Изменение Баланса. Пределы индивидуализма. Возможности максимальной личности. Моральный бег трусцой
ИЗМЕНЕНИЕ БАЛАНСА Итак, мой диагноз таков: эпидемия депрессий коренится в общеизвестном росте индивидуализма и упадке преданности общественному благу. Это означает, что из этой ситуации существуют два выхода: первый — изменить соотношение между личным и общественным, второй — использовать возможности самой максимальной личности. Пределы индивидуализма Возможен ли долгосрочный прогноз будущего индивидуализма на базе анализа максимальной личности и подстерегающих ее ловушек? Я считаю, что отрицательные последствия неограниченного индивидуализма таковы, что, разрушая нас, она может уничтожить и себя. Я хочу сказать, что несостоятельность общества, которое превозносит индивидуума в такой степени, как наше, будет доказана ростом депрессий. Как только станет очевидно, что индивидуализм приводит, допустим, к десятикратному росту депрессий, людям станет очевидной его небезопасность. Вторым и, возможно, более важным фактором является бессмысленность. Я не настолько глуп, чтобы попытаться дать вам определение слова смысл, но одним из необходимых условий существования смысла является принадлежность к чему-то большему, чем вы. Чем больше категория, к которой вы можете себя причислить, тем больше смысла вы можете обрести. И поскольку нынешней молодежи трудно серьезно оценивать свое отношение к Богу, стремиться выполнять свои обязанности перед страной или быть частью большой и крепкой семьи, смысл в ее жизни определить тоже достаточно трудно. Гибкий оптимизм Говоря иными словами, личность — не наилучшее место для смысла. Но если индивидуум без преданности общественному производит в массовом порядке депрессию и бессмысленность, значит, что-то должно уступить. Что же? Один из вариантов сводится к тому, что крайний индивидуализм отомрет, а максимальная личность вновь превратится в личность янки. Другой пугающий вариант развития может привести к тому, что для того, чтобы побороть депрессию и обрести смысл, мы торопливо принесем в жертву обретенные благодаря индивидуализму свободы, личный контроль и беспокойство об индивидууме. Двадцатый век полон бедственных примеров обществ, которые именно так и поступали, чтобы исцелить свои беды. Примерно к этому же сводится наблюдаемая повсеместно тяга к религиозному фундаментализму.
ВОЗМОЖНОСТИ МАКСИМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ Существуют еще два возможных варианта развития, причем более обнадеживающие. Оба опираются на силу максимальной личности. Первый направлен на изменения баланса между личным и общественным путем усиления своей преданности общественному. Второй опирается на обучение оптимизму. Моральный бег трусцой Хотя ее защитные возможности были неизвестны до недавнего времени, максимальная личность совсем не беззащитна. Она способна к самосовершенствованию. И, возможно, именно благодаря процессу совершенствования она 418_______________________ Мартяя Э. П. Зелигнад может прийти к осознанию того, что ее чрезмерная поглощенность собой, вознаграждающая в кратковременном плане, опасна в плане долгосрочном. Один из вариантов выбора, перед которым стоит максимальная личность, достаточно парадоксален. Из вполне эгоистических соображений, в порядке самосовершенствования она может избрать тактику уменьшения собственной значимости, ' понимая, что чрезмерная увлеченность собой чревата депрессией и бессмысленностью. Может быть, нам удастся сохранить нашу веру в значимость личности, но сократить нашу зацикленность на собственных удобствах и неудобствах. Таким образом можно высвободить место, чтобы заново обеспечить связь с более значительными категориями.
Но даже если мы этого захотим, преданность общественным идеалам не способна возникнуть за одну ночь в культуре настолько индивидуалистической, как наша. В ней слишком много «я». И нужна новая тактика. Возьмем для сравнения бег трусцой. Бегают многие из нас, причем упорно, в любую погоду, вставая ради этого в, бог знает, какую рань. Большинству из нас эта деятельность не доставляет удовольствия, разве совсем немного. Иногда она раздражает, а зачастую физически неприятна, даже болезненна. Мы ею занимаемся потому, что она отвечает нашим долгосрочным интересам. Мы верим, что по большому счету мы от нее выгадаем, что благодаря этому самобичеванию наша жизнь станет более здоровой и продолжительной, а мы сами станем более привлекательными. Маленькое ежедневное самоотрицание обменивается на долгосрочное самоукрепление. Как только мы убедим себя, что отсутствие упражнения причинит вред нашему здоровью и благополучию, альтернатива бега трусцой сразу обретает привлекательность. Гибкий оптимизм
Как же нам в наших собственных интересах сократить свою увлеченность собой и повысить интерес в делах общества? Ответом может быть «моральный бег трусцой». Самопожертвование, которое требуется, чтобы тратить на других, на общее благо время, средства и силы, является неестественным для нынешнено поколения, для которого естественным является стремление быть везде первым. Поколение тому назад естественным было отдыхать и пировать по воскресеньям; теперь же мы пришли к убеждению, что для нас лучше расстаться с этими удовольствиями, и по воскресеньям увлекаемся прямо противоположным: физическими упражнениями и диетой. Откуда следует, что большие перемены вполне возможны.
Как мы можем сломать в себе и наших детях застарелую привычку к эгоизму? В качестве антидепрессанта мы нуждаемся тоже в упражнении — правда, не физическом, а моральном. Попробуйте выбрать для себя один из следующих вариантов поведения: • Отложите 5% своих прошлогодних доходов, облагавшихся налогами, для того, чтобы отдать их, причем не благотворительным организациям типа «Об- 420 Мартяя Э. П. Зелигмли щий путь», которые будут делать вашу работу; вы должны распределять эти деньги сами, лично. Распространите среди возможных реципиентов в той области, которая вас интересует, информацию о том, что вы собираетесь отдать, скажем, три тысячи долларов на такие-то цели. Побеседуйте с потенциальными получателями грантов и сделайте свой выбор. Раздайте деньги и проследите за ходом их использования вплоть до успешного завершения, ф Откажитесь от какого-нибудь занятия, которому вы регулярно предаетесь ради собственного удовольствия: еженедельного чревоугодия, взятого напрокат фильма по вторникам, охоты по выходным осенью, видеоигр по возвращению домой с работы, похода по магазинам за новыми ботинками. Потратьте это время (примерно вечер в неделю) на деятельность, посвященную благосостоянию других людей или общества в целом: помощь в благотворительной раздаче супа, посещение больных СПИДом, уборка общественного парка, сбор средств для своей альма-матер. Используйте для этой цели деньги, сэкономленные на лишении себя указанного выше удовольствия. • Если кто-то бездомный попросит у вас денег, погово
• Прочитав о героических или достойных осуждения Гибкий оптимизм 421
Совсем не обязательно делать все это, притворяясь полным альтруистом. Нет ничего плохого, если эти дела будут доставлять вам удовольствие помимо общего блага. Мне могут возразить, что расширение контактов во имя общественных нужд может способствовать плохому настроению, что, если уж вы хотите избежать депрессии, лучше побывать в Акапулько в компании богатых и красивых, чем провести вечер в приюте для бездомных. Кто-то считает, что посещение раз в неделю пациентов, смертельно больных СПИДом — верное средство получить депрессию на неделю. Действительно, для некоторых людей такой результат вполне возможен. Но я думаю, что знакомство с человеческими страданиями хотя и способно опечалить, вряд ли приведет к депрессии в том смысле, который употребляется в этой книге. Что действительно способно вызвать депрессию, это вообразить себя в мире, полном чудовищ: неухоженных и неопрятных бедняков, истощенных людей в последней стадии СПИДа и т. д. Любопытно, однако, что опытные добровольцы сообщают, что к их большому удивлению, они испытывали большой подъем от своей работы. При личном контакте они убеждались, что бедные и боль- 422 Мартин Э. П. Зелигмаи
Если вы будете достаточно долго заниматься общественно полезными делами, это поможет вам обрести смысл. Вы обнаружите, что труднее впадаете в депрессию, реже болеете и лучше чувствуете себя, если работаете для общего блага, а не предаетесь личным удовольствиям. И что особенно важно, внутри вас начнет исчезать, заполняясь смыслом, пустота, детище ненасытного индивидуализма. В наш век выбора этот выбор — наш.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|