Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа  223. 1. Стиль объяснения. 2. Неблагоприятные события




Школа                                                                    223

В настоящее время в нашем распоряжении находятся данные, собранные в течение первых четырех лет этой пя­тилетней программы. Самым сильным фактором риска для позднейшей депрессии является (и это не удивительно) более ранний приступ депрессии. Если дети хоть раз впадали в депрессию, у них возникает склонность к рецидиву; если же у детей в третьем классе не случалось депрессии, то была высокая вероятность того, что они с ней не встретятся ни в четвертом, ни в пятом классе. Чтобы это обнаружить, не требовалось проводить исследование стоимостью полмил­лиона долларов. Но кроме этого (и, пожалуй, поважнее) было установлено, что действительно стиль объяснения и неблагоприятные события жизни детей являются сущест­венными факторами риска с точки зрения депрессии. Рас­смотрим теперь действия этих факторов по отдельности.

1. Стиль объяснения

Дети с пессимистическим стилем оказываются в крайне невыгодном положении. Если ваш ребенок начинает учить­ся в третьем классе с пессимистической оценкой по тесту CASQ, ему угрожает депрессия. Мы разделили всех детей на тех, у кого соответствующая оценка ухудшалась со вре­менем, и тех, у кого она, наоборот, улучшалась. Стиль объяснения позволяет дифференцировать эти две группы по следующим тенденциям:

• Если ты пришел в третий класс с пессимистическим
стилем и не впал пока в депрессию, у тебя много
шансов впасть в нее позднее.

• Если ты пришел с пессимизмом и находишься в деп­
рессии, ты в ней и останешься.

• Если ты пришел с оптимизмом и находишься в деп­
рессии, она ослабнет.

• Если ты пришел с оптимизмом и не находишься в
депрессии, то останешься свободным от нее.


224_____________________ Мяртяя Э, /7. Зелигман

Что бывает сначала: пессимизм или депрессия?

Ведь как пессимизм может привести вас к депрессии, так и депрессия может заставить вас смотреть на мир пес­симистически. Оказывается, возможно и то, и другое. Если в третьем классе у тебя была депрессия, то в четвертом твой пессимизм усилится; если ты был пессимист в третьем клас­се, то в четвертом ты можешь впасть в более тяжелую депрессию. Эти два фактора образуют порочный круг.

Синди попала в этот порочный круг. Зимой, когда она училась в третьем классе, родители сказали Синди, что они разводятся, отец ушел из семьи. Ее стиль объяснения и раньше был несколько пессимистичнее среднего, но теперь она стала апатичной и плаксивой. Оценки ее депрессии под­скочили до небес. Ухудшилась ее учеба, она стала сторо­ниться друзей, как часто делают дети в депрессии. Девочка стала считать себя нелюбимой и глупой, и это сделало ее стиль объяснения более пессимистичным. В свою очередь, пессимистический стиль затруднил для нее возможность переносить разочарования. Синди стала истолковывать даже мелкие неприятности как свидетельство того, что ее никто не любит и что она плохая, и она стала впадать в еще более глубокую депрессию.

Уловить, когда этот порочный круг формируется у ва­шего ребенка, и научиться разрывать его — одна из важ­нейших вещей, которым должны научиться родители. Как это сделать, вы узнаете в главе 13.

2. Неблагоприятные события

Чем больше неприятностей выпадает на долю ребенка, тем сильнее его депрессия. Дети — оптимисты, сопротив­ляются неблагоприятным событиям лучше, чем пессимисты, дети, популярные среди сверстников, лучше, чем непопу­лярные. Но это не в силах помешать неблагоприятным


Школа                                                                     225

событиям оказывать депрессирующее влияние на всех де­тей.

Обратите особое внимание на некоторые события. Если они происходят, вам придется уделить своему ребенку мак­симум времени и всю, какую только возможно, помощь и поддержку. Именно в это время следует воспользоваться на практике упражнениями, о которых вы узнаете в главе 13,

• Брат, или сестра, уходит из дома, чтобы поступить в
колледж или на работу.

• Умирает любимое домашнее животное; сколь обыч­
ным ни кажется это событие, оно оказывает на ре­
бенка разрушительное воздействие.

• Умирает дедушка или бабушка, которых ребенок хо­
рошо знал.

• Ребенок переходит в новую школу — и тем самым
теряет друзей.

• Вы ссоритесь со своим супругом (супругой).

ф Вы разводитесь или расходитесь; вместе с родитель­скими ссорами это — проблема номер один.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СКАНДАЛЫ И РАЗВОД

Вследствие того, что разводы и серьезные ссоры меж­ду родителями учащаются и становятся важнейшими причи­нами депрессии у детей, мы в своем «продольном исследо­вании» уделили особое внимание детям, которые сталкива­лись с этими явлениями.

Когда мы начинали исследование, 60 детей — около 15% — сообщили, что их родители либо в разводе, либо живут врозь. Мы внимательно наблюдали за этими детьми в течение трех последних лет и имели возможность сопоста­вить их с остальными. То, что они рассказывали нам, мо-. жет иметь важные последствия для нашего общества в


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...