Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №12.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Общая физиология ЦНС».




Практическое занятие №12.

1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Общая физиология ЦНС».

Актуальность темы:

изучение общей физиологии центральной нервной системы имеет важное значение для анализа жизнедеятельности здорового и больного организма с точки зрения принципов целостности, нервизма, взаимоотношения организма и внешней среды, т. е. для формирования методологически правильного мышления врача. Нейрофизиология входит важнейшей частью в теоретический фундамент любой клинической специальности, особенно, невропатологии и психиатрии. Знание этой научной дисциплины необходимо в практической деятельности врача для топической диагностики поражений нервной системы и использования различных методов лечения (иглоукалывания, массажа, вегетативной блокады и др. ).

 

 2. Цель занятия:

- обобщить знания обучающихся по вопросам общей физиологии центральной нервной системы;

- проконтролировать и оценить качество овладения знаниями и практическими навыками по разделу;

 - уметь проанализировать знания и умения, практические навыки по всем вопросам общей физиологии центральной нервной системы;

- обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал;

- преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

-   строение ЦНС (анатомия);

-   ультраструктуру нейрона и синапса (гистология);

-   метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов

(биохимия);

-   основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык

-   обращения с компьютером (медицинская физика);

-   строение нейрона;

-   строение синапса и механизм проведения возбуждения в нем;

-   свойства ВПСП;

-   строение нейронов;

-   строение и виды центральных синапсов;

-   механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах;

-   ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения;

-   отличия местного возбуждения от распространяющегося.

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Общая физиология ЦНС»;

- отвечать на поставленные вопросы;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. общая характеристика функций ЦНС в организме;

2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции;

3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы;

4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов);

5. рефлекторную дугу, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов;

6. методы исследования функций ЦНС;

7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга;

8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля;

9. явление спинального шока, его механизм;

10. электрофизиологические характеристики нейронов;

11. концепция генетически детерминированных нервных сетей;

12. понятие нервного центра;

13. свойства нервных центров:

-   одностороннее проведение возбуждения;

-   центральная задержка и время рефлекса;

-   суммация в нервных центрах, ее виды;

-   явления облегчения и последействия;

-   трансформация ритма возбуждения, механизмы;

-   посттетаническая потенциация;

-   тонус нервных центров;

-   утомление нервных центров;

- чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы);

14. основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.;

15. история открытия центрального торможения и работы И. М. Сеченова;

16. значение открытия И. М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии;

17. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций;

18. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы);

19. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану;

20. классификация видов центрального торможения;

21. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу);

22. постсинаптическое торможение, виды, механизмы;

23. пресинаптическое торможение, механизмы;

24. вторичное торможение, виды, механизмы;

25. явление индукции в ЦНС;

26. особенности процесса торможения в ЦНС.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

                  

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия:

- компьютерное тестирование;

- письменная контрольная работа;

- контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу;

- устный опрос и обсуждение контрольных работ.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

 

 

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...