4. Вид занятия: практическое занятие.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (таблицы, схемы, микроскоп, смесители для подсчета эритроцитов и лейкоцитов, скарификатор, вата, спирт с эфиром, 3% раствор NaCI, 5% раствор уксусной кислоты, подкрашенной метиленовой синью, донорская кровь, камера Горяева, покровные стекла, предметное стекло с мазком крови, иммерсионное масло, гемометр Сали, 0, 1N р-р HCl, дистиллированная вода, прибор Панченкова, часовое стекло, 5% р-р цитрата Na, вата, методическое пособие), 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений - компьютерное тестирование (тесты I иII типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя по овладению: - методами забора и разведения крови для подсчета эритроцитов и лейкоцитов; - методами подсчета эритроцитов и лейкоцитов в камере Горяева; - методом подсчета лейкоцитарной формулы в готовых мазках крови; - методом определения гематокрита; - определение СОЭ; - определение содержания гемоглобина в крови по методу Сали; - подсчет цветового показателя крови. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Практическое занятие № 2. 1. Тема: Группы крови. Свертывание крови. Гемолиз. Актуальность темы: учение о группах крови приобретает особое значение в связи с частой необходимостью проведения гемотрансфузий. Кроме того, в современной медицине, данный вопрос учитывается при трансплантации органов и в акушерской практике. В живом организме функционируют системы, поддерживающие жидкое состояние крови и способные реагировать при нарушении целостности кровеносного сосуда. К таким системам относятся: противосвертывающая и свертывающая системы. Последняя - обеспечивает гемостаз. Разрушение оболочки эритроцитов приводит к выходу гемоглобина в плазму и развитию гемолиза. Причины гемолиза различны и определяют его вид. Знания механизмов развития гемолиза позволяют предупредить и предотвратить его возникновение.
2. Цель занятия: - изучить роль групповых антигенов и антител (система АВО, резус- система и другие групповые системы) в клинической практике; - изучить правила переливания крови; - изучить факторы свертывания крови и его фазы; - изучить принцип взаимодействия тканевых и кровяных факторов свертывания крови; - научиться определять группы крови и резус-фактор с помощью стандартных сывороток и цоликлонов;
- научиться определять время свертывания крови; - изучить механизмы различных видов гемолиза эритроцитов, научиться воспроизводить различные виды гемолиза; - научиться определять границы осмотической резистентности эритроцитов.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - принципы взаимодействия антиген - антитело; - особенности строения мембраны эритроцитов; - строение, количество тромбоцитов; - общие принципы взаимодействия прокоагулянтов и антикоагулянтов; - строение мембраны клеток; - понятие осмоса, механизмы движения жидкостей через мембрану.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - определять группу крови и резус-принадлежность с помощью стандартных сывороток; - определять группу крови и резус-принадлежность с помощью цоликлонов; - определять совместимость крови по Шкляру; - определять время свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву; - воспроизводить некоторые виды гемолиза; - определять минимальную и максимальную границы осмотической резистентности эритроцитов; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. группы крови (система АВ0, резус-фактор, другие системы); 2. правила переливания крови; 3. кровезамещающие растворы; 4. строение тромбоцитов, их количество, функции; 5. процесс свертывания крови (А. А. Шмидт) и его значение; 6. современные представления об основных факторах, участвующих в свертывании крови (тканевые, плазменные, тромбоцитарные, эритроцитарные, лейкоцитарные); 7. фазы свертывания крови; 8. сосудисто-тромбоцитарный гемостаз; 9. коагуляционный гемостаз; 10. 10. фибринолиз, его этапы;
11. свертывающую, противосвертывающую и фибринолитическую системы крови как главные аппараты функциональной системы поддержания ее жидкого состояния; 12. факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови, регуляцию гемостаза; 13. . наследование групп крови. 14. виды гемолиза, механизмы происхождения, понятие об аутогемолизе; 15. понятие осмотической резистентности эритроцитов, ее границы; 4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма, таблицы, методическое пособие, предметные стекла, стеклянные палочки, вата, спирт, стандартные сыворотки I, II, III групп, цоликлоны анти-А, анти-В, анти-D, донорская кровь I, II, III, IV групп, часовое стекло, скарификатор, капилляр Панченкова, секундомер, спирт, пробирки, штатив, пипетки, растворы поваренной соли 0, 9%, 0, 7%, 0, 48%, 0, 28%, эфир, донорская кровь). 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - определение групп крови с помощью стандартных сывороток; - определение групп крови с помощью цоликлонов; - определение совместимости групп крови по Шкляру; - определение резус-фактора; - определение времени свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву; - воспроизведение осмотического и химического гемолиза; - определение границ осмотической стойкости эритроцитов. Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф. доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|