Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сверхсегментный уровень (интонация)




Сверхсегментный уровень (интонация)

При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведёт к снижению оценки):

· расстанавливать паузы – правильно делить текст на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);

· расстанавливать фразовое ударение – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);

· владеть нисходящим тоном для законченной смысловой группы;

· владеть восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;

· правильно интонационно оформлять разные коммуникативные типы высказывания.

 

Желательно также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал:  

· владение основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой;

· владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы);

· владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени.

 

Рассмотрим более подробно вышесказанное.

Расстановка пауз

Во время подготовки к чтению текста в задании 1 устной части необходимо осмыслить текст с точки зрения его синтаксической структуры: понять, является ли предложение простым, сложносочинённым или сложноподчинённым; где заканчивается группа подлежащего; есть ли в предложении распространённые второстепенные члены предложения или перечисление и т. д. Осознание грамматической основы текста позволит правильно расставить паузы и выбрать правильные модуляции тона голоса (восходящий или нисходящий в зависимости от того, является ли мысль законченной или она ведёт к последующему рассуждению). В расстановке пауз следует также опираться на пунктуацию: знаки препинания «читаются», т. е. сигнализируются в речи паузой и повышением или понижением голоса перед ней.

Фразовое ударение

Служебные слова, а именно артикли, союзы, вспомогательные и модальные глаголы, местоимения, как правило, оказываются безударными. Знаменательные части речи, т. е. слова с лексическим значением: существительные, прилагательные, смысловые глаголы – всегда оказываются под ударением.

Логическое ударение

Логическое ударение – это выделение в устной речи одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. Данное явление называется также эмфаза. Оно используется, когда необходимо выделить какие-то слова в силу логического построения рассуждения или противопоставить определённые слова. В английском языке такое выделение осуществляется с помощью нисходящего тона. Правильное понимание текста позволит читающему расставить нужные акценты.  

Мелодика, движение тона

Важным является умение модулировать голос по высоте таким образом, чтобы ударные слоги образовывали так называемую нисходящую шкалу. Первый ударный слог должен произноситься на высокой ноте (выше, чем характерно для русского языка), последующий чуть ниже, следующий за ним – ещё ниже, и так до последнего ударного слога, который будет произнесён либо с нисходящим, либо с восходящим тоном, в зависимости от того, закончена или не закончена мысль, финальная или не финальная смысловая группа. Неударные слоги, располагаясь между ударными, должны продолжать эту нисходящую шкалу.

Ритм

Для английского языка характерен особый ритм. Ударный слог и следующие за ним неударные слоги образуют ритмическую группу, в которой всегда есть один ударный слог и варьирующееся число неударных слогов. Произношение ритмических групп с разным числом неударных слогов в английском языке занимает одно и то же время, оно примерно одинаково по длительности. Неударные слоги, следующие за ударными, «сжимаются» или «растягиваются» во времени таким образом, чтобы ударные слоги появлялись через примерно равные промежутки времени.

Задание 1 оценивается холистически. Экзаменуемый получает 1 балл, если его речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы (допускается не более 5 фонетических ошибок, в том числе 1–2 ошибки, искажающие смысл ). Если же речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более
5 фонетических ошибок, ИЛИ сделано 3 и более фонетические ошибки, искажающие смысл,
ответ оценивается в 0 баллов.

Таблица 1. 7. Критерии оценивания выполнения задания 1
(чтение текста вслух) – максимум 1 балл

 
Фонетическая сторона речи Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более 5 фонетических ошибок, в том числе 1–2 ошибки, искажающие смысл Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5 фонетических ошибок, ИЛИ сделано 3 и более фонетические ошибки, искажающие смысл

Участники ЕГЭ при выполнении задания 1 допускают следующие типичные ошибки:

· делают грубые фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания;

· неправильно ставят ударение в словах, состоящих из нескольких слогов;

· неправильно ставят ударение в сложных словах, имеющих два корня, например: foreground, airborne;

· пропускают слова и строчки;

· неправильно расставляют фразовое ударение;

· не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как не понимают структуры предложения;

· не умеют читать синтагмы с перечислением;

· неправильно произносят разные коммуникативные типы предложений.

 

При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие смысл (такие ошибки сегментного уровня также называются фонематическими/фонологическими ошибками). Неправильное произношение звука (замена фонемы) приводит к искажению смысла, если пара слов различается именно на его основе, например: live – leave, cut – cart. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например, put произносится с тем же звуком, что cut или слово science – с двумя согласными в начале. Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации.

Фонетические ошибки, искажающие смысл, могут быть и на сверхсегментном уровне, например, неверная расстановка пауз, искажающая смысл высказывания (как, например, паузация в русском предложении «Казнить нельзя помиловать»).

В случае, если участник экзамена не успел дочитать 1–2 слова, выполненное задание проверяется, если же не дочитано более 2 слов, задание не проверяется и оценивается в ноль баллов. Если участник экзамена при чтении пропустил строку, ответ оценивается в ноль баллов. Если участник экзамена при чтении пропускает слова, каждое пропущенное слово считается грубой ошибкой. Таким образом, при трёх пропущенных словах ответ также оценивается в ноль баллов.

Критерии оценивания задания 1 (чтение текста вслух) устной части ЕГЭ не содержат требований в отношении выбора британского или американского произношения. Даже в письменной части в заданиях с кратким ответом разработчики дают два варианта написания таких слов, как colourful/colorful, допуская норму американской орфографии. Желательно, чтобы участник ЕГЭ не путал два варианта, т. е. чтобы он произносил все слова согласно нормам, того или иного варианта английского языка. Если он будет читать в основном «по-британски», но в одном слове (например, dance) вдруг перейдёт на американский вариант, это можно счесть ошибкой.

 

Если участник экзамена не приступил к выполнению задания, то в протоколе выставляется «Х» во всех клетках позиций/критериев оценивания данного задания. Например, для задания 1 ставится «Х» один раз, а для задания 4, так как у него 3 критерия, «Х» ставится во всех трёх клетках критериев.

 

Задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Выполнение данного задания оценивается холистически. Экзаменуемый должен задать 4 вопроса, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Если вопрос задан, возможные языковые погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания экзаменуемый может получить 4 балла.

Коммуникативная ситуация запроса информации в задании предлагает непосредственное общение (“you’d like to get more information…”). Диалог носит условный характер: от экзаменуемого требуется ТОЛЬКО задать 4 прямых вопросов по указанным содержательным аспектам. Этикетный диалог не включён в задание.

Таблица 1. 8. Критерии оценивания выполнения задания 2 (максимум – 4 балла).

Оценивается отдельно каждый из 4 задаваемых вопросов

 

 
Вопросы 1–4 Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации

Что значит «отвечает поставленной коммуникативной задаче»? – запрос информации осуществлён и соответствует коммуникативной установке, данной в задании, употреблённая лексика, грамматические средства и фонетические погрешности не искажают смысл высказывания.

Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса? – Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т. е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me?.. ” принимается только, если за ним следует полный/развёрнутый косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т. е. “Could you tell me where the hotel is situated? ” В этом случае мы рассматриваем “Could you tell me?.. ” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать?.. » Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос). Если в придаточном предложении используется вопросительный порядок слов “Could you tell me where is the hotel situated? ” – это грамматическая ошибка, вопрос не принимается. Сокращённые вопросы типа “Could you tell me about the price? ” и “What about…” не принимаются.

Эксперты принимают правильно построенные развёрнутые косвенные вопросы, даже если их будет 4, но при обучении нужно обращать внимание учащихся на то, что в задании и в критериях требуется всё же задать 4 прямых вопроса.

Что значит «возможные фонетические погрешности»? – любые фонетические ошибки (см. разбор критериев задания 1), не затрудняющие восприятие смысла высказывания. Необходимо, чтобы интонация соответствовала типу вопроса (общий, специальный и т. п. ).

Наиболее типичные ошибки – коммуникативное задание не понято, вместо вопросов экзаменуемый создает монологическое высказывание; вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса. Экзаменуемые иногда произносят один и тот же вопрос с разной грамматической структурой, надеясь, что один из предложенных вариантов – правильный. В этом случае оценивается последний произнесённый учащимся вопрос, не имеет значения, правильный он или неправильный. Иногда задаются бессмысленные вопросы, например: “How much is the price? ”, “Where is the location? ”, “How long are the opening hours? ”

Ещё одной довольно частотной ошибкой в задании 2 является использование местоимения it в первом вопросе вместо названия предмета/задания и т. д., так что непонятно, о чём идёт речь. Например, в первом пункте давалось слово ‘location’. Необходимо было спросить, где находится турагентство. Школьники спрашивали: “Where is it located? ”, в то время как нужно было спросить: “Where is your agency located? ” Последующие вопросы могут содержать местоимениеit, если вопросы относятся к той же организации, тому же месту или предмету. В случае, если в задании 2 вместо постановки первого вопроса первые 20 секунд, отведённые на первый вопрос, участник экзамена молчит, в следующие 20 секунд, на втором слайде, задаёт сразу первый и второй вопрос, то эти вопросы принимаются, если они правильно сформулированы с точки зрения коммуникации и языкового оформления. Если задается вопрос “Where is your cinema? ” к опорному слово “location”, то мы его принимаем
так как он имеет правильную грамматическую форму вопроса и уместен по коммуникативной ситуации. Однако в обучении мы все-таки настраиваем участников экзамена на то, чтобы глагол в вопросе прозвучал: “Where is your cinema located/situated? ”

 

Обращаем внимание экспертов на то, что вопрос не должен приниматься, если отсутствие артикля влияет на смысл высказывания. Например: “What are dental programs? / What is time? ” вместо “What are the dental programs? / What’s the time? ” Возможен и другой случай, когда артикль меняет смысл высказывания, например: “Where is a new bookstore located? ” (задание: “You are considering going to the new book store and now you’d like to get more information”)?

Такой вопрос не принимается, в этих случаях грамматическая ошибка в артикле ведёт к сбою коммуникации. Надо задать вопрос об определённом новом магазине, фигурирующем в рекламном объявлении, нужен определённый артикль: “Where is the new bookstore located? ”, а участник экзамена задаёт вопрос о новом книжном магазине вообще, о любом новом книжном магазине: “Where is a new bookstore located? ”

 

Если участники ЕГЭ используют местоимение they вместо you, например: “Do they (нужно you ) have music? – вопрос не принимается и оценивается в 0 баллов, но в случае, если подобная ошибка встречается ещё раз, она считается повторяющейся и не учитывается.

Отсутствие any или присутствие some в вопросе не учитывается. Если есть вступление («Я звоню…»), а далее идут вопросы, то оценка не снижается, оцениваются только вопросы.

Часто эксперты спрашивают, какие вопросы на основе опорного слова ‘price’ принимаются. Принимаются следующие вопросы: How much does… / it cost? What’s the cost of…? What’s the price of…? How much should I pay for…? Не принимается: How much is the price?

На основе опорного словосочетания ‘admission fee’ принимаются (отсутствие артикля не ведёт к сбою в коммуникации): What admission fee do you have? Do you have an admission fee? / Do you have admission fee? Is there an admission fee? / Is there admission fee? Do you charge an admission fee? / Do you charge admission fee? Не принимаются: Is admission fee free? – не принимается, услуга бесплатная, стоимость не может быть бесплатной. Can I get the admission fee? – Непонятно, что имеется в виду, не принимается.

Задание 3 базового уровня сложности – условный диалог-интервью. Участнику необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Тематика задания 3, как и тематика задания 2, построена на стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально трудовой сфер общения.

В ходе выполнения этого задания участник ЕГЭ должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:

· полно сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов;

· выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;

· точно и правильно употреблять языковые средства оформлениявысказывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...