Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №5.. 1. Тема: Биоэлектрические явления в живых тканях. Фазы изменения возбудимости при возбуждении.




Практическое занятие №5.

1. Тема: Биоэлектрические явления в живых тканях. Фазы изменения возбудимости при возбуждении.

Актуальность темы:

возбудимые ткани способны в ответ на действие раздражителя генерировать специализированные формы колебаний электрического потенциала. Источником этих потенциалов служит движение ионов через клеточную мембрану. В результате у клетки даже в покое формируется трансмембранная разность потенциалов – мембранный потенциал (потенциал покоя). С помощью биопотенциалов осуществляется передача информации и местная ее обработка, поэтому знание и понимание этого вопроса очень важны и необходимы.

 

2. Цель занятия:

- помочь обучающимся усвоить вопрос о происхождении биоэлектрических явлений, показав биологический метод их обнаружения;

- воспроизвести классические опыты Л. Гальвани и К. Маттеучи;

- помочь обучающимся освоить мембранно-ионную теорию происхождения биопотенциалов.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- строение клеточной мембраны, ионные каналы и калий-натриевый насос

мембраны;

 - механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану;

 - учение о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном  

потенциале;

 - принципы работы электрорегистрирующих приборов.

 

   Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- воспроизводить классические опыты Гальвани и Маттеучи;

- изображать графически соответствие фаз изменения возбудимости фазам потенциала действия;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. краткая история открытия биоэлектрических явлений;

2. современное представление о строении и функциях мембран, ионные каналы мембран, их классификация, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану;

3. мембранный потенциал, его происхождение;

4. потенциал действия, его фазы, их происхождение;

5. соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия, рефрактерность и ее причины;

6. следовые явления, их происхождение;

7. местное и распространяющееся возбуждение, локальный ответ, его свойства.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебных фильмов,   таблицы, методические пособия, биметаллический крючок, состоящий из медной и цинковой пластин, электростимулятор, электроды, препаровальный набор, пипетка, вата, раствор Рингера, лягушка, стеклянная пластина);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- воспроизвести «балконный» опыт Л. Гальвани;

- воспроизвести П опыт Гальвани «без металла»;

    - воспроизвести опыт Маттеучи.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...