Тема: Нормативные документы по гигиеническому воспитанию населения.
Цели: Познакомиться с нормативными документами по гигиеническому воспитанию: - приказом №295 от 6 октября 1997г. Алгоритм действия: -прочитать текст приказа, -разобрать подробнее пункты 8,9 приказа № 2958 и
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
6 октября 1997 г. N 295
Крайне негативные тенденции в состоянии здоровья населения в значительной степени являются следствием резкого увеличения количества курящего населения, особенно среди подростков, молодых людей в возрасте 30-39 лет, обострившейся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшения числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерационального питания и, как следствие этого, наличие избыточного веса у значительной части населения. За последнее десятилетие резко обострилась проблема психического здоровья. В настоящее время более 70% взрослого населения испытывает состояние хронического психологического стресса. Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническое обучение и воспитание населения с целью формирования здорового образа жизни, в том числе расширения и совершенствования психотерапевтической и психопрофилактической помощи. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности этой профилактической деятельности. В настоящее время в Российской Федерации гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляют 267 республиканских, краевых, областных и городских центров медицинской профилактики и 60 соответствующих отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях, а научно-методическое обеспечение - Федеральный НИИмедицинских проблем формирования здоровья и Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.Несмотря на сложные социально-экономические условия, в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Мурманской, Пермской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, республика Башкортостан и Татарстан успешно выполняется работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения. Однако во многих субъектах Российской Федерации эта работа не носит массового характера и не в состоянии существенным образом способствовать формированию здорового образа жизни. Руководители органов и учреждений здравоохранения снизили требовательность к медицинским работникам в вопросах гигиенического обучения и воспитаниякак основного метода профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, как правило, полностью возлагается на центры медицинской профилактики, которые, в ущерб организационно-методической и координационной деятельности, подменяют работу специалистов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы. В лечебно-профилактических учреждениях сельских районов полностью или частично упразднены должности врачебного и среднего медицинского персонала, занимающегося вопросами профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания. Сложившаяся система пропаганды медико-гигиенических знаний не отвечает современным требованиям, так как не предусматривает вовлечение для этих целей заинтересованных организаций и учреждений, прежде всего образования, культуры, экологических служб, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации. В стране не решены вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения. Научно-исследовательские учреждения практически устранились от разработки научных подходов и систем гигиенического обучения воспитания различных групп населения, критериев оценки его эффективности, психологических, педагогических и других аспектов пропаганды здорового образа жизни.В целях коренной перестройки и совершенствования системы гигиенического обучения и воспитания, формирования у населения навыков здорового образа жизни
приказываю: 1. Создать Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России (Приложения 1, 2). 2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению организации медицинской помощи населению (Вялков А.И.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, до 01.01.98 подготовить предложения о включении в базовую программу обязательного медицинского страхования профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. 3. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Отделу медицинской статистики и информатики (Погорелова Э.И.) доработать и утвердить, в установленном порядке, до 01.06.98 формы статистической отчетности учреждений, осуществляющих деятельность в области профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения. 4. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению кадров (Торопцев А.И.) подготовить до 01.11.97 предложения о внесении в номенклатуру специальностей специальности: "врач по гигиеническому воспитанию" и "средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию". 5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) осуществить организационные и практические мероприятия по расширению перечня регионов Российской Федерация, участвующих в работе по выполнению
международных профилактических программ ВОЗ и ЕРБ ВОЗ (СИНДИ, "Здоровые города", "Здоровые школы" и др.). 6. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений (Володин Н.Н.): 6.1. Подготовить совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора, до 01.02.98 предложения Высшему государственному аттестационному комитету (ВАК) о включении в реестр специальностей специальность "гигиеническое воспитание". 6.2. При пересмотре типовых программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников дополнять их вопросами профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения независимо от профиля кафедр. 6.3. При рассмотрении планов НИР и заключении договоров на их проведение требовать включения вопросов профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания. 7. Управлению международного сотрудничества (Савельев М.Н.), Департаменту госсанэпидпадзора (Монисов А.А.) уделять приоритетное внимание развитию сотрудничества с международными организациями, а также в рамках двусторонних соглашений с отдельными государствами в области профилактики заболеваний, воспитания здорового образа жизни у населения, 8. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 8.1. Восстановить в 1997-1998 годы специализированную сеть структурных учреждений службы медицинской профилактики, организовать их деятельность, в соответствии с типовым положением о республиканском, краевом, областном, окружном, городском центре медицинской профилактики (Приложение 3). 8.2. Создать в 1997-1998 годы в лечебно-профилактических учреждениях отделения (кабинеты) медицинской профилактики, в соответствии с типовым положением об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения (Приложение 4). 8.3. Учитывать работу по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни на основании журнала учета работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения,
пропаганде здорового образа жизни и инструктивного указания по ведению журнала учета работы (Приложения 5, 6), включая результаты ее в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности медицинских работников, отделений и учреждения в целом. 8.4. Образовать при органах управления здравоохранением Советы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, включив в их составы ведущих специалистов-медиков, представителей органов государственной власти, заинтересованных учреждений и организаций, средств массовой информации. 8.5. Обратить особое внимание на активизацию психопрофилактической деятельности профильных учреждений здравоохранения совместно с центрами медицинской профилактики, направленной на сохранение и укрепление психического здоровья населения. 9. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации: 9.1. Активизировать работу по санитарному просвещению и гигиеническому обучению профессиональных и декретированных групп населения, тесно взаимодействуя с центрами медицинской профилактики и лечебно-профилактическими учреждениями. 9.2. Осуществлять постоянно пропаганду эколого-гигиенических знаний с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения. 10. Федеральному НИИ медицинских проблем формирования здоровья (Полесский В.А.), Государственному НИЦ профилактической медицины (Оганов Р.Г.) предусмотреть в планах научно-исследовательских работ на 1998 и последующие годы: 10.1. Определение показателей, характеризующих уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями. 10.2. Разработку модульных программ гигиенического обучения и воспитания населения и критериев оценки эффективности этой деятельности. 10.3. Разработку учебных программ, методических и наглядных материалов для подготовки "учителей здоровья" в школах, высших и средних специальных учебных заведениях. 11. Считать недействующим на территории Российской Федерации приказ Минздрава СССР от 14.10.88 N 770 "О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни", приказ Минздрава РСФСР от 28.03.89 N 45 "О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни", а также приказ Минздравмедпрома России от 16.07.96 N 288 "О Совете главных врачей Центров медицинской профилактики субъектов Российской Федерации".
12. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, директорам научно-исследовательских учреждений доложить о ходе выполнения настоящего приказа к 01.07.98. 13. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Онищенко Г.Г Министр
Задание№2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|