Вопрос 27.Специфика интерпретации и представления результатов качественного исследования.
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Качественники иногда комбинируют эти методы или используют их наряду с количественным анализом. В целом, анализ данных означает поиск паттернов в данных, повторяющихся образцов поведения, объектов или конструктов знания. Когда паттерн установлен, он интерпретируется в терминах социальной теории. Качественник движется от описания исторического события или социального окружения к более обобщенной интерпретации их значения. Основные модели интерпретации данных качественного исследования: 1. Поступательная аппроксимация. Этот метод предполагает возобновляемые повторения или циклические возвраты при движении шаг за шагом к заключительному анализу. После нескольких повторений исследователь переходит от сырых идей и конкретных деталей к анализу с обобщениями. Исследователь начинает с исследовательских вопросов, а также некой структуры предположений и концепций. Затем он или она апробирует их на данных, задавая вопросы, позволяющие увидеть, насколько концепция соответствует свидетельствам и раскрывает характеристики данных. Он или она создает также новые концепции, абстрагируя их из данных, и выверяет концепции, чтобы они лучше соответствовали свидетельствам. Затем он или она собирает дополнительные данные для нерешенных проблем, которые появились на первой стадии и повторяет процесс. На каждой стадии свидетельства и теория оформляют друг друга. Это называется поступательной аппроксимацией, так как модифицированные концепции приближают к более полным данным и модифицируются снова и снова, пока постепенно не становятся более аккуратными. 2. Иллюстративный метод. В этом методе анализа эмпирические данные используются, чтобы проиллюстрировать или подкрепить теорию. При помощи иллюстративного метода исследователь применяет теорию к конкретной исторической или социальной ситуации или организует данные в соответствии с предшествующей теорией. Теория предоставляет «открытые ящики», а исследователь смотрит, какие данные могут быть собраны, чтобы их заполнить. Факты в «ящиках» подтверждают или опровергают теорию, которую качественник использует как инструмент, пригодный для интерпретации социального мира.
Существуют два варианта иллюстративного метода. Один показывает, что теоретическая модель проясняет отдельные случаи или единичные ситуации. Второй представляет собой модель параллельной демонстрации, в которой исследователь сопоставляет многочисленные факты (например, единицы или периоды времени), чтобы показать, что теория может применяться ко всем ним. Пример параллельной демонстрации - исследование сельских классовых конфликтов Джеффри Пэйджа [10]. Сначала Пэйдж построил модель тех условий, которые вызывают классовые конфликты, а затем собрал факты, иллюстрирующие как работает эта модель в Перу, Анголе и Вьетнаме. 3. Аналитическое сравнение. Отличие от иллюстративного метода заключается в том, что исследователь НЕ начинает с использования модели, содержащей "пустые ящики", которые нужно заполнить деталями. Напротив, он или она развивает идеи о повторяющихся или шаблонных взаимосвязях, исходя из предшествующих теорий или индукций. Затем фокусируется на нескольких постоянно воспроизводящихся явлениях и противопоставляет их альтернативным объяснениям. Он обращает внимание на повторы, которые не ограничены специфической средой (временем, местом, группой) и не ищет универсальные законы, а только повторы внутри социального контекста. Например, он устанавливает образец среди всех городских школ Америки конца XIX века, а не каузальный закон, который приложим ко всем образовательным учреждениям или всем видам бюрократии.
4. Анализ доменов. Домены имеют три части: «покрывающий» термин (cover term) или фразу, семантическую связь и включенный термин (included term). Покрывающий термин - это просто название домена. Включенные термины - это подтипы или части доменов. Семантическая связь показывает, как включенный термин логически встраивается внутрь домена. (Например, Вивиана Зелицер исследовала изменение ценности детей путем анализа документов о взглядах и поведении, связанных со смертью детей в конце XIX века. При использовании метода анализа доменов «отношение к детской смерти» было бы доменом, суждения о различных представлениях, которые она обнаружила в документах - включенными терминами. Представления могли бы быть организованы семантической связью «является видом чего-либо»). Три типа доменов: «местные» домены (folk domains), смешанные домены, аналитические домены. Местные домены содержат термины из арго членов данного социального окружения. Домен опирается на взаимосвязи между терминами субкультуры арго или из языка исторических деятелей, чтобы идентифицировать культурное значение терминов. Смешанные домены содержат специальные термины, но исследователь добавляет свои собственные концепты. Например, различных бегунов обозначают профессиональными терминами. Но исследователь наблюдает за другого рода людьми, для которых нет определений в данном арго. Он или она дает им названия (например, новички, любители). Аналитические домены содержат термины, идущие от исследователя и из социальной теории. Они особенно помогают, когда значения в окружении имплицитны или неосознаны участниками. Исследователь вводит значимые категории и идентифицирует паттерны из наблюдений и артефактов, затем он приписывает им термины. 5. Построение идеальных типов. Идеальные типы являются моделями или ментальными абстракциями социальных отношений или процессов. Они являются чистыми образцами, с которыми данные или «реальность» могут быть соотнесены. Идеальный тип - это инструмент, используемый для сравнения, поскольку никакая "реальность" не совпадает с идеальным типом. Например, исследователь развивает умозрительную модель идеальной демократии или вечеринки с питьем пива в колледже. Эти абстракции с набором характеристик не описывают какую-то определенную демократию или вечеринку; тем не менее они полезны, когда их «примеривают» к различным специфическим случаям, чтобы увидеть, насколько каждый из случаев соответствует идеалу. Эта ступень может быть использована вместе с иллюстративным методом
Формы публикации по результатам качественного исследования: 1. Дословное воспроизводство социальной информации как уникального «образца» социальной реальности. Автор такой публикации ставит перед собой одну цель — представить ценное свидетельство, важное «само по себе» для понимания данного аспекта социальной реальности и способное вызвать интерес других исследователей, которые могут интерпретировать текст под углом зрения собственных гипотез и концептуализации. 2. Редактированные тексты - сокращенная и выстроенная рукопись. Как правило, первичные тексты слишком длинны и часто хаотичны. Редактирование - это сокращение и выстраивание оригинальных текстов, акцентирование на определенных эпизодах, темах, позволяющих лучше понять последовательность событий. Степень внедрения в первичный рассказ минимальна. Для сокращения первичного материала иногда используют прямые аутентичные (цитированные) высказывания автора текста, соединенные и структурированные отдельными фразами исследователя. 3. Комментированные первичные тексты - наиболее распространенная форма представления данных в качественных исследованиях. Авторская интерпретация «сопровождает» основной текст - в сносках, на второй половине страницы или следует за каждой из историй; может предшествовать текстам во введении или заключать их в виде комментариев, теоретической интерпретации. Все приведенные выше типы публикаций используются при акцентировании на описательном подходе к полученным данным. 4. Авторский текст. Особым типом публикаций по результатам качественных исследований является работа, в которой научный анализ автора выступает центральным элементом, а первичные тексты представлены в форме отрывков, иллюстрирующих теоретические положения. Общий смысл первичных документов почти полностью теряется, они скорее выполняют функцию аргументов авторской концепции. Обычно читателю предлагается лишь несколько наиболее характерных типов. Автор рисует общие «портреты» типов собственными словами, дополняя образы наиболее яркими отрывками из интервью и комментируя их с точки зрения развития собственной теории. В данном случае документы утрачивают свойства индивидуальных субъективных свидетельств, зато приобретают новый социально-обобщенный смысл как интеллектуальные аргументы в теоретических построениях автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|