Тема 3. Говорение как особый вид речевой деятельности и контроль умений говорения
Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или опосредовано с помощью какого-либо технического средства (телефона, компьютера и т. д. ). Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является овладение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах. Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи, поставленной в задании, в заданном объёме, озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие. Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. В действующих в настоящее время стандартах и примерной основной программе среднего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) предполагается, что в области монологической речи на базовом уровне обучающиеся должны: · владеть различными видами монолога; · делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; · кратко передавать содержание полученной информации;
· рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/ поступки; · рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; · описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. Рассмотрим данные умения в контексте возможных форм их контроля. Курсивом выделим те задания, которые пока можно предлагать исключительно в рамках альтернативных форм контроля, но не на экзамене в формате ЕГЭ, хотя введение компьютеризированного экзамена не исключает возможности их использования в будущем. Таблица 1. 5. Монологические умение говорения на базовом уровне
Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) в области монологической речи на углубленном уровне обучающиеся должны: · подробно/кратко излагать прочитанное/прослушанное/увиденное; · давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей; · описывать события, излагать факты; · представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка; · высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы; · оценивать факты/события современной жизни. Таблица 1. 6. Монологические умение говорения на профильном уровне
Очевидно, что в рамках одного экзамена невозможно проверить все названные умения. Очевидно и то, что контроль некоторых из них (даже на базовом уровне) может вызвать серьёзную озабоченность учителей и выпускников, поскольку их формированию не уделяется достаточного внимания. На уровне монолога сложность представляет введение следующих заданий: · монолог-описание (человека, места, неодушевлённого предмета), хотя в системе международных экзаменов для детей и подростков такие задания используются достаточно широко не только на уровне В1, но и А2; · монолог-повествование, особенно если это задание предполагает рассказ о конкретных событиях из истории своей страны или стран изучаемого языка, не говоря о характеристике жизни выдающихся исторических деятелей или литературных персонажей, хотя формально такие задания возможны, поскольку эти умения зафиксированы в стандарте; · краткий и подробный пересказ услышанного/увиденного/прочитанного, так как пересказу сегодня уже не уделяется достаточного внимания в системе языкового обучения. При этом более сложные задания, связанные с рассуждением, аргументацией собственной позиции воспринимаются как более лёгкие в силу того, что здесь наблюдается прямой перенос умений и навыков из письменной речи, а именно умений написания письменного высказывания с элементами аргументации или высказывания типа «за и против». Справедливости ради стоит отметить, что данные умения письма стали активно формироваться только после введения ЕГЭ, где эти типы текста стали проверяться. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что именно содержание контроля в целом и итогового контроля в частности может оказать системообразующее влияние на характер и содержание обучения, поскольку в системе учат только тому, что потенциально может стать объектом и предметом контроля.
Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования в области диалогической речи на базовом уровне обучающиеся должны уметь: · участвовать в беседе на знакомую тему; · осуществлять запрос информации; · обращаться за разъяснениями; · выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме. Как видно из вышесказанного, два из четырёх перечисленных умений связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учётом конкретной ситуации общения. Последнее же умение можно рассматривать как пограничное между монологом и диалогом, поскольку, как известно, любой монолог диалогичен, а в рамках любого диалога есть место более или менее продолжительному монологу. Отсюда можно сделать вывод, что ядром контроля диалогических умений устной речи на базовом уровне можно считать готовность и способность экзаменуемого быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи. Проверить данное умение можно и без прямого контакта с экзаменатором, что очень важно для ЕГЭ сегодня.
Согласно требованиям действующей примерной основной программы среднего образования предполагается, что в области диалогической речи на углубленном уровне обучающиеся должны уметь: · вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения; · вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в своей стране и стране/странах изучаемого языка. Не отрицая важности данных диалогических умений на профильном уровне, стоит признать, что они во многом опираются на ключевые умения диалогического общения базового уровня, а именно на умение быстро задавать нужные и уместные для заданной ситуации общения вопросы. Что касается полилога, то данное умение в целом является желаемой перспективой не только для общего среднего образования, но и для языкового образования в вузе.
Учитывая тот факт, что раздел говорения в ЕГЭ должен проверять умения говорения на базовом и углубленном уровне, представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее интегративные и важные для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности стал монолог. Модель КИМ ЕГЭ 2022 г. построена на тех же подходах и принципах, что и предыдущая модель устной части, однако в ней усилена практико-ориентированность, метапредметность, личностная ориентированность, межкультурная и межпредметная составляющие, что будет способствовать более широкому внедрению в учебный процесс учебно-исследовательских и учебно-практических задач. Рассмотрим структуру и содержание устной части КИМ ЕГЭ 2022 г., в которой проверяется широкий спектр коммуникативных умений, языковых навыков, социокультурных знаний и умений, компенсаторных и метапредметных/общеучебных умений. В устную часть в настоящее время включены 4 задания, а именно: 1. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Изменений по сравнению с 2021 г. нет. 2. В задании 2 предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать четыре вопроса на основе ключевых слов. Сокращено количество вопросов: 4 вместо 5. 3. В задании 3 предлагается дать интервью на актуальную тему, развёрнуто ответив на пять вопросов. Новое задание для ЕГЭ, но формат задания уже используется в КИМ ОГЭ. 4. В задании 4 предлагается проблемная тема для проектной работы и 2 фотографии, выбор которых в качестве иллюстраций надо обосновать, и нужно выразить своё мнение по проблеме проектной работы. Задание нового формата. Приведем примеры заданий УЧ 2022.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|