Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Вид занятия: практическое занятие.




4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оборудование (таблицы, схемы, микроскоп, смесители для подсчета эритроцитов и лейкоцитов, скарификатор, вата, спирт с эфиром, 3% раствор NaCI, 5% раствор уксусной кислоты, подкрашенной метиленовой синью, донорская кровь, камера Горяева, покровные стекла, предметное стекло с мазком крови, иммерсионное масло, гемометр Сали, 0, 1N р-р HCl, дистиллированная вода, прибор Панченкова, часовое стекло, 5% р-р цитрата Na, вата, методическое пособие),

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений - компьютерное тестирование (тесты I иII типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя по овладению:

    - методами забора и разведения крови для подсчета эритроцитов и  лейкоцитов;

    - методами подсчета эритроцитов и лейкоцитов в камере Горяева;

    - методом подсчета лейкоцитарной формулы в готовых мазках крови;

    - методом определения гематокрита;

    - определение СОЭ;

     - определение содержания гемоглобина в крови по методу Сали;

     - подсчет цветового показателя крови.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

 

Практическое занятие № 2.

1. Тема: Группы крови. Свертывание крови. Гемолиз.

Актуальность темы:

    учение о группах крови приобретает особое значение в связи с частой необходимостью проведения гемотрансфузий. Кроме того, в современной медицине, данный вопрос учитывается при трансплантации органов и в акушерской практике.

    В живом организме функционируют системы, поддерживающие жидкое состояние крови и способные реагировать при нарушении целостности кровеносного сосуда. К таким системам относятся: противосвертывающая и свертывающая системы. Последняя - обеспечивает гемостаз.

    Разрушение оболочки эритроцитов приводит к выходу гемоглобина в плазму и развитию гемолиза. Причины гемолиза различны и определяют его вид. Знания механизмов развития гемолиза позволяют предупредить и предотвратить его возникновение.

 

2. Цель занятия:

 - изучить роль групповых антигенов и антител (система АВО, резус- система и другие групповые системы) в клинической практике;

 - изучить правила переливания крови;

 - изучить факторы свертывания крови и его фазы;

 - изучить принцип взаимодействия тканевых и кровяных факторов свертывания крови;

 - научиться определять группы крови и резус-фактор с помощью стандартных сывороток и цоликлонов;

 - научиться определять время свертывания крови;

- изучить механизмы различных видов гемолиза эритроцитов, научиться воспроизводить различные виды гемолиза;

- научиться определять границы осмотической резистентности эритроцитов.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся  должны знать:

- принципы взаимодействия антиген - антитело;

- особенности строения мембраны эритроцитов;

- строение, количество тромбоцитов;

 - общие принципы взаимодействия прокоагулянтов и антикоагулянтов;

- строение мембраны клеток;

 - понятие осмоса, механизмы движения жидкостей через мембрану.

 

        

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся  должны владеть и уметь:

- определять группу крови и резус-принадлежность с помощью стандартных сывороток;

- определять группу крови и резус-принадлежность с помощью цоликлонов;

- определять совместимость крови по Шкляру;

- определять время свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву;

- воспроизводить некоторые виды гемолиза;

- определять минимальную и максимальную границы осмотической резистентности эритроцитов;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

 

    3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы);

2. правила переливания крови;

3. кровезамещающие растворы;

4. строение тромбоцитов, их количество, функции;

5. процесс свертывания крови (А. А. Шмидт) и его значение;

6. современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные);

7. фазы свертывания крови;

8. сосудисто-тромбоцитарный гемостаз;

9. коагуляционный гемостаз;

10. 10. фибринолиз, его этапы;

11. свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния;

12. факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза;

13. . наследование групп крови.

14. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе;

15. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы;

    4. Вид занятия: практическое занятие.

        

    5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.

        

    6. Оснащение:

6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, предметные стекла, стеклянные палочки, вата, спирт, стандартные сыворотки I, II, III групп, цоликлоны анти-А, анти-В, анти-D, донорская кровь I, II, III, IV групп, часовое стекло, скарификатор, капилляр Панченкова, секундомер, спирт, пробирки, штатив, пипетки, растворы поваренной соли 0, 9%, 0, 7%, 0, 48%, 0, 28%, эфир, донорская кровь).

 6. 2. ТСО (компьютеры).

 

    7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний  - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- определение групп крови с помощью стандартных сывороток;

- определение групп крови с помощью цоликлонов;

- определение совместимости групп крови по Шкляру;

- определение резус-фактора;

- определение времени свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву;

    - воспроизведение осмотического и химического гемолиза;

     - определение границ осмотической стойкости эритроцитов.

Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                    

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...