Facebook. Ход игры. 1. Работа с текстом
Медиапрактикум | Сборник упражнений по журналистике Разработчик: АНО «Содружество преподавателей новых медиа», 2017 Упражнения можно использовать свободно в некоммерческих целях. © Медиапрактикум | Сборник упражнений по журналистике 2022 Виртуальная летучка Деловая игра «Летучка» проходит онлайн с участием редакторов местных СМИ и направлена на развитие у студентов навыка поиска информационных поводов для материалов. Цель упражнения Создание условий для формирования навыка поиска и отбора информационных поводов для материалов, а также работы с источниками и формулирования фокуса подачи. Формируемые навыки и умения Поиск и отбор информационных поводов для материала. Уровень сложности: базовый/начальный. Оборудование: ноутбуки, интернет, сайт или группа в соцсети. Описание упражнения Для игры необходимо электронное пространство, которое может быть организовано в социальной сети, на учебном сайте, в LMS вуза (Moodle). Студенты публикуют новостные поводы и набирают баллы. Каждый повод оценивается в 1, 2 или 3 балла: · 1 балл – факт постинга; · 2 балла – продуман угол подачи, выбраны герои или эксперты, указаны источники; · 3 балла – сформулирован «цепляющий» аудиторию лид для будущего материала. Комментируют и оценивают новостные поводы студентов приглашенные редакторы реальных СМИ. Они оценивают содержательную сторону выбранного повода, его значимость и ценность, адекватность и интересность для аудитории. Преподаватель суммирует баллы, модерируя ход игры. Для успешного выполнения задания, студенту необходимо набрать от 13 до 20 баллов (на усмотрение преподавателя), дополнительные баллы студенты могут получить, комментируя посты коллег по группе.
Таким образом, кроме навыка выбора поводов для материалов, у студентов формируется понимание, чего от них ждут редакторы в СМИ, а редакторы знакомятся с потенциальными сотрудниками. Дополнительный положительный эффект игры — персональные приглашения для лучших студентов на летнюю производственную практику. Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Лучше, если в игре участвуют редакторы (или корреспонденты) сразу нескольких изданий разной направленности и разных форматов и требований. Хорошо отзываются люди, уже работающие в редакциях со стажерами, курирующие их (прямая заинтересованность). Пересобери историю Деловая командная игра «Пересобери историю» позволяет научиться переупаковывать журналистский материал для разных целевых аудиторий, платформ или изданий. Цель упражнения Дать представление о возможностях переупаковки материала для разных изданий, аудиторий, платформ. Формируемые навыки и умения · Умение подбирать медийный формат, соответствующий имеющемуся содержанию и целевой аудитории; · Способность работать в команде.
Уровень сложность: средний (требуется ориентироваться в мультимедийных форматах). Оборудование и материалы: · 2-3 опубликованных в СМИ истории (достаточно объемных) · ноутбуки или девайсы участников игры, wi-fi либо внутренняя локальная сеть (если нет техники и выхода в интернет, можно использовать распечатки текстов) · стикеры разных цветов (4) · маркеры или фломастеры разных цветов · бумага формата А4 · карточки «Форматы» (от Silamedia) · отдельные рабочие столы на каждую команду
Описание игры Суть игры заключается в переупаковке уже опубликованной истории. Участники объединяются в команды, получают готовые материалы и в ходе игры должны изменить форматы публикаций для определенной аудитории или площадки. Игра проходит в несколько этапов, для лучшего эффекта необходимо придерживаться заданного тайминга.
Ход игры
Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Нужно учитывать, что в тайминг не заложено время на распределение по командам и формирование пространства. Варианты усложнения игры для более продвинутых команд
2. Команда-редакция вытягивает или выбирает целевую аудиторию (больше подходит для продвинутых команд, которые уже работали с разработкой персонажей) Мультимедийный сторителлинг Практикум дает представление о полном цикле создания мультимедийной истории: от проработки замысла до воплощения материала с помощью различных сервисов. Цель упражнения Освоение творческих и технологических основ создания мультимедийных историй, формирование знаний, представлений и практических навыков использования сторителлинга как драматургического формата, способа подачи информации, трансляции ценностных основ коллективной идентичности сквозь личностные нарративы и смыслы в яркой эмоциональной форме. Формируемые навыки и умения · Создание мультимедийных историй, в основе которых эмоционально-наполненное личностное повествование, история прожитого и пережитого сквозь призму социального · Разработка сюжет мультимедийных историй в соответствии с законами режиссуры, требованиями жанров и сюжетными траекториями на различных платформах · Развитие способностей журналиста как автора произведения, использующего в производственном процессе потенциал современных технологий
Длительность: четыре академических часа (2 часа – теоретическая часть, 2 часа – проектно-творческая). Уровень сложности: для продвинутых; этот проект может быть успешно реализован на 4 курсе обучения. Оборудование: программное обеспечение – MSOffice, Adobe Photoshop, Image Ready, Illustrator, Adobe Premiere Pro, After Effects, Audition, Sound Forge Описание упражнения Работа представляет собой практикум по производству мультимедийных историй разных жанров на основе сторителлинга: · История успеха в формате сторителлинга: мультимедиа решение (например, история успеха «Как я стал отличником/ завидным женихом/ нужным»); · Субъективный репортаж в формате сторителлинга: мультимедиа решение (например, репортаж «Готовимся к экзаменам»); · Драма в формате сторителлинга: мультимедиа решение (например, мультимедийная история «Мой герой»). Создание истории происходит по следующему алгоритму: 1. Выбираем сторителлера и тип истории: «Кто я», «Зачем я здесь», «Мое видение», поучительные истории, «Я знаю, что вы цените», «Я знаю, что вы думаете». 2. Определяем событие, тему, конфликт, жанр. 3. Разрабатываем структуру: трехчастная или пятичастная драматургическая конструкция, сквозное действие. Далее, место и время, главный персонаж, конфликт/драма, реакции героя, его поступки/решения, эффект неожиданности (сюрприз), проблема выбора, развязка− новое состояние персонажа, логический вывод.
4. Определяем выразительные средства кино-, теле-, мультимедиа режиссуры. 5. Конструируем текст/содержание с использованием различных знаковых систем на основе примеров из открытых источников. Получаем макет. 6. Презентуем проект разработанного сторителлинга в соответствии с темой и жанром. Даем оценку трудозатрат для производства разработанного материала. 7. Реализуем и публикуем историю при помощи подходящих мультимедийных сервисов и платформ (например, Тilda, StoryMap, Timeline JS, Meograph, Medium и др. ) Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Рекомендуется на первом задании не только изложить теоретические основы, отраженные в каждом пункте алгоритма, но и самому на глазах студентов пройти все этапы создания проекта истории, сделать анализ достоинств и недостатков работы. Реализация и публикация истории происходит после занятия в качестве самостоятельной работы студентов. Авторы упражнения Журналистский «шпионаж» Ролевая игра посвящена сбору информации о герое. Задача — составить досье на основе открытых источников и визуализировать данные с помощью различных онлайн-инструментов. Цель упражнения Закрепить знания, связанные с использованием новых методик сбора информации. Формируемые навыки и умения · поиск, обобщение и визуализация информации · работа с данными
Уровень сложности: средний. Оборудование: компьютеры с выходом в интернет. Описание упражнения Группа объединяется в 2-3 команды. Тренинг состоит из трех блоков. В первом студенты самостоятельно или с помощью преподавателя выбирают героя какого-либо актуального события (чиновника, предпринимателя, владельца компании, спортсмена и проч. ). Далее каждой команде необходимо составить досье о герое, собрав максимум уникальной интересной информации о нем. Работа распределяется между всеми участниками. Для сбора сведений рекомендуется использовать следующие базы данных и онлайн-инструменты (а также социальные сети): · Федеральная налоговая служба · Сайт «Госзакупки» · Поиск тендеров · Электронное правосудие. Картотека арбитражных дел · Декларации о доходах и имуществе публичных должностных лиц // Декларатор. орг · Федеральная служба судебных приставов · Госзатраты · БД Интегрум (контент-анализ, индекс упоминаемости присутствия, тональность высказываний; если есть подписка на базу у вуза) · Public. ru (контент-анализ, индекс упоминаемости присутствия, тональность высказываний; если есть подписка на базу у вуза) · Ваал-мини (фоно-семантический анализ публикаций о персоне с целью определения характера воздействия на аудиторию; бесплатно доступна версия программы ваал-мини) · Поиск по тегам в социальных сетях · Активность аккаунта · Поиск аккаунтов пользователя (вбиваем email или никнейм, получаем список профилей в соцсетях). · Анализ Twitter-аккаунта в виде схемы связей (кого чаще всего ретвитит, какие хештеги использует и т. д. ). Кроме того, студенты могут применять и другие инструменты. Второй блок — визуализация досье в форме несложной инфографики с использованием одного из инструментов (Canva, Easel. ly, Venngage и т. д. ) либо в формате интерактивной фотографии. Третий блок – презентация проектов. Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Преподавателю до начала тренинга необходимо проверить работу баз данных (некоторые ссылки становятся битыми в силу различных обстоятельств, например, популярный среди журналистов сайт Yomapic перестал функционировать из-за новой политики Instagram, запрещающей доступ сторонних приложений к геолокации фото в этой соцсети). Для тренинга можно выбрать две формы: сдвоенная пара (4 часа — 2 часа на сбор информации и 2 часа на визуализацию и презентацию) или классическое занятие (2 часа), после которого студенты получают домашнее задание — подготовить инфографику по итогам работы на паре. Преподаватель может в начале занятия раздать командам первичные данные (названия компаний и организаций, ИНН, номер арбитражного дела и иные сведения), по которым студентам необходимо раскопать информацию. База федеральной налоговой службы позволяет по имени человека, названию компании или ИНН получить данные ЕГРЮЛ (фамилии учредителей, доли в уставном капитале и т. д. ), номер ИП. ИНН дает возможность найти: другие компании, которые зарегистрированы на человека; судебные процессы в картотеке арбитражных дел, связанные с героем поиска. Мониторинг физических и юридических лиц, ИП в банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов позволяет узнать, есть ли задолженности у героя или компании, а также иные полезные сведения (например, дата рождения человека, номер, дата исполнительного производства, исполнительных листов, штрафов и т. д. ). Номера и реквизиты будут полезны при поиске содержания судебного дела на сервисе «Электронное правосудие». Исследование базы тендеров и госзакупок способствует поиску контрактов, которые заключает та или иная компания. В определенных случаях это может быть интересно, если, например, чиновник подает декларацию («Декларатор. орг») и указывает скромные доходы. В то же время члены его семьи обладают внушительными финансовыми средствами, и на них зарегистрирована большая часть имущества. Далее логика такова: ищем по схожей схеме любую информацию, связанную с супругом/супругой и детьми чиновника. Поиск в социальных сетях и использование сервисов анализа аккаунтов дает возможность обнаружить любопытную личную информацию, интересные фотографии и видео, составить индекс присутствия в медийном пространстве и проч. В интернете есть много приложений и сайтов о том, как найти в социальных сетях скрытые профили и посты, чужие комментарии, комментарии конкретного пользователя и т. д. Мониторинг публикаций в базах данных «Интегрум» или Public позволит выбрать публикации о персоне или компании за определенный период. Анализ с помощью программы «Ваал-мини» дает возможность оценить конечный эффект воздействия медиаматериалов о герое на читателей (какое впечатление производит текст) и т. д. После того, как информация собрана, каждая команда обобщает данные досье и выбирает главные из них для создания инфографики. Преподаватель может рекомендовать онлайн-инструменты визуализации из списка (перечислены выше) либо предложить другие. Варианты визуализации: статичная инфографика (например, в виде резюме на canva. com) или интерактивное фото (фотография героя с гиперссылками, содержащими главную информацию о герое). Большая часть сервисов не русифицирована, но имеет интуитивный дизайн и структуру. Кроме того, нужно учитывать, что на представленных сервисах доступны демо-версии, ограниченный перечень бесплатных опций. Однако и с узким набором инструментов можно создать неплохую инфографику. Презентация проектов. Не надо ждать от команд высококачественной инфографики. Главное в этом тренинге — заставить студентов самостоятельно поработать с базами данных и онлайн-сервисами визуализации. Это поможет им в дальнейшем совершенствовать навыки оперативной работы над заданиями редакции, творчески подходить к поиску информации, проводить собственные расследования, обнаруживать скрытые от широкой аудитории данные. Автор Наталья Павлушкина, старший преподаватель кафедры периодической печати, Санкт-Петербургский государственный университет Ромашка: поиск экспертов Студенты учатся определять круг экспертов по заданной теме. Ромашка – это рисунок, где каждый лепесток соответствует экспертной карточке. Цель упражнения Поиск экспертов для комментирования новости/темы. Формируемые навыки и умения · умение анализировать степень авторитетности эксперта; · отработка навыка классификации источников
Уровень сложности: базовый. Оборудование: доступ в интернет, картон и ножницы. Описание упражнения Студенты получают задание определить экспертный круг по заданной теме. На первом этапе группа (не более 12 человек) высказывает предположения, связанные с характером экспертов и возможными институтами, в которых их стоит искать. Например, по теме «Группы смерти» может получиться список: подросток, родитель трудного ребенка, педагог, психолог, врач, юрист, свидетель происшествия, администратор паблика, независимый аналитик, другой журналист. На втором этапе студенты работают индивидуально над созданием собственной ромашки. При поиске конкретных людей они должны знать, что руководствуются: списком собственных контактов, публикациями в СМИ и списком доступных учреждений в городе (университеты, научные центры, лаборатории, клиники и т. п. ). В ромашке должно быть 7 лепестков. Каждый содержит обязательную информацию по эксперту: ФИО, должность, область экспертизы, вопрос к нему, медийная характеристика эксперта (открытый, контактный, медийный, ранее не упоминавшийся, эксклюзивный и т. п. ). На выполнение задания отводится астрономический час. По истечении времени студенты презентуют свои ромашки. Совпадение в экспертах фиксируется — эти лепестки необходимо вынуть. Побеждают те студенты, у которых в цветке осталось 7 лепестков. Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения 1. Тема для упражнения должна соответствовать текущей информационной повестке. 2. Преподаватель заранее выписывает экспертов, которые упоминались в СМИ по данной теме. Этот список также предъявляется при обсуждении. Лепестки с их именами тоже вынимаются из цветка при подведении итогов. 3. Во время выполнения упражнения студенты могут звонить с личного телефона и искать в Интернете. Поощряется использование социальных сетей, а также соцсетей для профессионалов. 4. При обсуждении списков студент обязательно должен рассказать алгоритм поиска. 5. Важно обсудить, по каким критериям студент оценивал эксперта как квалифицированного. По итогам занятия составляется список критериев: образование, принадлежность к авторитетной организации, рейтинги, проф. и общественное признание, научные публикации, награды, выступления в СМИ, наличие собственного блога/информационного ресурса, связанность с другими спикерами и организациями, анализ профилей в соцсетях (и др. ) Автор Практика самопрезентации Студенты в процессе самопрезентации и обсуждений создают собственный визуальный образ в виде персональной обложки для аккаунта в социальной сети. Цель упражнения Научить технологиям самопрезентации. Формируемые навыки и умения · Знания: развитие аналитических способностей; определение приоритетов · Умения: трансформация информации в визуальную плоскость · Навыки: освоение ресурса canva. com, его дальнейшее применение в практической деятельности
Описание упражнения Студенты садятся в круг, чтобы иметь зрительный контакт с группой. Преподаватель объявляет студентам тему задания: «Мои достоинства». Цель задания — за одну минуту рассказать о своих положительных чертах, поступках. Во время выступления запрещается критиковать себя, осуждать. Регламент четко отслеживается преподавателем. В случае, если студент не может рассказать о себе, то счетчик времени не останавливается до тех пор, пока не достигнет одной минуты. После выступления каждый из присутствующих добавляет положительные черты выступающего, которые тот не озвучил. После самопрезентации всех студентов начинается коллективное обсуждение, нацеленное на выявление эмоций во время выполнения задания. После этого преподаватель предлагает каждому подумать, какой визуальный контент мог бы быть сопоставлен с озвученной информацией. Данное задание выступает своеобразным моментом для перехода к обсуждению обложки для Facebook. Преподаватель демонстрирует наиболее типичные примеры и ошибки во время создания обложки. В нашем случае используется группа во «ВКонтакте», где представлены работы студентов в альбоме «Обложка для Facebook». Далее студенты создают собственные обложки для аккаунта в Facebook с помощью сервиса Сanva. Все полученные работы студенты публикуют выкладывают в альбом, размещенный в группе преподавателя, а также размещают у себя в аккаунте. На следующем занятии данные творческие работы обсуждаются. Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения В ходе дискуссии со студентами можно выяснить, что вызвало у них дискомфорт (чаще всего они не умеют выделять свои положительные качества и принимать похвалу). Автор упражнения Римма Мухаметзянова, старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций, Набережно-Челнинский филиал Казанского федерального университета игра, онлайн-сервисы, презентация, соцсети Поиграем в пресс-конференцию В ходе игры студенты моделируют процесс подготовки и проведения пресс-конференции, выступая в роли как PR-специалистов, так и журналистов. Цель упражнения Освоение технологий организации и проведения пресс-конференций. Формируемые навыки и умения · Работа в команде · Навык задавания вопросов (в том числе острых), ведения интервью · Организационные навыки
Уровень сложности: средний. Оборудование: микрофоны, компьютер, проектор, видео-камера. Описание упражнения Студенты выбирают тему для пресс-конференции, разделяются на две команды (PR-специалисты и журналисты). Первые готовят аудиторию и презентационные материалы, обсуждают формат дискуссии, вторые готовят вопросы, планируют статью по итогам пресс-конференции и т. д. Подробное описание деловой игры в презентации.
Советы преподавателю по подготовке и проведению упражнения Следовать рекомендациям презентации, дать возможность студентам работать самостоятельно, зафиксировать пресс-конференцию на видео, чтобы потом обсудить ее с участниками.
Авторы упражнения Аркадий Кузнецов, старший преподаватель кафедры журналистики, Тюменский государственный университет игра, новости, проектирование, работа в команде Визуализация статистических данных Упражнение развивает навыки визуализации данных. Студентам редактируют текст и представляют статистическую информацию в графической форме. Цель упражнения Обучение технологиям визуализации данных. Формируемые навыки и умения · навыки анализа и редактирования текста · умение выбирать формат представления информации в зависимости от ее типа
Уровень сложности: средний. Оборудование: ПК, интернет, Excel. Описание упражнения 1. Работа с текстом Студенты объединяются в команды. Преподаватель передает командам текст новости (в печатном или электронном виде). В исходном тексте представлено избыточное количество статистических данных, затрудняющих его восприятие. Командам необходимо переработать текст, убрав из него ту статистическую информацию, которую можно визуализировать отдельными графическими объектами – диаграммами, графиками, таблицами и т. д. Преподавателю необходимо обратить внимание студентов, что в тексте по отдельным проблемам представлена как полная статистическая информация, так и частичная.
Текст для команд Прочтите представленный текст. Найдите в тексте полные статистические данные по отдельным проблемам. Переработайте текст, исключив из него избыточные статистические данные, затрудняющие восприятие текста. Представьте эти данные в виде визуальных элементов инфографики (диаграммы, графики, таблицы и т. д. ). Обоснуйте использование того или иного типа графического представления данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|