Практическое занятие № 10. 1. Тема: Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Свойства нервных центров.
Практическое занятие № 10 1. Тема: Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Свойства нервных центров. Актуальность темы: нервные центры – это совокупность нейронов, принимающих участие в осуществление определенного рефлекса. Нейронной основой нервного центра, являются локальные и иерархические нервные сети. Нервные центры обладают рядом характерных функциональных свойств. Во всех вышеуказанных вопросах должен разбираться любой врач, чтобы понимать процессы функционирования структур ЦНС.
2. Цели занятия: - исследование некоторых свойств нервных центров; - изучение основных принципов координационной деятельности ЦНС.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . строение ЦНС (анатомия); . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология); . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия); . основные принципы работы электрофизиологических приборов, . иметь навык обращения с компьютером (медицинская физика).
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить на лягушке следующие свойства нервных центров: o - последовательную суммацию, o - иррадиацию возбуждения - определять время рефлекса по Тюрку и его зависимости от силы раздражителя; - изучить влияние эфира и стрихнина на ЦНС; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. понятие нервного центра; 2. свойства нервных центров: 3. одностороннее проведение возбуждения; 4. центральная задержка и время рефлекса; 5. суммация в нервных центрах, ее виды; 6. явления облегчения и последействия; 7. трансформация ритма возбуждения, механизмы; 8. посттетаническая потенциация; 9. тонус нервных центров; 10. утомление нервных центров; 11. чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы); 12. основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, стакан с водой, фильтровальная бумага 0, 5х0, 5 см., растворы новокаина 0, 5% и серной кислоты 1%, 0, 5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0, 1; 0, 25; 0, 5; ; 1, 0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов. 6. 2. ТСО (компьютеры). 7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:
- исследование временной суммации рефлексов у лягушки; - исследование времени рефлексов по Тюрку; - исследование зависимости времени рефлекса от силы раздражителя; - исследование явления иррадиации возбуждения; - изучение влияния стрихнина и эфира на нервную систему. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|