Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А. Ф.

                                                                                                                                                             

31 августа 2018      

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология крови»

 

 

Дисциплина:       НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность:    31. 05. 01. - лечебное дело   

Курс II   Семестр III

Количество часов - 16

 

 

Уфа

Темы модуля «Физиология крови» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии   по специальности 31. 05. 01. – лечебное дело,   утвержденной «30» августа 2018 г.

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В.  

2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.  

 

Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.

 

                            доцент Самоходова О. В.  

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,

 

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

 

Практическое занятие №1.

1. Тема: Кровь как внутренняя среда организма. Физиология эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Скорость оседания эритроцитов.

Актуальность темы:

нормальная жизнедеятельность клеток организма возможна только при условии постоянства его внутренней среды. Важнейшим компонентом внутренней среды является кровь - жидкая ткань организма, выполняющая жизненно-важные функции. Система крови – это совокупность органов кроветворения, периферической крови и органов кроверазрушения. Проблемы физиологии клеток крови, кроветворения и гомеостаза относятся к числу интенсивно изучаемых в физиологии и других областях медицины.

    Гемоглобин является основной составной частью эритроцитов и дыхательным ферментом, обеспечивающим дыхательную функцию крови. Связываясь с газами крови и различными окислителями, гемоглобин образует физиологические и патологические соединения.

    Поскольку удельный вес эритроцитов выше, по сравнению с таковым плазмы, то эритроциты в лабораторных условиях способны к оседанию. При некоторых патологических состояниях СОЭ изменяется, что имеет практическое значение в постановке диагноза.

 

 

2. Цели занятия:

 - уметь охарактеризовать роль крови, как средства транспорта веществ в приспособительных реакциях организма, а также её защитные функции.

 - уметь описать и оценить основные константы крови и принципы их регуляции;

 - уметь определить функции эритроцитов, регуляцию их количества в крови и оценить показатели количественного и качественного состава красной крови;

 - уметь определить функцию лейкоцитов в защитных реакциях организма;       

 - уметь произвести забор донорской крови с помощью смесителей и произвести подсчет эритроцитов и лейкоцитов; уметь определять гематокрит;

 - уметь произвести подсчет лейкоцитарной формулы в готовом мазке;

 - изучить функции, физиологические разновидности гемоглобина, его соединения с различными газами и методы его определения;

- научиться подсчитывать цветовой показатель крови,

- изучить механизмы скорости оседания эритроцитов (СОЭ), факторы, влияющие на СОЭ.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся  должны знать:

- состав внутренней среды организма и ее назначение;

- биологическое назначение эритроцитов;

- особенности строения различных видов лейкоцитов;

    - дыхательная функция эритроцитов;

-  - строение гемоглобина, особенности его соединений с кислородом.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- определять показатель гематокрита,

- оценивать результаты клинического анализа крови,

- подсчитывать количество эритроцитов и лейкоцитов в 1 мкл крови,

- производить подсчет лейкоцитарной формулы,

- определять количество Нb в крови по методу Сали;

- подсчитывать цветовой показатель крови;

- определять СОЭ;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятие о системе крови, ее основные функции, состав и количество крови человека;

2. состав плазмы, гематокрит, основные физиологические константы крови и основные механизмы их регуляции, функциональные системы, обеспечивающие постоянство онкотического, осмотического давления и кислотно-основного состояния крови;

3. строение, количество и функции эритроцитов;

4. лейкоциты, их виды, количество, понятие о лейкоцитозе и лейкопении, лейкоцитарной формуле, об индексе сдвига, физиологическом лейкоцитозе, функции различных видов лейкоцитов;

5. нервную и гуморальную регуляцию эритропоэза и лейкопоэза, клеточный и гуморальный иммунитет;

6. строение и свойства гемоглобина, его количество в крови, методы определения;

7. физиологические разновидности гемоглобина;

8. соединения гемоглобина с газами, спектр поглощения;

9. содержание гемоглобина в одном эритроците, цветовой показатель крови, его определение;

10. скорость оседания эритроцитов (СОЭ), механизм, факторы, влияющие на СОЭ,  физиологические колебания СОЭ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...