Практическое занятие №12.. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Общая физиология ЦНС».
Практическое занятие №12. 1. Тема: Итоговое занятие по разделу «Общая физиология ЦНС». Актуальность темы: изучение общей физиологии центральной нервной системы имеет важное значение для анализа жизнедеятельности здорового и больного организма с точки зрения принципов целостности, нервизма, взаимоотношения организма и внешней среды, т. е. для формирования методологически правильного мышления врача. Нейрофизиология входит важнейшей частью в теоретический фундамент любой клинической специальности, особенно, невропатологии и психиатрии. Знание этой научной дисциплины необходимо в практической деятельности врача для топической диагностики поражений нервной системы и использования различных методов лечения (иглоукалывания, массажа, вегетативной блокады и др. ).
2. Цель занятия: - обобщить знания обучающихся по вопросам общей физиологии центральной нервной системы; - проконтролировать и оценить качество овладения знаниями и практическими навыками по разделу; - уметь проанализировать знания и умения, практические навыки по всем вопросам общей физиологии центральной нервной системы; - обучающиеся должны показать умение излагать, объяснять и обобщать учебный материал; - преподаватель должен выявить и достоверно оценить уровень знаний обучающихся.
Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать: - строение ЦНС (анатомия); - ультраструктуру нейрона и синапса (гистология); - метаболизм нейромедиаторов, механизм действия нейротропных ядов (биохимия); - основные принципы работы электрофизиологических приборов, иметь навык - обращения с компьютером (медицинская физика);
- строение нейрона; - строение синапса и механизм проведения возбуждения в нем; - свойства ВПСП; - строение нейронов; - строение и виды центральных синапсов; - механизм и закономерности передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах; - ионная природа ПД, его параметры и условия возникновения; - отличия местного возбуждения от распространяющегося. Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь: - решать ситуационные задачи и тесты по разделу «Общая физиология ЦНС»; - отвечать на поставленные вопросы; - и овладеть следующими компетенциями: - (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; - (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; - (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов. 3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1. общая характеристика функций ЦНС в организме; 2. нейрон, как структурно-функциональную единицу ЦНС, способы исследования и классификации нейронов, понятия гематоэнцефалического барьера, глии, их функции; 3. синапсы, функциональную организацию, механизмы передачи информации в синапсах ЦНС, классификацию синапсов, нейромедиаторы; 4. рефлекторный принцип деятельности нервной системы, краткий исторический очерк (Декарт, Прохазка, Шеррингтон, И. М. Сеченов, И. П. Павлов); 5. рефлекторную дугу, ее звенья, виды рефлекторных дуг, виды рефлексов; 6. методы исследования функций ЦНС; 7. спинной мозг, функции передних и задних корешков спинного мозга, классификацию нервных волокон, взаимодействие нейронов спинного мозга, основные проводящие пути спинного мозга;
8. рефлексы спинного мозга и их рецептивные поля; 9. явление спинального шока, его механизм; 10. электрофизиологические характеристики нейронов; 11. концепция генетически детерминированных нервных сетей; 12. понятие нервного центра; 13. свойства нервных центров: - одностороннее проведение возбуждения; - центральная задержка и время рефлекса; - суммация в нервных центрах, ее виды; - явления облегчения и последействия; - трансформация ритма возбуждения, механизмы; - посттетаническая потенциация; - тонус нервных центров; - утомление нервных центров; - чувствительность к недостатку кислорода и некоторым ядам (действие на тормозные синапсы); 14. основные принципы распространения процессов возбуждения и координации деятельности ЦНС: иррадиация возбуждения, принципы общего конечного пути, доминанты, обратной связи, субординации и др.; 15. история открытия центрального торможения и работы И. М. Сеченова; 16. значение открытия И. М. Сеченовым центрального торможения для развития физиологии; 17. тормозной и возбудительный процессы как основа координации нервных функций; 18. тормозные структуры в ЦНС (тормозные клетки и синапсы); 19. тормозные медиаторы, действие их на постсинаптическую мембрану; 20. классификация видов центрального торможения; 21. современные представления о механизмах центрального торможения (Дж. Экклс, Реншоу); 22. постсинаптическое торможение, виды, механизмы; 23. пресинаптическое торможение, механизмы; 24. вторичное торможение, виды, механизмы; 25. явление индукции в ЦНС; 26. особенности процесса торможения в ЦНС.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность: 4 академических часа.
6. Оснащение: 6. 1. дидактический материал (наборы контрольных вопросов, ситуационных задач); 6. 2. ТСО (компьютеры).
7. Структура занятия: контроль и коррекция знаний обучающихся по учебному материалу занятия: - компьютерное тестирование; - письменная контрольная работа; - контроль и коррекция умений и практических навыков по разделу; - устный опрос и обсуждение контрольных работ.
Место проведения самоподготовки: учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, выполнение практических работ и подведение итогов занятия.
Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов). Основная: Дополнительная: (См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)
Зав. кафедрой, профессор Каюмова А. Ф.
доцент Самоходова О. В. «31» августа 2018 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|