Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Digital economy the Russian Federation: prospects, threats and challenges




DIGITAL ECONOMY THE RUSSIAN FEDERATION: PROSPECTS, THREATS AND CHALLENGES

Abstract: this article examines the digital economy of the Russian Federation in the aspect of positive and negative manifestations, its challenges and prospects for development, as well as the importance of digitalization in the information sphere of human activity, the impact on a certain formation of thinking of the individual, society and the state. The necessity of improvement and development of new information technologies by our state and their introduction into the digital world is revealed.

Keywords: digital economy, digitalization, information infrastructure, information sphere.

УДК 001. 895

Карпов Александр Олегович

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ

Россия, Казань

e-mail: iktzi@mail. ru

Карпов Алексей Олегович

 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, Казань

e-mail: aleksey. karpushka@mail. ru

Рамазанов Ильдар Азатович

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ

Россия, Казань

e-mail: ramazanovildar13@mail. ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕРНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Аннотация: в статье рассматриваются возможные пути педагогического сопровождения учащихся в цифровой образовательной среде. На основе литературных источников строятся возможные следствия внедрения элементов цифровизации, а конкретно перспективы дальнейшей связи «педагог – ученик» в образовательном процессе. Приводятся требования к техническим средствам, внедряемым в современную систему образования. Описываются преимущества аналитики результатов учащихся цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровой интерфейс, технологические нововведения, трансформация процесса обучения, сопровождение образовательной деятельности.

Важно понимать, как изменится образовательный процесс, если между учеником и учителем будет тот или иной интерфейс цифровой образовательной среды (далее – ЦОС). Непосредственное педагогическое общение никуда не денется, но оно перестанет быть ведущим в образовательном процессе. Подразумевается, что в будущем в ФГОС будет прописано обязательное общение через интерфейс не менее 50 процентов всего времени взаимодействия педагога с обучающимся. Можно даже сделать предположение, что для того, чтобы официально обучать, будет необходимо использовать интерфейс цифровой среды. А все, что будет осуществляться вне этой среды, утратит статус формального обучения (Э. В. Бояркина, 2015: 76).

Обучение трансформируется в деятельность по непосредственному сопровождению образовательных траекторий. К примеру – тьюторы и эдвайзеры, которых на данный момент повсеместно вводят в школы и университеты (А. О. Карпов, 2020: 342). Внедрение данных специалистов можно представить, как попытку нормативно оформить переход от педагога, который управляет учебной деятельностью к педагогу, который проектирует и сопровождает образовательные траектории. То есть, педагог получит «банк активности и заданий», содержащих готовый дидактический материал, по которому можно строить уроки (С. В. Буцык, 2019: 29). Стоит отметить, что все это есть и на данный момент.

Однако, в цифровой образовательной среде нормой будет использование целых готовых уроков или курсов, в том числе и видеозаписи в режиме сопровождения. Будет считаться нормой поставить чей-то записанный урок из массового открытого онлайн – курса. В таком случае, учитель, который находится в классе, обеспечит сопровождение. То есть, ученик проходит курс, а учитель обеспечивает поддержку при прохождении.

Учебная деятельность будет строится по принципу «игры в достижения», переходя с уровня на уровень, включая непрерывный мониторинг процесса и адаптивные технологии, которые будут обеспечивать полное освоение. Таким образом, учащийся в рамках своей траектории с чем-то не справляется, он сможет в индивидуальном темпе вернутся назад, что-то сделать до сих пор, пока система не зарегистрирует, что он прошел нужный модуль и были сформированы необходимые компетенции (М. А. Маниковская, 2019: 104).

При данной системе необходим педагог – учитель, который будет рядом, сможет направить ученика, так как ученик не всегда может самоорганизоваться. Кроме того, педагог нужен при проектировании образовательной траектории и ее дальнейшем сопровождении. В таком случае, «банк» получает в первую очередь преподаватель. Ученик же в свою очередь получает выбор из конструктора траекторий, банк педагогических активностей. Педагог в данном случае будет действовать в логике выбора. То есть он не столько «творит», сколько занимается компиляцией.

Важно учесть, что от того, как именно будут реализованы траектории с точки зрения интерфейса, зависит то, с какими проблемами в обучении и воспитании столкнется педагогическое сообщество. Понимается, что интерфейс – это стандартизированный способ взаимодействия с компьютерными системами. То есть, если через компьютерную систему будут взаимодействовать обучающиеся с учителем, то значит, что и взаимодействие некоторым образом стандартизировано через интерфейс. В данном случае, возникает понятие «интерфейсного режима», который накладывается образовательной средой и, в зависимости от того, как будет построен интерфейс, возможно, что-то перестанет требоваться с педагогов.

Если допустить «наивную» реализацию конструктора на базе корпоративных инструментов, то в них есть технология XAP – технология обучения в корпоративной сфере, которая позволяет фиксировать действия участников электронных курсов и на основании зафиксированных действий принимать решения. В случае внедрения данных инструментов в цифровую образовательную среду, то воспитание в цифровой среде рискует превратиться в культурный checkin – формальная отметка о посещении, прочтении. Если помнить об опасности такой практики, то можно избежать нежелательных последствий (А. О. Карпов, 2020: 81).

Идеологическая основа цифровизации – подличностная. То есть человек заменяется «цифрой». Это не обязательно является негативным фактором. С точки зрения задач, которые решаются – решить их будет проще и быстрее. В рамках данной идеологии знания, умения и навыки прокачиваются только в рамках «цифровых двойников». Рассматривая показатели качества преподавания, их улучшение направлено на повышение актива учеников. Необходимы обучающиеся, которые в условиях цифровой экономики на рынке стоят как можно дороже, но при этом, чтобы себестоимость производства данного ученика была как можно ниже.

Возможно внедрение термина «цифровой образовательной услуги», то есть возможно, что система образования будет трансформироваться в логике ЦОУ, предоставляемых через интерфейс. Стоит отметить, что термины «образовательная услуга» и «образование» в данном случае не являются синонимами.

Так же можно сделать предположение, что все школьные сайты будут в одной системе. Не интегрированные в систему сайты не будут создаваться, вместо этого будет создано подобие одной общей платформы, где будут отображаться графы непрерывного образования – школы, колледжей, вузов, а также повышения квалификации. Так же будут отображаться успехи обучающихся, возможно, в подобии рейтинга. Все это будет интегрировано с системой электронного дневника, электронной школы, а также элементами площадки госуслуг.

Цифровые технологии имеют большую ценность именно тогда, когда они являются не обязательным элементом, которым заставляют пользоваться, а как инструмент добровольный и эффективный. Практика показывает, что учащиеся в таком случае с большим интересом выполняют задания с помощью цифровых ресурсов.

Преимущества аналитики результатов учащихся цифровой образовательной среды.

Аналитика, направленная на повышение качества образовательного процесса, будет реализована в масштабах государства. Попытка внедрения государственных экзаменов во всех классах – попытка к централизованному сбору всех данных о результатах обучения. Однако это будет не нужно, если существует система мониторинга, так как обучение будет осуществляться в режиме реального времени (А. О. Карпов, 2020: 342).

При внедрении аналитики можно будет более эффективно управлять системой образования, выводя ее на какие-либо показатели или требования. Достижения будут фиксироваться в цифровой системе. В данном случае предлагается к внедрению мобильное приложение, которое может установить к себе на телефон и обучающийся, и его родитель. Таким образом, приложение предоставит в первую очередь самим обучающимся доступ к аналитике, которая позволит ученикам интерпретировать те решения, которые принимаются в отношении них. Данная аналитика позволит самим ученикам принимать информированное решение, выстраивая индивидуальную траекторию. Аналитика должна будет помочь им на основе результатов и отчетов принимать информированное решение и выбирать элементы своей индивидуальной траектории. Отмечается, что полной свободы действий для учеников не будет в данной системе (А. О. Карпов, 2020: 81). Так же родители могут получить доступ к аналитике и рекомендациям, которые получатся на основе анализа. В таком случае, родителям не нужно будет ходить на классный час, чтобы узнать качественные показатели обучаемости ребенка: родители будут видеть аналитику в режиме реального времени. Как только возникает проблема по какому-либо предмету, родитель будет видеть определенные рекомендации. Аналитика так же позволит родителям принимать информированные решения (А. О. Карпов, 2020: 65-67).

Можно сделать вывод о том, что цифровая образовательная среда планируется к внедрению в первую очередь не для того, чтобы предоставить доступ к определенным курсам и окончательно «оцифровать» систему образования, а к тому, чтобы создать «цифровую реальность» и предоставить возможность тем, кто в состоянии сориентироваться, а также родителям, которые мотивированы помогать развиваться и обеспечить определенную среду общения.

Согласно проекту цифровой образовательной среды, если студента не устраивает по каким-либо критериям качество лекций преподавателя, то он может слушать курс в онлайн формате, а вуз будет обязан зачесть дисциплину. Такая же ситуация и в школе. На основе данных по преподавателям, полученных от студентов, руководство образовательных организаций может предпринять определенные меры. Это необходимо для того, чтобы студенты и школьники встроились в особенности новой образовательной среды. В данном случае, важно вовремя внедрить тьютора для возможного направления обучающегося. Важно понимать, что в информационной среде не все можно «оцифровать». К примеру, некоторые моменты педагогического общения будут осуществляться вживую, в связи с некоторыми особенностями поведения учащихся (М. А. Маниковская, 2019: 104).

Выводы

Рассмотрены возможные пути педагогического сопровождения учащихся в цифровой образовательной среде. На основе литературных источников построены возможные следствия внедрения элементов цифровизации, а конкретно перспективы дальнейшей связи «педагог – ученик» в образовательном процессе. Приведены требования к техническим средствам, внедряемым в современную систему образования. Описаны преимущества аналитики результатов учащихся цифровой образовательной среды, которые находят практическое применение в фундаментальных и прикладных исследованиях, а именно (Г. Ф. Мингалеев, 2019: 76) и (Г. Ф. Мингалеев, 2019: 512-518).

Список использованной литературы:

1. Бояркина Э. В. Приоритетный национальный проект " Образование" - механизм модернизации образования // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. - Москва: ООО " Макс пресс", 2015. - с. 75-78.

2. Карпов А. О., Хафизов И. И., Хайруллина Л. Р., Карпов А. О. Управление качеством образовательного процесса на уроке проектной деятельности при использовании различных технологий // Проблемы электроэнергетики и телекоммуникаций севера России - 2020. - Москва: Издательство " Знание-М", 2020. - с. 342-343.

3. Буцык С. В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27–33.

4. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100–106.

5. Карпов А. О., Карпов А. О., Булатова Г. Г., Тиваков М. В. 2021 Современные технологические направления развития элементов антропоморфной робототехники, Наука и инновации 21 века, 2020 - с. 80-82.

6. Карпов А. О., Карпов А. О., Гречкина К. В., Бадрутдинов И. Р. К особенностям разработки автоматизированной комплексной системы безопасности, Наука и инновации 21 века, 2020 - с. 65-67.

7. Мингалеев Г. Ф., Бердник А. В., Бабушкин В. М., Галямов Р. А. Обучение производственному менеджменту и организации производства в техническом университете в условиях цифровой трансформации, Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 76.

8. Мингалеев Г. Ф., Салимов Р. И., Бабушкин В. М., Галямов Р. А. Перспективы автоматизации процессов полипрофессиональной проектной подготовки обучающихся инженерным и экономическим направлениям Modern Science. 2019. № 12-1. С. 512-518.

Karpov Alexander Olegovich

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev– KAI

Russia, Kazan

e-mail: iktzi@mail. ru

Karpov Alexey Olegovich

Kazan (Volga Region) Federal University

Russia, Kazan

e-mail: aleksey. karpushka@mail. ru

Ramazanov Ildar Azatovich

Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI

Russia, Kazan

e-mail: ramazanovildar13@mail. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...