Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №8.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология возбудимых тканей»




Практическое занятие №8.

1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Физиология возбудимых тканей»

Актуальность темы:

раздел «Общая физиология возбудимых тканей» является одним из наиболее важных в курсе нормальной физиологии, так как элементы живых систем, способные изменять свои свойства под влиянием разнообразных факторов, в конечном итоге определяют самые совершенные формы приспособительной активности.

Основные свойства и функции возбудимых структур проще всего изучать на примере структур, которые имеют относительно простую организацию: нервные и мышечные волокна и нервно-мышечные синапсы.

Возбудимые клетки играют важную роль в жизнедеятельности организма, входя в состав почти всех органов и систем. Только зная закономерности функционирования возбудимых структур – клеток, органов, синапсов и др., можно приступить к изучению большинства других разделов курса нормальной физиологии.

 

2. Цель занятия:

- проконтролировать и оценить качество овладения умениями и практическими

навыками по разделу «Физиология возбудимых тканей»;

 - обобщить знания по различным темам раздела и оценить их;

 - оценить умение решать ситуационные задачи и отвечать на тесты.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- понятие о физиологических функциях;

- специфические функции мышц и нервов, их основные физиологические

свойства;

- понятие о раздражителях;

- физические принципы работы приборов, которые используются в

физиологических исследованиях для стимуляции биологических структур и

для регистрации различных проявлений их жизнедеятельности;

- понятие об электрическом поле, его напряженности, силе тока, напряжении и

ЭДС;

- строение клеточной мембраны, ионные каналы и калий-натриевый насос

мембраны;

 - механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану;

 - учение о трансмембранном электрохимическом градиенте и равновесном  

потенциале;

 - принципы работы электрорегистрирующих приборов;

- строение и функция нервных и мышечных волокон;

- строение нервно-мышечных синапсов;

- условия возникновения ПД в возбудимых клетках;

- ионная природа ПД, его характеристика и физиологическая роль;

- отличия местного возбуждения от - распространяющегося;

- законы Ома для замкнутых электрических цепей;

- строение скелетных мышц и особенности их иннервации двигательными

нервами;

- строение миофибрилл.

 

   Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- ответить на поставленные вопросы;  

- решать ситуационные задачи и тесты;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. понятия раздражения, раздражимости, возбуждения, возбудимости; виды раздражителей: адекватные и неадекватные;

2. прямое и непрямое раздражения мышц;

3. критерии оценки возбудимости: пороговая сила, пороговое время;

4. изменение возбудимости при возбуждении;

5. законы раздражения возбудимых тканей:

    а) закон силы, закон «все или ничего»;

    б) закон длительности;

    в) соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань. Кривая «силы - времени»; реобаза, полезное время, хронаксия, хронаксиметрия и ее клиническое значение;

6. г) закон крутизны нарастания тока, явление и механизм аккомодации;

7. краткую историю открытия биоэлектрических явлений;

8. современное представление о строении и функциях мембран, ионные каналы мембран, их классификация, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану;

9. мембранный потенциал, его происхождение;

10. потенциал действия, его фазы, их происхождение;

11. соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия, рефрактерность и ее причины;

12. следовые явления, их происхождение;

13. местное и распространяющееся возбуждение, локальный ответ, его свойства;

14. классификацию нервных волокон и их характеристику;

15. механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам;

16. законы проведения возбуждения по нерву;

17. строение и классификация синапсов, механизм передачи возбуждения в них;

18. медиаторы, их синтез, секреция, переход в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами постсинаптической мембраны, постсинаптические потенциалы;

19. особенности строения и функции нервно-мышечного синапса;

20. классификация рецепторов, их основные свойства и особенности;

21. физические и физиологические свойства мышц, типы мышечных сокращений, одиночное сокращение и его фазы, суммацию сокращений и тетанус, его виды;

22. оптимум и пессимум частоты раздражения по Н. Е. Введенскому;

23. сила и работа мышц, их утомление, динамометриую, двигательные единицы и их особенности в разных мышцах;

24. современная теория мышечного сокращения и расслабления, теплообразование при сокращении, энергию сокращения.

25. основные отличия в строении и функционировании скелетной и гладкой мышц;

26. законы действия постоянного тока на ткани (Пфлюгер);

27. катодическая депрессия Вериго;

28. парабиоз Н. Е. Введенского.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...