Практическое занятие №8.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология возбудимых тканей»
Практическое занятие №8. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология возбудимых тканей» Актуальность темы: раздел «Общая физиология возбудимых тканей» является одним из наиболее важных в курсе нормальной физиологии, так как элементы живых систем, способные изменять свои свойства под влиянием разнообразных факторов, в конечном итоге определяют самые совершенные формы приспособительной активности. Основные свойства и функции возбудимых структур проще всего изучать на примере структур, которые имеют относительно простую организацию: нервные и мышечные волокна и нервно-мышечные синапсы. Возбудимые клетки играют важную роль в жизнедеятельности организма, входя в состав почти всех органов и систем. Только зная закономерности функционирования возбудимых структур – клеток, органов, синапсов и др., можно приступить к изучению большинства других разделов курса нормальной физиологии.
2. Цель занятия: - проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими навыками по разделу «Физиология возбудимых тканей»; - обобщить знания по различным темам раздела и оценить их; - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - понятие о физиологических функциях; - специфические функции мышц и нервов, их основные физиологические свойства; - понятие о раздражителях; - физические принципы работы приборов, которые используются в физиологических исследованиях для стимуляции биологических структур и для регистрации различных проявлений их жизнедеятельности; - понятие об электрическом поле, его напряженности, силе тока, напряжении и
ЭДС; - строение клеточной мембраны, ионные каналы и калий-натриевый насос мембраны; - механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану; - учение о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном потенциале; - принципы работы электрорегистрирующих приборов; - строение и функция нервных и мышечных волокон; - строение нервно-мышечных синапсов; - условия возникновения ПД в возбудимых клетках; - ионная природа ПД, его характеристика и физиологическая роль; - отличия местного возбуждения от - распространяющегося; - законы Ома для замкнутых электрических цепей; - строение скелетных мышц и особенности их иннервации двигательными нервами; - строение миофибрилл.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - ответить на поставленные вопросы; - решать ситуационные задачи и тесты; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные; 2. прямое и непрямое раздражения мышц; 3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время; 4. изменение возбудимости при возбуждении; 5. законы раздражения возбудимых тканей: а) закон силы, закон «все или ничего»; б) закон длительности; в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;
6. г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации; 7. краткую историю открытия биоэлектрических явлений; 8. современное представление о строении и функциях мембран, ионные каналы мембран, их классификация, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану; 9. мембранный потенциал, его происхождение; 10. потенциал действия, его фазы, их происхождение; 11. соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия, рефрактерность и ее причины; 12. следовые явления, их происхождение; 13. местное и распространяющееся возбуждение, локальный ответ, его свойства; 14. классификацию нервных волокон и их характеристику; 15. механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам; 16. законы проведения возбуждения по нерву; 17. строение и классификация синапсов, механизм передачи возбуждения в них; 18. медиаторы, их синтез, секреция, переход в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами постсинаптической мембраны, постсинаптические потенциалы; 19. особенности строения и функции нервно-мышечного синапса; 20. классификация рецепторов, их основные свойства и особенности; 21. физические и физиологические свойства мышц, типы мышечных сокращений, одиночное сокращение и его фазы, суммацию сокращений и тетанус, его виды; 22. оптимум и пессимум частоты раздражения по Н. Е. Введенскому; 23. сила и работа мышц, их утомление, динамометриую, двигательные единицы и их особенности в разных мышцах; 24. современная теория мышечного сокращения и расслабления, теплообразование при сокращении, энергию сокращения. 25. основные отличия в строении и функционировании скелетной и гладкой мышц; 26. законы действия постоянного тока на ткани (Пфлюгер); 27. катодическая депрессия Вериго; 28. парабиоз Н. Е. Введенского.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия:
контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|