Практическое занятие №11.. 1.Тема: Торможение в ЦНС.
Практическое занятие №11. 1. Тема: Торможение в ЦНС. Актуальность темы: наряду с механизмами возбуждения в ЦНС существуют механизмы торможения, которые проявляются в прекращении или уменьшении активности нервных клеток. В отличие от возбуждения торможение – локальный нераспространяющийся процесс, возникающий на клеточной мембране. Различают несколько видов центрального торможения. Знания механизмов торможения в ЦНС и их причины, позволят врачу любого профиля понять осуществление физиологических процессов в организме человека.
2. Цель занятия: исследование процессов торможения в ЦНС.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - строение нейронов; - строение и виды центральных синапсов; - механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах; - ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения; - отличия местного возбуждения от распространяющегося.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - воспроизводить классические опыты Сеченова и Гольца; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. история открытия центрального торможения и работы И. М. Сеченова;
2. значение открытия И. М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии; 3. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций; 4. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы); 5. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану; 6. классификация видов центрального торможения; 7. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу); 8. постсинаптическое торможение, виды, механизмы; 9. пресинаптическое торможение, механизмы; 10. вторичное торможение, виды, механизмы; 11. явление индукции в ЦНС; 12. особенности процесса торможения в ЦНС.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал и оборудование (таблицы, методическое пособие, препаровальный набор, штатив с пробкой, стакан с водой, вата, кристаллическая соль, метроном, глазной пинцет, глазной скальпель, растворы серной кислоты 0, 25; 0, 5; 1%, стаканчики для кислот, лягушка, чашка для отбросов); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов). 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. 7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: - воспроизведение классического опыта – «Центральное торможени рефлексов по И. М. Сеченову; - воспроизведение опыта – «Взаимное торможение спинальных рефлексов по Гольцу». Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами. 7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|