Федеральное государственное бюджетное образовательное
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра нормальной физиологии
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. 31августа 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ к практическому занятию по модулю «Общая физиология ЦНС»
Дисциплина: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Специальность: 31. 05. 01. - лечебное дело Курс II Семестр III Количество часов - 16
Уфа Темы модуля «Общая физиология ЦНС» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.
Рецензенты:
1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В. 2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.
Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,
протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
Практическое занятие №9 1. Тема: Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Актуальность темы: структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга. Для осуществления любого рефлекса необходима анатомическая и физиологическая целостность всех звеньев дуги. Выключение любого звена ведет к исчезновению рефлекса. В клинике исследование рефлексов, в т. ч. проприоцептивных, проводят для оценки возбудимости ЦНС, а также для выявления уровня возможного нарушения функций ЦНС. 2. Цели занятия: - исследовать рефлекторный принцип деятельности нервной системы; - произвести анализ рефлекторной дуги лягушки; - исследовать спинальные рефлексы лягушки; - исследовать проприоцептивные рефлексы человека.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: . строение ЦНС (анатомия); . ультраструктуру нейрона и синапса (гистология); . метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия); . основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык . обращения с компьютером (медицинская физика).
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить спинальный шок и спинальные рефлексы у лягушки; - проводить анализ рефлекторной дуги; - воспроизводить спинальные рефлексы у человека (коленный, ахиллов и др. ); - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. общая характеристика функций ЦНС в организме; 2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции; 3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы; 4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов); 5. рефлекторная дуга, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов; 6. методы исследования функций ЦНС; 7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга; 8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля; 9. явление спинального шока, его механизм; 10. электрофизиологические характеристики нейронов; 11. концепция генетически детерминированных нервных сетей.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма «Нервная клетка»), таблицы, методическое пособие, препаровальные наборы, штативы с пробкой, неврологический молоточек, стакан с водой, фильтровальная бумага 0, 5х0, 5 см., нитки, вата, растворы новокаина 0, 5% и серной кислоты 1%, 0, 5%, лягушка, электростимулятор, эфир, метроном, вата, растворы серной кислоты – 0, 1; 0, 25; 0, 5; 1, 0%; стаканчики для кислот, чашка для отбросов; 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение спинального шока у лягушки; - воспроизведение спинальных рефлексов у лягушки; - анализ рефлекторной дуги у лягушки;
- воспроизведение спинальных рефлексов у человека (коленный, ахиллов и др. ); Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|