Тема 4. Оценивание выполнения заданий со свободно конструируемым ответом и критерии оценивания выполнения устной части ЕГЭ по иностранным языкам
Тема 4. Оценивание выполнения заданий со свободно конструируемым ответом и критерии оценивания выполнения устной части ЕГЭ по иностранным языкам Для оценивания коммуникативных заданий устной части ЕГЭ по иностранным языкам применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции выпускников. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развёрнутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 1–0, 2–0, 3–0. Максимальное количество баллов, которое можно получить за чтение вслух – 1 балл, за запрос информации (вопросы) в диалоге-расспросе – 4 балла, за – диалог - интервью на актуальную тему - 5 баллов, за тематическое монологическое высказывание высокого уровня с элементами описания и рассуждения – 10 баллов. Итого максимальный балл за устный раздел – 20 баллов. Задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста оценивается по одному критерию – фонетической стороне речи. Заданиепроверяеттехнику чтения, а именно правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержания читаемого. Хотя задание проверяет в основном языковые навыки, предлагаемая коммуникативная ситуация делает его аутентичным и коммуникативным по своей сути: “Imagine that you are preparing a project with your friend”, “You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend”. В описанной ситуации коммуникации ставится задача внятного выразительного чтения, которое легко, без сбоев коммуникации воспринималось бы со слуха.
Базовые навыки чтения вслух формируются ещё в начальной школе. К сожалению, далее, в основной и старшей школе, им практически не уделяется внимания. Более того, часто фонетикой просто пренебрегают, принося её в жертву неверно понимаемой «коммуникативности», в результате чего в вузы приходят абитуриенты, не владеющие элементарной техникой чтения. Между тем, чтение вслух остаётся востребованным компонентом иноязычного общения – достаточно вспомнить, что на большинстве международных научных конференций, особенно в естественных и точных науках, доклады зачитываются вслух. Далее мы кратко обозначим требования к выполнению первого задания устной части ЕГЭ по английскому языку. Навыкам, которые экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать при выполнении этого задания, уделяется достаточно внимания при обучении чтению в начальной школе, но они нуждаются в более подробном освещении и осмыслении на этапе обучения в средней школе. Навыки, которые желательно продемонстрировать, формируются в основном бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудиозаписями учебных материалов; понимание этих особенностей устной английской речи поможет выпускникам повысить свою общую иноязычную компетенцию. Сегментный уровень (звуки) При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки (их отсутствие ведёт к снижению оценки): · владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации; · дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [iː ] – [ɪ ] (peak – pick); [ɔ ː ] – [ɒ ] (short – shot); [ɑ ː ] – [ʌ ] (heart – hut); [u: ] – [u ] (pool – pull);
· дифференцировать и правильно произносить межзубные [ð ] / [θ ] и фрикативные согласные[z]/[s] без замещения их межзубными фрикативными (think – sink); · дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные; · дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔ ː ] и [ɜ ː ] (как, например, в словах walk – work, form – firm); · владеть «связующим r» (linking r), т. е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is, there are); · правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
Желательно также, чтобы экзаменуемый умел: · противопоставить согласные [p] – [b], [t] – [d], [k] – [g] по силе/слабости, то есть: 1) сопровождать произношение сильных согласных [p], [t], [k]придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается); 2) слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом. При такой ошибке неизбежно появляется призвук [ə ]; · соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный; · избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː ], [e], [æ ], [ɜ ː ], [eɪ ], [ɪ ə ].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|