Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Digitalization of modern education: problems and solutions




DIGITALIZATION OF MODERN EDUCATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract: Digitalization is currently a global trend concerning all spheres of human life, a vivid example of this phenomenon can be the transition to digital technologies in the field of education, which is rapidly changing every year. Digitalization of education began to develop more actively during the global pandemic. The article is devoted to the development of digitalization in the field of education.

Keywords: Digitalization, digitalization in education, online education, distance learning.

УДК 340. 114

Кряжевских Ксения Александровна

Уральский государственный юридический университет

Екатеринбург, Россия

e-mail: zvezda5361@mail. ru

Федосеева Ксения Эдуардовна

Уральский государственный юридический университет

Екатеринбург, Россия

e-mail: qaz159xsw@yandex. ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА-ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация: целью статьи является определение влияния права на культуру человека в информационно-телекоммуникационном пространстве. Для проведения анализа мы рассматривали поведение студентов специализированных вузов разных направлений в глобальной сети «Интернет». В статье представлены результаты, проведенного нами исследования, которые отражают основы формирования информационной культуры.

Ключевые слова: информационная культура, информационная сфера, правосознание, информационная безопасность, цифровая трансформация.

На сегодняшний день стремительно возрастает роль информации в жизни каждого человека. Каждый день нас окружает огромное количество самых разнообразных сведений, в том числе и в информационном пространстве. Это требует от человека умения ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура — это подсистема культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности (К. К. Колин, 2015: 288). Современная информационная культура является одним из важных факторов формирования информационного общества. Вектор развития, которого напрямую зависит от уровня информационной культуры населения, которую следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, как уровень владения информационными технологиями, а во-вторых, как понимание необходимости уважения прав и свобод человека в информационном пространстве, недопустимости нарушения прав и свобод других людей в информационной сфере.

Информационная культура влияет и на уровень правосознания населения, поскольку от уровня информационной культуры во многом зависит состояние информированности населения о своих правах и обязанностях в информационной сфере, уровень информационной безопасности и киберпреступности. Информационная безопасность, как полагала И. Л. Бачило, «аккумулирует проблемы защиты открытой информации, охраны государственной тайны, обеспечения защиты информации ограниченного доступа, кроме государственной тайны, страхование информации, информационных ресурсов, а также реализует все направления правового регулирования в соответствии с доктриной информационной безопасности личности, общества и государства» (И. Л. Бачило, 2001: 27). Согласно пункту 56 Указа Президента РФ от 02. 07. 2021 N 400 " О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" целью обеспечения информационной безопасности является укрепление суверенитета Российской Федерации[631]. Пункт 54 вышеназванного указа обращает особое внимание на то, что анонимность в информационном пространстве облегчает совершение преступлений, расширяет возможности для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, распространения наркотических средств и психотропных веществ.

Информационная культура оказывает влияние на поведение субъекта информационного права в информационном пространстве, а значит, является важнейшим социальным ненормативным регулятором общественных отношений.

У студента-юриста правовое сознание и информационная культура формируется в процессе изучения правовых дисциплин, взаимодействия с представителями юридического мира. Важно, чтобы будущие юристы-профессионалы осознавали главную цель своей деятельности – защиту прав и свобод человека и гражданина (Е. И. Курлаева, 2007: 42). Студент юридического вуза должен обладать активной личностной позицией в отношении норм законов, регламентирующих жизнедеятельность каждого человека, больших и малых социальных групп, государства и мирового сообщества в целом (Р. А. Кузнецов, 2008: 44).

На данный момент наблюдается возрастание влияния компьютерной техники, информационных технологий и сети «Интернет» на жизнь человека. Правовое сознание также подвержено данному воздействию. Как отмечает председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин, в настоящее время «... зарождается новое право — «право второго модерна», регулирующее экономические, политические и социальные отношения в контексте мира цифр, больших данных, роботов, искусственного интеллекта» (В. Д. Зорькин, 2018). И в этих условиях необходимо гарантировать защиту прав и свобод всех субъектов правоотношений. Происходит цифровая трансформация права, которая выражается в создании виртуальной реальности, существующей на основе законов и правил сетевого сообщества. Появляются новые права человека и гражданина как участника всемирного информационного цифрового пространства.

Цифровая трансформация общественной жизни накладывает свой отпечаток, с учетом знания правовых норм, и на отношение (поведение) будущих юристов в сфере правовой жизни. Даже начинающий юрист должен понимать, что любое действие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оставляет свой след в электронном пространстве (С. С. Алексеев, 2009: 32) и может соответствующим образом сказаться на его будущей профессиональной деятельности.

Как пишет Сергей Сергеевич Алексеев в своей работе «Крушение права»: «Ныне нет важнее для людей задачи, чем понимание и возрождение права. Иного средства добиться формирования гражданского общества и справиться с кризисными и надвигающимися катастрофическими явлениями, кроме развитого права, на свете не существует» (С. С. Алексеев, 2009: 27). Особое внимание он уделяет тому, что право должно стать высшим регулятором, который призван обеспечивать свободу людей, высокое достоинство каждого человека и его неотъемлемые права (С. С. Алексеев, 2009: 12). К сожалению, на данный момент можно отметить такую неутешительную тенденцию: чем больше количество пользователей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», тем ниже становится уровень информационной культуры населения.

С целью выявления отличий в отношении студентов-юристов к интернет-пространству, выяснения уровня их информационной (правовой) культуры был проведен опрос среди студентов г. Екатеринбурга. Участниками опроса были студенты юридического университета (УрГЮУ) и медицинского университета (УГМУ). Всего приняло участие в опросе 120 респондентов, среди которых были студенты 1-2 курсов. Участники отвечали на вопросы, связанные с правовым поведением в интернете, соблюдением правил поведения в информационной среде. В ходе исследования было выяснено, что студенты-юристы заботятся о своей «цифровой личности» в отличие от студентов-медиков, например, 76% будущих юристов ответили, что профессия влияет на правовое поведение в интернете, а 70% медиков считают напротив. Также стоит отметить, что 80% студентов-юристов после одного года обучения начинают уделять больше внимания уровню и качеству своего поведения в сети «Интернет». У студентов неюридического ВУЗа этот показатель через год обучения не меняется.

Данный опрос наглядно демонстрирует тот факт, что у студента специализированного юридического вуза формируется профессиональное правосознание, более ответственный подход, с учетом знания правовых норм, к своему поведению в информационном пространстве.

Из всего вышесказанного следует, что уровень информационной культуры у студента юридического вуза уже на первом курсе обучения юридической профессии отличается от информационной культуры студента неюридического вуза. Высокий показатель уровня информационной культуры и уровня правосознания показывает уровень культурности студентов, их уважительного отношения к праву и правам человека. Всё это также является культурным ориентиром для других людей. В условиях цифровой трансформации нужно не забывать, что именно юрист обеспечивает регулирование общественных отношений в правовом поле. От уровня правосознания будущих юристов будет зависеть состояние общественного правопорядка, степень доверия населения к праву, государству и государственной власти, а от уровня информационной культуры - степень защищенности прав и свобод человека в информационном пространстве, понимание необходимого и должного в информационной среде, вектор развития информационного права как результата цифровой трансформации.

Список использованной литературы:

1. Колин К. К., Урсул А. Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. – М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. – 288 с.

2. Бачило И. Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. М., 2001. 352 с.

3. Курлаева Е. И. Основные направления формирования правосознания юристов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2007. № 8. С. 42-58.

4. Деформация профессионального правосознания юристов: монография/ Р. А. Кузнецов, А. С. Шабуров, В. С. Плетников. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2008. 103 с.

5. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. 2018. Столичный выпуск № 7578 (115). 29 мая.

6. Крушение права. Полемические заметки / С. С. Алексеев. Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 32 с.

Kryazhevskikh Ksenia Alexandrovna

Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: zvezda5361@mail. ru

Fedoseeva Ksenia Eduardovna

Ural State Law University

Russia, Yekaterinburg

e-mail: qaz159xsw@yandex. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...