Школа 223. 1. Стиль объяснения. 2. Неблагоприятные события
Школа 223 В настоящее время в нашем распоряжении находятся данные, собранные в течение первых четырех лет этой пятилетней программы. Самым сильным фактором риска для позднейшей депрессии является (и это не удивительно) более ранний приступ депрессии. Если дети хоть раз впадали в депрессию, у них возникает склонность к рецидиву; если же у детей в третьем классе не случалось депрессии, то была высокая вероятность того, что они с ней не встретятся ни в четвертом, ни в пятом классе. Чтобы это обнаружить, не требовалось проводить исследование стоимостью полмиллиона долларов. Но кроме этого (и, пожалуй, поважнее) было установлено, что действительно стиль объяснения и неблагоприятные события жизни детей являются существенными факторами риска с точки зрения депрессии. Рассмотрим теперь действия этих факторов по отдельности. 1. Стиль объяснения Дети с пессимистическим стилем оказываются в крайне невыгодном положении. Если ваш ребенок начинает учиться в третьем классе с пессимистической оценкой по тесту CASQ, ему угрожает депрессия. Мы разделили всех детей на тех, у кого соответствующая оценка ухудшалась со временем, и тех, у кого она, наоборот, улучшалась. Стиль объяснения позволяет дифференцировать эти две группы по следующим тенденциям: • Если ты пришел в третий класс с пессимистическим • Если ты пришел с пессимизмом и находишься в деп • Если ты пришел с оптимизмом и находишься в деп • Если ты пришел с оптимизмом и не находишься в
224_____________________ Мяртяя Э, /7. Зелигман Что бывает сначала: пессимизм или депрессия? Ведь как пессимизм может привести вас к депрессии, так и депрессия может заставить вас смотреть на мир пессимистически. Оказывается, возможно и то, и другое. Если в третьем классе у тебя была депрессия, то в четвертом твой пессимизм усилится; если ты был пессимист в третьем классе, то в четвертом ты можешь впасть в более тяжелую депрессию. Эти два фактора образуют порочный круг. Синди попала в этот порочный круг. Зимой, когда она училась в третьем классе, родители сказали Синди, что они разводятся, отец ушел из семьи. Ее стиль объяснения и раньше был несколько пессимистичнее среднего, но теперь она стала апатичной и плаксивой. Оценки ее депрессии подскочили до небес. Ухудшилась ее учеба, она стала сторониться друзей, как часто делают дети в депрессии. Девочка стала считать себя нелюбимой и глупой, и это сделало ее стиль объяснения более пессимистичным. В свою очередь, пессимистический стиль затруднил для нее возможность переносить разочарования. Синди стала истолковывать даже мелкие неприятности как свидетельство того, что ее никто не любит и что она плохая, и она стала впадать в еще более глубокую депрессию. Уловить, когда этот порочный круг формируется у вашего ребенка, и научиться разрывать его — одна из важнейших вещей, которым должны научиться родители. Как это сделать, вы узнаете в главе 13. 2. Неблагоприятные события Чем больше неприятностей выпадает на долю ребенка, тем сильнее его депрессия. Дети — оптимисты, сопротивляются неблагоприятным событиям лучше, чем пессимисты, дети, популярные среди сверстников, лучше, чем непопулярные. Но это не в силах помешать неблагоприятным Школа 225
событиям оказывать депрессирующее влияние на всех детей. Обратите особое внимание на некоторые события. Если они происходят, вам придется уделить своему ребенку максимум времени и всю, какую только возможно, помощь и поддержку. Именно в это время следует воспользоваться на практике упражнениями, о которых вы узнаете в главе 13, • Брат, или сестра, уходит из дома, чтобы поступить в • Умирает любимое домашнее животное; сколь обыч • Умирает дедушка или бабушка, которых ребенок хо • Ребенок переходит в новую школу — и тем самым • Вы ссоритесь со своим супругом (супругой). ф Вы разводитесь или расходитесь; вместе с родительскими ссорами это — проблема номер один. РОДИТЕЛЬСКИЕ СКАНДАЛЫ И РАЗВОД Вследствие того, что разводы и серьезные ссоры между родителями учащаются и становятся важнейшими причинами депрессии у детей, мы в своем «продольном исследовании» уделили особое внимание детям, которые сталкивались с этими явлениями. Когда мы начинали исследование, 60 детей — около 15% — сообщили, что их родители либо в разводе, либо живут врозь. Мы внимательно наблюдали за этими детьми в течение трех последних лет и имели возможность сопоставить их с остальными. То, что они рассказывали нам, мо-. жет иметь важные последствия для нашего общества в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|