Практическое занятие №6.. 1. Тема: Физиологические свойства нервных волокон. Физиология нервно-мышечного синапса.
Практическое занятие №6. 1. Тема: Физиологические свойства нервных волокон. Физиология нервно-мышечного синапса. Актуальность темы: нервная и мышечная ткани относятся к возбудимым тканям и обладают их специфическими и неспецифическими свойствами. Знания и понимания механизмов проведения биопотенциалов по нервному и мышечному волокнам позволяют объяснить причины нарушения проведения нервного импульса по этим возбудимым тканям, а также влияние некоторых веществ на это проведение. Знания особенностей в проведении возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам, объясняют причины разной скорости импульса по названным образованиям. Таким образом, данная тема является актуальной для врача любого профиля и специальности.
2. Цель занятия: - наблюдать законы проведения возбуждения по нерву; - познакомить обучающихся с методикой определения скорости проведения возбуждения по нерву; - помочь обучающимся усвоить строение синапса и механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - строение и функции нервных волокон; - строение нервно-мышечных синапсов; - условия возникновения ПД в возбудимых клетках; - ионная природа ПД, его характеристика и физиологическая роль; - отличия местного возбуждения от - распространяющегося; - законы Ома для замкнутых электрических цепей.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - анализировать результаты демонстрационных опытов по определению скорости и законов проведения возбуждения по нервам;
- и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. классификация нервных волокон и их характеристика; 2. механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам; 3. законы проведения возбуждения по нерву; 4. строение и классификацию синапсов, механизм передачи возбуждения в них; 5. медиаторы, их синтез, секреция, переход в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами постсинаптической мембраны, постсинаптические потенциалы; 6. особенности строения и функции нервно-мышечного синапса; 7. классификация рецепторов, их основные свойства и особенности; 8. законы действия постоянного тока на ткани (Пфлюгер); 9. катодическая депрессия Вериго; 10. парабиоз Н. Е. Введенского.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа. 6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оснащение (таблицы, методические пособия, установка для регистрации потенциала действия нервного ствола: осциллограф, усилитель биопотенциалов, электростимулятор, влажная камера с электродами); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - исследование законов проведения возбуждения по нерву; - определение скорости проведения возбуждения по нерву; - анализ оптимума и пессимума частоты раздражения по Введенскому. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|