Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Концепция устной части ЕГЭ по иностранным языкам как стандартизированного компьютеризированного экзамена




ЗАДАНИЕ 6

Какие из следующих типов заданий используются в ЕГЭ? В каких разделах ЕГЭ используются тестовые задания данных типов? Дайте примеры формулировок таких заданий.

1. Задания на множественный выбор (Multiple Choice).

2. Задания на соответствие (Matching).

3. Задания на группировку (Ranging).

4. Задания на установление последовательности (Ordering).

5. Задания на идентификацию (Labelling).

6. Задания на альтернативный ответ (True/False).

7. Задания на краткий ответ (Short Answer Questions).

8. Задания на трансформацию (Transformation).

9. Задания на заполнение пропусков (Gap filling).

10. Задания на подстановку (Substitution).

11. Задания на заполнение таблиц и схем (Information Transfer).

12. Задания на редактирование (Editing).

13. Задания – ролевая игра (Role Play).

14. Задания на написание личного письма (Informal Letter Writing).

 

ЗАДАНИЕ 7

Обсудите в парах следующие вопросы.

1. Цели и задачи обучения английскому языку в школе.

2. Содержание обучению английскому языку в соответствии со школьными государственными стандартами по иностранному языку.

3. Коммуникативная компетенция, характеристика её компонентов и уровней владения иностранным языком.

 

ЗАДАНИЕ 8

Обсудите в группах следующие вопросы.

1. Система контроля иноязычной коммуникативной компетенции.

2. Виды и формы контроля.

3. Объекты контроля.

4. Тестирование и его особенности. Требования к тестам.

5. Виды и типы тестов.

6. Характеристика стандартизированных тестов.

7. Характеристика тестов с развернутым ответом.

 

ЗАДАНИЕ 9

Обсудите в группах следующие вопросы.

1. Система оценивания коммуникативной компетенции.

2. Типы и виды шкал.

3. Критерии и параметры оценивания коммуникативной компетенции.

4. Соотношение оценки и отметки.

ЗАДАНИЕ 10

Обсудите в группах следующие вопросы.

1. Современная система итоговой аттестации по иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.

2. Основные отличия традиционного устного экзамена по иностранному языку от ЕГЭ.

Тема 2. Концепция устной части ЕГЭ по иностранным языкам как стандартизированного компьютеризированного экзамена

До введения ЕГЭ в штатный режим (2009 г. ), на этапе эксперимента, раздел «Говорение» присутствовал в КИМ ЕГЭ по иностранным языкам[3]. Полное исключение раздела «Говорение» из ЕГЭ по иностранным языкам в 2009 г. при переходе ЕГЭ в штатный режим было связано с организационно-техническими причинами. Сложившаяся в годы эксперимента процедура сдачи раздела «Говорение» оказалась неприменимой в условиях массового экзамена. Значительное число сдающих английский язык в городах с населением свыше 1 млн человек (в Москве около 14 000 сдающих английский язык, в Санкт-Петербурге – более 6000) не было обеспечено достаточным числом квалифицированных экспертов, в первую очередь – экзаменаторов-собеседников, и необходимой технической поддержкой для проведения устной части экзамена. Кроме того, много нареканий у выпускников и их родителей вызывало долгое время ожидания своей очереди устного ответа. Напомним, что время пребывания на пункте приёма экзамена не должно было превышать 6 часов.

В 2013 г. специалисты ФГБНУ «ФИПИ» разработали новую концепцию устной части ЕГЭ по иностранным языкам без участия экзаменатора-собеседника на основе информационно-коммуникационных технологий с использованием визуальных опор.

Иностранный язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение способами использования иностранного языка в различных видах деятельности и сферах общения. Согласно ФГОС СОО выпускники общеобразовательных организаций должны достичь порогового уровня (В1) иноязычной коммуникативной компетенции при обучении на базовом уровне и превысить его при обучении на углубленном уровне.

Цели и задачи обучения должны найти своё отражение в целях и задачах контроля. Поэтому ведущими объектами контроля являются продуктивные коммуникативные умения письменной и устной речи.

В основе устной части ЕГЭ лежат следующие идеи.

· Устная часть должна соответствовать требованиям ФГОС СОО по линии не только предметных умений и навыков, но и метапредметных умений и универсальных учебных действий.

· Устная часть должна быть построена на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и системном подходах, в основе которых лежат современные лингводидактические принципы, такие как научность, посильность, доступность, дифференциация и интеграция, соответствие условиям обучения, объективность, репрезентативность, адекватность, надёжность, экономичность, простота выявления и оценки результатов, ясность и чёткость формулировки контрольных заданий и др.

· В устной части должны быть представлены задания разных уровней сложности для лучшей дифференциации выпускников.

· Задания должны проверять наиболее существенные для общения коммуникативные умения.

· Задания должны строиться на вербальных и визуальных опорах, так как участники экзамена имеют разные виды мышления и памяти.

· В устной части не должны принимать участие экзаменаторы-собеседники, так как это связано как с организационными, так и содержательными трудностями.

 

Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах.

Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи, поставленной в задании, в заданном объёме, озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие.  

Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Учитывая требования федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г., определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ в 2012-2021гг, и принимая во внимание тот факт, что задания по говорению в ЕГЭ должны проверять умения говорения на базовом и углубленном /профильном уровне, представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее важных для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности должен быть монолог.

Прежде чем перейти к описанию формата предлагаемых в КИМ ЕГЭ 2022 г. для устной части экзамена заданий  следует подробнее остановиться на двух вопросах, которые могут казаться чисто организационными, однако на самом деле связаны с содержательными аспектами контроля. Во-первых, это вопрос времени, отпускаемого экзаменуемому на подготовку ответа. Трудно оспорить утверждение, что говорение per se – это спонтанная речь. Опыт устной части ЕГЭ на этапе эксперимента по его введению, опыт ОГЭ показывает, что, когда экзаменуемым даётся 5–10 мин. на подготовку, они склонны не просто делать заметки (фиксировать на бумаге ключевые слова и выражения), а пытаются писать полный текст своего ответа. При прослушивании аудиозаписи ответов, даже не видя экзаменуемого, экзаменаторы легко различают собственно говорение и зачитывание написанного текста. Парадокс заключается в том, что экзаменатор не может аннулировать, «обнулить» такой ответ или снизить баллы, хотя наблюдает явное несоответствие между заявленным объектом контроля (говорение) и предъявленным ответом (чтение вслух написанного текста). Заметим, что в международных экзаменах время на подготовку (в отдельной аудитории, с ручкой и листком бумаги) не предусмотрено. Экзаменуемый знакомится с заданием прямо в экзаменационной аудитории, сидя перед компьютером, и имеет всего 1, 5 мин. для того, чтобы собраться с мыслями.

Второй вопрос – это участие в устной части экзамена экзаменатора-собеседника. Международный опыт доказывает необходимость серьёзной подготовки экзаменаторов-собеседников на основе строгого отбора, продуманного обучения и сертификации. Причём на этом работа с экзаменаторами-собеседниками не заканчивается, она носит постоянный, планомерный характер. Экзаменаторы-собеседники должны владеть устной речью на очень высоком уровне, а также обладать особыми психологическими качествами и даже актёрскими способностями. И при всём этом российскому школьнику очень сложно увидеть в пожилой учительнице подругу-сверстницу и вести с ней диалог на равных. Может быть, ещё сложнее учителю отрешиться от привычной роли и мысленно сбросить как минимум пару десятков лет.

Напомним, что в международных экзаменах диалог ведут два экзаменуемых, и, хотя на языковых олимпиадах этот формат используется, в массовом масштабе он оказался неприемлемым для нашей страны. При неоднократных обсуждениях этого вопроса на научно-методических семинарах и конференциях, при анкетировании и учителя, и обучающиеся, и родители резко высказываются против такой формы. Основные доводы участников экзамена: «Мне попался слабый партнёр, поэтому я плохо ответил» и «Мне попался сильный партнёр, и я плохо ответил». Учителя и родители полностью поддерживают такую аргументацию, не видя в ней никаких противоречий. Таким образом, на данном этапе представляется целесообразным проведение устной части экзамена без участия экзаменатора-собеседника.

Содержательно устная часть в 2014-2021 гг. включала 4 задания:

1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;

2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

3) задание 3 базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

4) задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

Структура и содержание устной части ЕГЭ в 2014-2021гг по иностранным языкам представлены в таблице 2. 1.

Таблица 1. 4. Задания устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Задание Содержание Уровень сложности Макс. балл Время на под-готовку Время ответа
Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста Базовый 1, 5 мин. 1, 5 мин.
Задать 5 вопросов на определённую тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т. д. ). Экзаменуемому предлагается визуальный стимул и ключевые слова (о чём надо спросить) Базовый 1, 5 мин. 1, 5 мин.
Описать другу фотографию из своего фотоальбома, (одна фотография на выбор экзаменуемого из трёх) Базовый 1, 5 мин. 2 мин.
Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях Высокий 1, 5 мин. 2 мин.

Данная модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам и предложенные форматы заданий позволили решить те проблемы, которые в своё время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволила оценить иноязычную коммуникативную компетенцию обучающегося достаточно полно и объективно. Более того, она  раскрыла новые возможности развития способов и средств оценивания и оказала положительное влияние на содержание процесса обучения.  

В процессе разработки данной модели устной части ЕГЭ учитывалось, что неизменным условием проведения экзамена является качественная цифровая запись ответов экзаменуемых, но при этом теоретически возможны компьютерный и бумажный варианты представления заданий, что определило процедуру и роль организаторов.

Преимущества компьютерного варианта очевидны:

· одновременная сдача экзамена большим числом участников (при наличии на ППЭ лингафонного кабинета с цифровым оборудованием или компьютерного класса с использованием наушников);

· предъявление заданий предписанного варианта в строго определённом порядке (организатор может допустить ошибку: выдать не тот вариант, или дать все задания сразу, или выдавать задания не в том порядке);

· чёткое выполнение временного регламента (без влияния человеческого фактора);

· представление фотографий в цвете с хорошим качеством на экране дисплея.

Бумажный вариант экзамена был отвергнут в силу многих связанных с ним проблем:

· вызывает сомнение качество фотографий (чёрно-белые нечёткие распечатки низкого качества могут лишить экзаменуемого возможности успешно сдать экзамен);

· сложно обеспечить участие большого числа хорошо подготовленных, ответственных, действующих строго по инструкции организаторов;

· неясно, как организатор будет отслеживать время подготовки (1–2 мин. ), время ответа на отдельные задания (секундомер? песочные часы? ) – велика опасность сбоев временного регламента;

· любое нарушение временного регламента приведёт к тому, что в коридоре будут пересекаться потоки уже ответивших участников экзамена и тех, кто только следует в аудиторию для ответа, что недопустимо;

· организатор будет вынужденно использовать русский язык для выдачи заданий и обозначения временных границ отдельных заданий, что будет сбивать экзаменуемых и неизбежно вызовет отрицательную реакцию (в том числе со стороны профессионального сообщества и родителей).

В целом, бумажный вариант повысил бы риски, связанные с человеческим фактором. Устная часть ЕГЭ по иностранным языкам является наиболее сложным по процедуре экзаменом, а любые нарушения процедуры ведут к апелляциям и повышению социального напряжения вокруг непростого вопроса введения устной части ЕГЭ по иностранным языкам. В силу всего вышеизложенного был выбран в 2014г. компьютеризированный вариант экзамена.

Исходя из всего вышеизложенного, согласно  концепции устной части ЕГЭ по иностранным языкам она проводится в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому на дисплее компьютера, в компьютерную программу заложен точный хронометраж времени на подготовку и на ответ. Все время ответа ведётся аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...