом стать еще хуже, а плохая успеваемость войдет в привычку. 216 Мартия Э„ /7. Зелигмая ОЦЕНИТЕ УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИИ СВОЕГО РЕБЕНКА Как узнать, не впал ли ваш ребенок в депрессию? Уверенно поставить диагноз можно только в результате беседы с психологом или психиатром. Но ориентировочное представление можно получить, используя приведенный ниже тест. Он является вариантом теста на депрессию, которому вы подвергали себя в главе 4; его составили Мирна Вейсман, Хелен Орвашелл и Н. Падиан, которые работают в Центре эпидемиологических исследований Национального института душевного здоровья. Его называют тестом CES-DC (английская аббревиатура от «Центр эпидемиологических исследований — ребенок в депрессии»). Вот как можно преподнести его ребенку: «Я читал книгу про то, как чувствуют себя дети, и мне стало интересно, как ты себя чувствуешь последнее время. Иногда детям трудно подобрать слова, чтобы описать, как они себя чувствуют. Этот тест может им помочь. Видишь, у каждого предложения имеются четыре варианта уточняющих ответов. Я хочу, чтобы ты прочитал каждую фразу и выбрал тот вариант, который лучше всего описывает твои ощущения и действия на прошлой неделе. Выбрал ответ — переходи к следующему пункту. Имей в виду, что здесь нет правильных и неправильных ответов». Ha npoiiLiou неделе: 1. Меня беспокоили вещи, которые обычно не бес Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 2. Мне не хотелось есть, я был не особенно голоден. Школя 217 3. Я не мог радоваться, даже когда моя семья и Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 4. Я чувствовал, что я — хуже других детей. 5. Я. чувствовал, что невнимателен к тому, что Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 6. Я чувствовал упадок. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 7. Я чувствовал себя слишком усталым, чтобы Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 8. Я чувствовал, что должно случиться что-то Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 9. Я чувствовал, что вещи, которые я делал рань- Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 10. Я чувствовал страх. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно И. Я спал хуже, чем обычно. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 12. Я чувствовал себя несчастным. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 218_______________________ Мартин Э. 77. Зелигмав 13. Я был тише обычного. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 14. Я чувствовал себя одиноким, как-будто у меня Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 15. У меня было ощущение, что знакомые ребята не Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 16. Я плохо проводил время. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 17. Мне хотелось плакать. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 18. Мне было грустно. Совсем нет Чуть-чуть Отчасти Сильно 19. Мне казалось, что я не нравлюсь людям. 20. Было трудно за что-нибудь приняться. Подвести итог совсем просто. Каждый ответ «Совсем нет» — 0 баллов, «Чуть-чуть» — 1 балл, «Отчасти» — 2 балла, «Сильно» — 3 балла. Сложите отмеченные числа. Если ребенок отметил два ответа к одному вопросу, в расчет возьмите больший из них. Теперь нужно интерпретировать результат: если ребенок набрал от 0 до 9 баллов, то, скорее всего, он не в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|