Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Говорение как особый вид речевой деятельности и контроль умений говорения




Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или опосредовано с помощью какого-либо технического средства (телефона, компьютера и т. д. ).

Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является овладение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах.

Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи, поставленной в задании, в заданном объёме, озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие.  

Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь.

В действующих в настоящее время стандартах и примерной основной программе среднего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) предполагается, что в области монологической речи на базовом уровне обучающиеся должны:

· владеть различными видами монолога;

· делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;

· кратко передавать содержание полученной информации;

· рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/ поступки;

· рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;

· описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Рассмотрим данные умения в контексте возможных форм их контроля. Курсивом выделим те задания, которые пока можно предлагать исключительно в рамках альтернативных форм контроля, но не на экзамене в формате ЕГЭ, хотя введение компьютеризированного экзамена не исключает возможности их использования в будущем.


Таблица 1. 5. Монологические умение говорения на базовом уровне
и возможные типы контрольных заданий

Владеть различными видами монолога · описать человека (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); · описать неодушевлённые предметы (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); · описать место/местность (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний)
Делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме · сделать сообщение по теме/проблеме с опорой на фоновые знания; · составить сообщение с опорой на информацию из линейных и нелинейных текстов (графиков, схем, таблиц, иллюстраций и т. д. ); · найти информацию по заданной теме/проблеме, в том числе с использованием ресурсов Интернет и представить её в устной форме
Кратко передавать содержание полученной информации · прослушать предложение/текст и передать его содержание; · прочитать текст (вслух или про себя) и передать его содержание
Рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки · рассказать о себе / своей семье / друзьях / одноклассниках; · рассказать о своих планах и намерениях на будущее; · рассказать о реальных или гипотетических событиях своей жизни, обосновывая мотивы своих поступков/ намерений
Описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/ стран изучаемого языка · рассказать о конкретных фактах истории или культурных особенностях своей страны или стран изучаемого языка (с опорой на изобразительную наглядность и/или нелинейные тексты, а также без визуальной опоры, на основе фоновых знаний)

 

Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) в области монологической речи на углубленном уровне обучающиеся должны:

· подробно/кратко излагать прочитанное/прослушанное/увиденное;

· давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей;

· описывать события, излагать факты;

· представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка;

· высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;

· оценивать факты/события современной жизни.

Таблица 1. 6. Монологические умение говорения на профильном уровне
и возможные типы контрольных заданий

Подробно/кратко излагать прочитанное/ прослушанное/ увиденное · прочитать текст и кратко/подробно изложить его содержание; · прослушать устный текст / фрагмент лекции и кратко/ подробно изложить его содержание; · просмотреть видео сюжет и кратко подробно изложить его содержание
Давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей · дать характеристику известных исторических личностей своей страны / стран изучаемого языка или мирового сообщества (с опорой на иллюстративную наглядность, нелинейные тексты или только на основе фоновых знаний); · дать характеристику литературных персонажей известных литературных произведений русской литературы, литературы стран изучаемого языка, мировой литературы (в рамках списков литературных произведений, рекомендованных для обязательного изучения в школе)
Описывать события, излагать факты · описать конкретное событие из собственной жизни / жизни своей страны / стран изучаемого языка (с опорой или без опоры на план / визуальные опоры / нелинейные тексты)
Представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка · представить (в виде проекта) социокультурный портрет страны или её отдельного региона, показав взаимосвязь между географическим положением, историей, спецификой этнического состава населения, родом деятельности и образом жизни различных этнических и социальных групп, их участием в социально-политической и культурной жизни страны и т. д.
Высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы · высказать отношение к предложенной проблеме/ситуации, аргументировав свою позицию
Оценивать факты/ события современной жизни · прокомментировать конкретные факты/события политической/ культурной жизни страны (съезды, митинги, выборы, фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия и т. д. ), высказав своё отношение к ним, аргументировав свою позицию

 

Очевидно, что в рамках одного экзамена невозможно проверить все названные умения. Очевидно и то, что контроль некоторых из них (даже на базовом уровне) может вызвать серьёзную озабоченность учителей и выпускников, поскольку их формированию не уделяется достаточного внимания.

На уровне монолога сложность представляет введение следующих заданий:

· монолог-описание (человека, места, неодушевлённого предмета), хотя в системе международных экзаменов для детей и подростков такие задания используются достаточно широко не только на уровне В1, но и А2;

· монолог-повествование, особенно если это задание предполагает рассказ о конкретных событиях из истории своей страны или стран изучаемого языка, не говоря о характеристике жизни выдающихся исторических деятелей или литературных персонажей, хотя формально такие задания возможны, поскольку эти умения зафиксированы в стандарте;

· краткий и подробный пересказ услышанного/увиденного/прочитанного, так как пересказу сегодня уже не уделяется достаточного внимания в системе языкового обучения.

При этом более сложные задания, связанные с рассуждением, аргументацией собственной позиции воспринимаются как более лёгкие в силу того, что здесь наблюдается прямой перенос умений и навыков из письменной речи, а именно умений написания письменного высказывания с элементами аргументации или высказывания типа «за и против». Справедливости ради стоит отметить, что данные умения письма стали активно формироваться только после введения ЕГЭ, где эти типы текста стали проверяться. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что именно содержание контроля в целом и итогового контроля в частности может оказать системообразующее влияние на характер и содержание обучения, поскольку в системе учат только тому, что потенциально может стать объектом и предметом контроля.

Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования в области диалогической речи на базовом уровне обучающиеся должны уметь:

· участвовать в беседе на знакомую тему;

· осуществлять запрос информации;

· обращаться за разъяснениями;

· выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.

Как видно из вышесказанного, два из четырёх перечисленных умений связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учётом конкретной ситуации общения. Последнее же умение можно рассматривать как пограничное между монологом и диалогом, поскольку, как известно, любой монолог диалогичен, а в рамках любого диалога есть место более или менее продолжительному монологу. Отсюда можно сделать вывод, что ядром контроля диалогических умений устной речи на базовом уровне можно считать готовность и способность экзаменуемого быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи. Проверить данное умение можно и без прямого контакта с экзаменатором, что очень важно для ЕГЭ сегодня.

 

Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования предполагается, что в области диалогической речи на углубленном уровне обучающиеся должны уметь:

· вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения;

· вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в своей стране и стране/странах изучаемого языка.

Не отрицая важности данных диалогических умений на профильном уровне, стоит признать, что они во многом опираются на ключевые умения диалогического общения базового уровня, а именно на умение быстро задавать нужные и уместные для заданной ситуации общения вопросы. Что касается полилога, то данное умение в целом является желаемой перспективой не только для общего среднего образования, но и для языкового образования в вузе.

Учитывая тот факт, что раздел говорения в ЕГЭ должен проверять умения говорения на базовом и углубленном уровне, представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее интегративные и важные для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности стал монолог.

Модель КИМ ЕГЭ 2022 г. построена на тех же подходах и принципах, что и предыдущая модель устной части, однако в ней усилена практико-ориентированность, метапредметность, личностная ориентированность, межкультурная и межпредметная составляющие, что будет способствовать более широкому внедрению в учебный процесс учебно-исследовательских и учебно-практических задач.

Рассмотрим структуру и содержание устной части КИМ ЕГЭ 2022 г., в которой проверяется широкий спектр коммуникативных умений, языковых навыков, социокультурных знаний и умений, компенсаторных и метапредметных/общеучебных умений. В устную часть в настоящее время включены 4 задания, а именно:

1. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Изменений по сравнению с 2021 г. нет.

2. В задании 2 предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать четыре вопроса на основе ключевых слов. Сокращено количество вопросов: 4 вместо 5.

3. В задании 3 предлагается дать интервью на актуальную тему, развёрнуто ответив на пять вопросов. Новое задание для ЕГЭ, но формат задания уже используется в КИМ ОГЭ.

4. В задании 4 предлагается проблемная тема для проектной работы и 2 фотографии, выбор которых в качестве иллюстраций надо обосновать, и нужно выразить своё мнение по проблеме проектной работы. Задание нового формата.

Приведем примеры заданий УЧ 2022.

 

1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...