Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи развития воображения, мышления и речи дошкольника




Введение

 

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения для жизни в завтрашнем дне. Для того, что бы лучше понять как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Эпоха индустриализации медленно, но верно заменяется эпохой, где главным товаром является информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на разных концах земного шара. Появление Интернета разрушило границы между народами.

В этом потоке информации несравненно трудней влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и образовательных учреждений. Российские педагоги уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей, – особенно в крупных городах, где пространство информации с момента развала Советского Союза существенно расширилось.

Мы вступаем в стремительно меняющийся мир. Поэтому педагогику лихорадит закономерно – и, заметим, не только в России. И острее проблемы у тех педагогов, которые инерционно мыслят, прочно находятся в усвоенных образовательных традициях и стереотипах.

Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи.

Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего.

Педагоги решают вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой? Этот парадокс возник исторически недавно – когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Все меньше удовлетворяет темпам жизни и узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия. Хорошо решена задача – новые возможности. Плохо – новые неприятности. И это касается не только научной или другой профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.

Усвоение знаний учениками в сегодняшней школе какое-то «предметно-кусочное». Очевидны негативные последствия организации обучения дошкольников по такому же принципу. Трудно ожидать, что после многих лет не складывающейся мозаики знаний, само по себе возникнет у человека системное мышление.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только "дар божий". Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач.

Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в образование. Разработкой знаний, и, главное, умений решать нестандартные задачи занимается теория решения изобретательских задач. И, несмотря на то, что эта теория уже стала мировым достоянием, самые интересные экспериментальные площадки по ее применению в образовании находятся в России. Конечно, это маленькие искорки в пробуждающемся вулкане нового образования. Правда, и развитого творческого мышления тоже недостаточно для успеха. Чтобы быть продуктивным, нужны еще, как минимум, навыки организации творческого труда.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи прогнозного характера, придумывать сказки, стишки и многое – многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта более успешно адаптируется к школе. Причем не впадает в зависимость к системе обучения. Он как бы научается сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, проявленное творческое мышление.

Нами установлено, что оптимальным средством педагогического воздействия для развития мышления, воображения и речи дошкольника является СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Разработка заданий шла на основе модели Объект-признак - значение признака (Н.Н.Хоменко).

В основе каждого задания лежит цепочка мыслительных операций, решающая определенную дидактическую задачу. Главной особенностью использования заданий является то, что работать с ними надо нелинейным способом. Например, педагог, планирующий педагогическое воздействие может использовать параллельно задание по составлению сравнений (Цель которых – выявление признаков объекта, раздел 2.1) и сразу переходить на обучение сужению поля поиска (раздел 2.4).

Важно учитывать основные принципы (автор А.А.Гин)при использовании творческих заданий:

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.

 

Данное методическое пособие – результат коллективного труда педагогов, которые занимались много лет исследовательской деятельностью. На наш взгляд, организация исследовательской работы воспитателей является стимулирующей силой преобразования педагогического процесса в условиях детского сада.

Овладев основами исследовательской деятельности, воспитатель самостоятельно наращивает новое педагогическое знание. Идет преобразование его самого и, конечно же, его воспитанников. Итогом организации исследовательской работы воспитателей явилось данное пособие.

 

Авторы выносят глубокую благодарность преподавателям и разработчикам ТРИЗ: В.Г.Березиной, М.С.Гафитулину, А.А.Гину, А.А.Нестеренко, И.Н.Мурашковска, Н.Н.Хоменко за методические материалы, консультации, идеи и критические замечания.

Уважаемых коллег Л.А.Кожевникову и В.И.Авдевича благодарим за возможность пользовать фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации исследовательской деятельности педагогов дошкольного учреждения.

Задачи развития воображения, мышления и речи дошкольника

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...