Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Some elements of the information educational environment of the general educational institution formation under the conditions of the education systemdigitalization




Выводы.

В статье рассмотрены вопросов внедрения высокотехнологичных решений в отрасль информационного пространства школы с учетом использования цифровых средств обучения на примере школы «Иннополис». Приведены требования, предъявленные к участникам образовательного процесса, в рамках которых функционирует «оцифрованное» образовательное пространство. Данные вопросы являются актуальными в связи с четвертой промышленной революцией описанной в (Г. Ф. Мингалеев, 2020: 103). Данные, изложенные в статье, актуальны при проектировании образовательного пространства школ, гимназий и лицеев с информационно-образовательным уклоном.

Список использованной литературы:

1. Бояркина Э. В. Приоритетный национальный проект " Образование" - механизм модернизации образования // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. - Москва: ООО " Макс пресс", 2015. - с. 75-78.

2. Карпов А. О., Хафизов И. И., Хайруллина Л. Р., Карпов А. О. Управление качеством образовательного процесса на уроке проектной деятельности при использовании различных технологий // Проблемы электроэнергетики и телекоммуникаций севера России - 2020. - Москва: Издательство " Знание-М", 2020. - с. 342-343.

3. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27–33.

4. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100–106.

5. Карпов А. О., Карпов А. О., Булатова Г. Г., Тиваков М. В. 2021 Современные технологические направления развития элементов антропоморфной робототехники, Наука и инновации 21 века, 2020 - с. 80-82.

6. Карпов А. О., Карпов А. О., Гречкина К. В., Бадрутдинов И. Р. К особенностям разработки автоматизированной комплексной системы безопасности, Наука и инновации 21 века, 2020 - с. 65-67.

7. Гибадуллин Р. Ф. Развитие единообразного формализма защиты точечных, линейных и площадных объектов картографии // Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. 2010. – №2. – С. 102-107.

8. Мингалеев Г. Ф., Бабушкин В. М., Бикмуллин А. Л., Галямов Р. А. Программно-аппаратные комплексы для инженерно-экономических учебно образовательных центров, Современные наукоемкие технологии. 2020. № 2. С. 101-106.

Karpov Alexander Olegovich

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev– KAI

Russia, Kazan

e-mail: iktzi@mail. ru

Karpov Alexey Olegovich

Kazan (Volga Region) Federal University

Russia, Kazan

e-mail: aleksey. karpushka@mail. ru

Ramazanov Ildar Azatovich

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI

Russia, Kazan

e-mail: ramazanovildar13@mail. ru

SOME ELEMENTS OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION FORMATION UNDER THE CONDITIONS OF THE EDUCATION SYSTEMDIGITALIZATION

Abstract: the article is devoted to the consideration of the issues of introducing high-tech solutions into the school's information space industry. Consideration takes into account the digital teaching aids using in the context of school with in-depth study of individual subjects " Innopolis". The requirements for the educational process participants are given. The “digitalized” educational system is in operation within the framework of this process. Allof these questions are relevant in the context of the fourth industrial revolution.

Keywords: information educational environment, education digitalization, information processes, material and technical equipment.

УДК 001. 895

Карпов Александр Олегович

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ

Россия, Казань

e-mail: iktzi@mail. ru

Карпов Александр Олегович

 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, Казань

e-mail: aleksey. karpushka@mail. ru

Рамазанов Ильдар Азатович

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ

Россия, Казань

e-mail: ramazanovildar13@mail. ru

ЦИФРОВАЯ СРЕДА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье поднимаются вопросы актуальности цифровизации применительно к образовательной среде. Рассматриваются основные положения цифровизации образования и отличия от схожих терминов, которые возникли вследствие фрагментального определения в приоритетном национальном проекте «Образование». Также рассматриваются новые термины и площадки, внедренные в рамках цифровизации, посредством которых акцентируется внимание на влияние компонентов цифровой среды на процесс образования.

Ключевые слова: цифровизация образования, новые технологии обучения, национальный проект «Образование», цифровая платформа, цифровой двойник, цифровой интерфейс.

Выявлена проблема цифровизации при обращении к документам, посвященным профильным приоритетным проектам. Заключается она в том, что из проектов не получится извлечь четкое определение «цифровизации образования». К ним относятся национальный проект «Образование», и «Цифровая образовательная среда»: в них нет четкого и единого определения данного термина (Э. В. Бояркина, 2015: 76).

Его применяют скорее к обсуждению данных проектов. Отмечено, что цифровизация образования напоминает по постановке информатизацию образования. Целью информатизации образования является подготовка обучающихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Задачи – это развитие информационной грамотности, ликвидация компьютерной неграмотности, компьютеризация школы, обеспечение доступа к интернету и другое. Особое значение представляет создание единого информационного пространства, которое бы объединяло различные элементы системы образования.

В паспорте национального проекта «Образование» обозначены схожие задачи. С этой точки зрения, проект цифровой образовательной среды (далее – ЦОС) мыслится скорее в рамках информатизации, а не цифровизации.

Существует разница между информатизацией и цифровизацией. Информатизация в школах ассоциируется с компьютеризацией, т. е. внедрением компьютеров в образовательный процесс и непосредственно в обучение – когда компьютер становится одним из средств обучения, что позволяет идти в ногу со временем. При этом важно, что компьютер – не единственное средство обучения. Школа подключается к интернету, у школы появляются открытые ресурсы, которые содержат общие сведения и, редко, за исключением отдельных примеров, публикующаяся информация становится средством работы с обучающимися. То есть учитель создает свой сайт, в который выкладывает требуемые данные (методические материалы, дипломы, учебные программы и т. д. ) (А. О. Карпов, 2020: 342).

Цифровизация образования же выступает следующим этапом. Под цифровизацией образования понимается внедрение цифровых технологий во все виды взаимодействия, которое может быть реализовано членами системы образования на абсолютно всех ее уровнях, что подразумевает полную перестройку действующей модели образования.

Речь о внедрении технических решений цифровых технологий в управление образованием и всех аспектов образовательного процесса, в том числе непосредственно в обучение, которое обеспечивает возможность сбора и анализа данных об организации обучения. Это как минимум организация обучения и вплоть до фиксации индивидуального прогресса отдельных обучающихся. Ожидается, что вся отчетность, которую на данный момент педагог осуществляет хоть и в электронной форме, но по существу – вручную, будет формироваться автоматически.

В проекте «Цифровой образовательной среды» речь идет скорее о платформах для онлайн-обучения: специализированных интернет-сайтах, предоставляющих возможность прохождения большого количества онлайн курсов от ведущих университетов. Там же речь идет о «ресурсе одного окна» и «портфолио пользователя». Речь идет о цифровых сайтах, порталах, которые обеспечивают дистанционное обучение и дистанционное прохождение онлайн курсов. В данном проекте понимается именно школьное образование, однако имеется упоминание об онлайн курсах университетского уровня, а это уже уровень профессионального образования и среднего профессионального. Упоминается, что за счет данного проекта школьники так же получают доступ к университетским курсам. В данном случае оно понимается как дополнительное образование - полное прохождение отдельных дисциплин.

Ожидается, что в конечном итоге информационная образовательная среда (далее – ИОС) и ЦОС будут интегрированы в едином образовательном пространстве. Предполагается, что цифровое портфолио и единое окно станут едиными для всех пользователей. Цифровое портфолио будет возможно завести на школьника/студента и будет за ним сохраняться до окончания обучения.

Поскольку ИОС и ЦОС будут интегрироваться, то можно предположить, что ИОС школы/вуза станет частью цифровой среды в более общем понимании. Таким образом, проект ЦОС предлагает взгляд на одну и ту же проблему, но совершенно под другим углом – решает задачу ведения университетских онлайн-курсов в сферу единого образовательного пространства, которое строится вокруг общего образования с целью «бесшовного» перехода от школы к вузу.

Наиболее полезное определение «цифровой образовательной среды» - ИОС на основе интерфейсов и протоколов. Стоит пояснить, что интерфейсы должны быть стандартизованы для внедрения в процесс образования и непосредственно в обучение. К примеру, ресурс «единого окна» — это интерфейс, а протоколы – это все, что касается передачи данных цифровой образовательной среды. К примеру – аутентификация пользователя. В данном случае, под интерфейсом понимается средство взаимодействия человека с компьютерной системой или комплексом систем – рассматриваются именно программные средства, которые имеют возможность функционирования через интернет (С. В. Буцык, 2019: 29).

Другими словами, цифровизации образования – внедрение интерфейса между учеником и учителем, между учеником и книгой, между учеником и учеником, между учеником и родителем, между родителем и администрацией и т. д., который фиксирует запись того, что происходит. И, соответственно, накопившиеся данные будут обобщаться на государственной платформе. В рамках национального проекта «Образование» поднимается вопрос об обеспечении образовательных организаций интернет-соединением более 100 Мб/с. Предполагается, что к 2024 году все образовательные организации РФ будут укомплектованы надежной скоростью соединения (Э. В. Бояркина, 2015: 76).

Цифровые интерфейсы, платформы и двойники.

Взаимодействие обучающегося с преподавателем в ЦОС всегда опосредованно его интерфейсом. То есть существует какая-то программная среда в рамках цифровой платформы. Вся сущность цифровизации образования сводится к внедрению вышеуказанного интерфейса между участниками образовательного процесса. В ИОС это совершенно не обязательно (М. А. Маниковская, 2019: 104).

В первую очередь, цифровизация образования – это «цифровизация» самого обучающегося, так как она влечет «оцифровку» ученика. В данном случае, речь идет не об «цифровых аборигенах», а об «оцифрованных детях». То есть, имеется в виду оцифровка образовательной траектории, а именно – фиксация всего, что происходит с обучающимися в образовательном процессе, включая то, как он сам «самообразовывается» путем всех осуществляющихся взаимодействий между учителями, обучающимися и прочими работниками образовательных учреждений с ресурсами образовательной среды.

Например, если учащийся будет работать в библиотеке, то под библиотекой понимается исключительно электронная библиотека. Если все ресурсы поставляются в электронной форме, то между учеником и источником есть какой-то интерфейс, который предоставляет ему доступ. Наличие данного интерфейса необходимо для беспрецедентного сбора данных каждого обучающегося с целью анализа ситуации и принятия решений по улучшения условий обучения и воспитания данного конкретного обучающегося. В данном случае, выстраивается цифровой портрет – так называемый «цифровой двойник» обучающегося (А. О. Карпов, 2020: 81).

Однако, если сравнивать отдельные образовательные ресурсы с всеобщей цифровизацией образовательного процесса, то последняя является более ценной, так как включает гораздо больший масштаб, который будет осуществляться на государственном уровне – доступ будет осуществляться централизованно.

Данные технологии уже внедряются в систему образования. Таким образом, Томский государственный университет реализовал проект «Цифровой модели объекта» с целью привлечения перспективных абитуриентов в ряды студентов университета. На рисунке 1 представлены компетенции модели целевого абитуриента, а также общая сводка проекта.


Рисунок 1 – Цифровая модель объекта целевого абитуриента ТГУ

На данный момент в РФ уже существуют такие цифровые образовательные платформы, как Российская электронная школа и Московская электронная школа. Данные площадки позволяют размещать разный контент и обеспечивать онлайн-обучение, либо же предоставляют педагогу материалы для уроков. Существуют также и другие площадки. Например, одной из комплексных площадок является Lecta, которая уже используется в работе ИОС школы. В ней собраны необходимые для проведения занятий методические материалы: тесты, презентации, электронные учебники. Также есть возможность повышения квалификации и переподготовки для педагогов (А. О. Карпов, 2020: 81).

Также известной цифровой платформой является платформа «ЯКласс», которая позволяет проводить тестирования, является «тренажером» для учащихся, тем самым позволяет повысить качество обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...