Раздел I. Теоретические основы проведения тестирования. Формат заданий и технологии оценивания устной части экзамена
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ. ФОРМАТ ЗАДАНИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА Тема 1. ЕГЭ как итоговая форма контроля иноязычной коммуникативной компетенции Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) является формой итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции. В отечественной методике преподавания иностранных языков иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается как совокупность нескольких составляющих, а именно как совокупность: · речевой компетенции – развития коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); · языковой компетенции – овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоения знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке; · социокультурной компетенции – приобщения к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; · компенсаторной компетенции – развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; · учебно-познавательной компетенции – дальнейшего развития общих и специальных учебных умений; ознакомления с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
– развития и воспитания школьников средствами иностранного языка.
В период 2009 – 2021 гг. структура и содержание КИМ определялись на основе требований ФК ГОС. В 2022 г. завершается переход на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС), введенный еще в 2012 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»). Начиная с 2022 г. содержание КИМ ЕГЭ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 12. 2014 № 1645, от 31. 12. 2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24. 09. 2020 № 519, от 11. 12. 2020 № 712) с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28. 06. 2016 № 2/16з)). Обеспечена преемственность между положениями ФГОС и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03. 06. 2008 № 164, от 31. 08. 2009 № 320, от 19. 10. 2009 № 427, от 10. 11. 2011 № 2643, от 24. 01. 2012 № 39, от 31. 01. 2012 № 69, от 23. 06. 2015 № 609, от 07. 06. 2017 № 506).
При разработке КИМ также учитываются «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (МГЛУ, 2003) и их новая версия «Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment» (https: //www. coe. int/en/web/common-european-framework-reference-languages). ЕГЭ представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (далее – КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». КИМ позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (базовый и углубленный уровни). Результаты ЕГЭ по иностранным языкам признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по иностранным языкам. Целью ЕГЭ по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т. е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении, а также языковой компетенции, т. е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Аудирование», «Чтение» и являются одним из объектов измерения в разделе «Письменная речь» и в устной части; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе «Письменная речь» и в устной части. Письменная часть КИМ ЕГЭ по иностранным языкам содержит разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письменная речь». При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы «Аудирование», «Чтение» и «Письменная речь» имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания. Задания раздела «Письмо» требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 19–31 раздела «Грамматика и лексика», а также заданий 39, 40 раздела «Письменная речь».
В 2015 г. в ЕГЭ была введена устная часть, где экзаменуемый должен продемонстрировать владение умениями и навыками устной речи и чтения текста вслух. В 2022 г. в связи с введением ФГОС задания устной части претерпели частичные изменения, о которых будет сказано ниже. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от «традиционного» экзамена по иностранному языку ЕГЭ (чтение текста на иностранном языке и его перевод на русский язык, пересказ текста, перевод предложений с русского языка на иностранный и т. п. ) обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении. КИМ по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он владеет иностранным языком. Таблица 1. 1. Распределение заданий экзаменационной работы по разделам
Таблица 1. 2. Распределение заданий экзаменационной работы
Таблица 1. 3. Распределение заданий по уровням сложности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|