Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети с нарушениями двигательной сферы — в 6 страница




Дидактический материал — вид наглядных учебных пособий, предметы, составляющие Д. м., разнообразны: на­боры карточек с рисунками, текстом или цифрами, трафаре­ты плодов, животных, счетный материал, модели геометри­ческих фигур и тел, реактивы, набор различных деталей, не­обходимых на уроках черчения, физики, химии.

Особенности восприятия и общего развития детей со спец. образовательными потребностями определяют форму и содержание Д. м. в спец. школе. Так, напр., при обучении слепых наряду с натуральными объектами широко применя­ются рельефные изображения предметов, схемы, таблицы и т. д. Специально сконструированные для слепых приборы облегчают восприятие изучаемых объектов. При обучении глухих языку составляются спец. таблички с упражнениями: в приготовительном классе школы для глухих используется как буквенная, так и дактильная разрезная азбука и т. д.

Д. м. в школах для умственно отсталых детей должен быть простым по содержанию и оформлению.

Дидактогения — негативное психическое состояние уч-ся, вызванное нарушением педагогического такта со сто­роны учителя (воспитателя). Для детей с ограниченными

возможностями особенно болезненным является акценти­рование внимания на их нарушении. Д. выражается в повы­шенном нервно-психическом напряжении, страхах, подав­ленном настроении и т. п., отрицательно сказывается на де-ят-ти уч-ся, затрудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и не­врозов у детей, причем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в спец. лече­нии, в частности, методами психотерапии (Б. П. Пузанов).

Диз- —Дис-.

ДизакуЗИЯ [диз- + грен. аЬит — слух] — возникновение неприятных ощущений одновременно со слуховым воспри­ятием звуков; к Д. иногда относят и снижение слуха.

Дизартрия [ЛузагГ/гпа; диз- + грен. аг1Нгоб — членораз­дельно произносить] — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением ЦНС и проявляющееся неясностью произношения (особенно со­гласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи и т. п. При Д. страдает не только произношение, но и темп, выразительность, модуляция. Общими клиническими при­знаками Д. являются нарушения мышечного тонуса в арти­куляционной мускулатуре и их подвижность в результате па­раличей и парезов. При тяжелой степени Д. (см. Анартрия) полностью отсутствует произносительная сторона речи.

Д. нередко наблюдается у детей, страдающих церебраль­ным параличом. См. Парартрия.

Существует несколько видов дизартрии.

Д. бульбарная {д. Ьи1Ьат\ —Д., обусловленная перифе­рическим параличом мышц, принимающих участие в арти­куляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждаю­щего и подъязычного нервов или их ядер; часто сочетается с расстройствами глотания.

Д. корковая [4. согисаПа] —Д., обусловленная пораже­нием областей коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении пра­вильной структуры слова.

Д. мозжечковая [с1. сегеЪеНат] —Д., обусловленная по­ражением мозжечка или его проводящих путей; характеризу­ется растянутой, скандированной речью с нарушением мо­дуляции и меняющейся громкостью.

Д. паркинсоническая [4. рагШпзотса] — вид экстрапи­рамидной Д., наблюдаемый при паркинсонизме, характери­зующийся замедленной невыразительной речью, нарушени­ями модуляции голоса.

Д. подкорковая — характеризуется непроизвольно ме­няющимся мышечным тонусом в артикуляционной муску­латуре.

Д. при алкогольном опьянении — расстройство про-изношния звуков (артикуляции), проявляющееся при пере­ходе от легкой степени алкогольного опьянения к более тя­желой (при концентрации алкоголя в крови более 0, 15 %). Выражается в неясности произношения, особенно соглас­ных звуков, в замедленности или прерывистости речи и т. п.

Д. псевдобульбарная \< 1. р5еис1оЪи1Ъап5\—]\., обуслов­ленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения корково-ядерных пу­тей (повышенный мышечный тонус, ограниченность движе­ний губ, языка, слюнотечение; голос немодулированный, речь смазанная); проявляется монотонностью речи.

Д. экстрапирамидная \й. ех{гаругатШаНз] — Д., обу­словленная поражением стриопаллидарной системы.

Дизонтогения [диз- + ошо§епет— индивиудальное раз­витие] — термин, впервые употребленный в 1927 г. для обо­значения отклонения внутриутробного формирования

 

структур организма от нормального развития. В дальней­шем этим понятием стали обозначать различные откло­нения от нормального физического и психического раз­вития в детском возрасте. Термин используется преиму­щественно в детской психиатрии, в спец. педагогике ему соответствует понятие «нарушение развития» (Б. П. Пу­занов).

Динамический стереотип [греч. Мегеоз — твердый, прочный, объемный, пространственный + (урох — отпеча­ток, образец] — относительно устойчивая система условных рефлексов, к-рая вырабатывается в результате многократно­го воздействия условных сигналов, следующих в определен­ном порядке.

Диоптрия [Ж'ор(п'а] — единица измерения преломляющей силы оптической системы, соответствующая преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м.

Дипл- [дипло-; греч. й1р1оо8 — двойной] — составная часть сложных слов, означающая «двойной», «сдвоенный», «пар­ный», «диплоидный».

Диплакузия [< Ир1асш1а; дипл- + греч. а& ихк слух] — на­рушение слухового восприятия, при к-ром один и тот же тон воспринимается правым и левым ухом по-разному.

Диплегия [сИр1е§1а; ди- + греч. р1ё§ё— удар, поражение] — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног, обеих половин лица и т. п. ).

Д. атоническая 1. аготса; син.: Д. мозжечковая} — форма детского церебрального паралича, при к-рой цент­ральный паралич (парез) рук или ног сопровождается моз­жечковой гипотонией.

Д. лицевая врожденная [а'. /аааНзсоп^етШ] — дипле-гия мимической мускулатуры, обусловленная двусторонней гипоплазией клеток ядра лицевого нерва.

 

Д. мозжечковая [< 1. сегеЬеПапз] — см. Д. атоническая.

Д. спастическая семейная [А. зразПса/атШаш] — на­следственная болезнь спинного мозга с преимущественным поражением латеральных пирамидных путей, проявляюща­яся спастической диплегией ног, к к-рой нередко присоеди­няется спастический парез рук.

Дипло -- см. Дипл-.

Диплопия [аЧр1ор1а; дипл- + греч. дрз, дрох — глаз, зрение; син.: двоение, зрение двойное] — нарушение зрения, при к-ром рассматриваемый объект кажется удвоенным.

Д. бинокулярная 1. ЫпосиШт] — Д. при зрении двумя глазами обусловленная тем, что изображения рассматривае­мого предмета не проецируются на корреспондирующие точки сетчаток, напр., в результате отклонения зрительной оси одного из глаз.

Д. монокулярная 1. топоси1ат] — Д. при рассматри­вании объектов одним глазом, обусловленная попаданием его изображения одновременно на два разных участка сет­чатки; может наблюдаться при придодиализме, поликории. частичном помутнении или подвывихе хрусталика.

Д. одноименная [с1. Нотопута] — бинокулярная Д., при к-рой изображение, относящееся к правому глазу, проециру­ется справа, а относящееся к левому — слева; наблюдается. при нарушении функции глазодвигательных мышц, отводя­щих глазное яблоко.

Д. паралитическая 1. рага1уПса] —Д., наблюдаемая при параличе одной или нескольких наружных мыш-глаза.

Д. перекрестная 1, с^ис^а^а', син.: Д. разноименная] — Д., при к-рой изображение, относящееся к правому глаз} проецируется слева, а относящееся к левому — справа: на­блюдается при нарушении функции глазодвигательны-мышц, приводящих в движение глазное яблоко.

 

Д. разноименная [с1. Ие1егопута] — см. Д. перекрестная.

ДИПЛОПОДИЯ [сНр1оросИа; дипло- + греч. рш, ройоз нога] — нарушение развития — удвоение числа пальцев на ногах.

Дис- — 1. [диз-; греч. йу$-] — приставка, означающая «за­труднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции». 2. [ди-; лат. < //$-] — приставка, означающая «разделение», «разъединение», «расчленение», «отрицание».

Дисбазия [дис- + греч. Ьаш — ходьба, шаг] — расстройст­во ходьбы.

Дисграфия [дис- + греч. $гарНд — писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при к-ром наблюда­ются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и заме­ны букв, искажения звукослоговой структуры слова, нару­шения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Письмо может нарушаться при по­ражении почти любого участка коры левого полушария моз­га — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определен­ное условие, необходимое для протекания акта письма. Лоб­ные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деят-ти.

В основе Д. детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонема­тического слуха и недостатки произношения, препятствую­щие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма.

Д. аграмматическая — Д., связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Д. акустическая — Д., обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв,

 

соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно). См. Д. на основе нарушений фонемного распознавания.

Д. артикулярно-акустическая — Д., в основе к-рой лежит отражение неправильного восприятия и произноше­ния звуков на письме, опора на неправильное проговарива-ние.

Д. вербальная — оптическая Д., при к-рой изолирован­ные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического ха­рактера.

Д. идеаторная — Д., связанная с особенностями психо­физиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения).

Д. литеральная [лат. Ш(1)ега — буква] — оптическая Д., при к-рой наблюдается нарушение воспроизведения изо­лированных букв.

Д. на основе нарушений фонемного распознава­ния — см. Д. акустическая.

Д. на почве истерии — периодическое нарушение пи­сьма истерического происхождения: рука отказывается пи­сать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.

Д. на почве нарушения языкового анализа и син­теза — Д., в основе к-рой лежит нарушение различив форм языкового анализа и синтеза: деления предложений: -. _ слова, слогового и фонематического анализа и синтеза: н^ письме проявляется в искажениях структуры слова и преллс -жения.

Д. оптическая [греч. орй/соа — относящийся к зре­нию] — Д., к-рая связана с недоразвитием зрительного гн; -зиса, анализа, синтеза, пространственных пред ставлен и; •: проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Л. с ~ -носят и зеркальное письмо.

 

Д. у взрослых — распад уже имеющегося навыка пись­менной речи как результат перенесенного мозгового заболе­вания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соот­ветствующих областях мозговой коры.

Дискалькулия [дис- + лат. са1си1о — считать; син.: Акалъ-кулия] — частичное нарушение способности производить арифметические действия.

Дискинезия [^узЫпез/а; дис- + греч. Шпёт — движение] — общее название расстройств координированных двигатель­ных актов (в том числе внутренних органов), заключающих­ся в нарушении временной и пространственной координа­ции движений и неадекватной интенсивности отдельных их компонентов.

Д. век [с1. ра1реЬгагшп] — Д. мышц век, проявляющаяся невозможностью закрыть один глаз, в то время как двусто­роннее смыкание век происходит нормально.

Д. профессиональная [^/. рго/еззюпаШ', син.: невроз координаторный] — Д. рук, развивающаяся у лиц, профес­сиональная деят-ть к-рых связана с выполнением высоко­дифференцированных движений в быстром темпе, и харак­теризующаяся нарушениями координации этих движений при сохранении возможности выполнения работ непрофес­сионального характера.

Дискория [дис- + греч. Ноге мы зрачка.

зрачок] — нарушение фор-

Дислалия [дис- + греч. 1аНа — речь] — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата, вызванное анатомическими наруше­ниями артикуляционного аппарата (механическая Д. ), не­благоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональ­ная Д. ). У большинства детей звукопроизношение к 4—5 го­дам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуаль-

ных, социальных и патологических особенностей развития у нек-рых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимает характер стойкого наруше­ния. Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Д. осуществляется при помощи спец. логопедических упраж­нений, направленных на формирование навыков произно­шения и слухового различения звуков, устранение недостат­ков речевой моторики, предупреждение возможных наруше­ний чтения и письма.

Д. акустико-фонематическая — Д., обусловленная избирательной несформированностью операций переработ­ки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

Д. артикуляторно-фонематическая — Д., обуслов­ленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производст­ва речи.

Д. артикуляторно-фонетическая — Д., обусловлен­ная неправильно сформировавшимися артикуляторным и позициями.

Д. механическая {греч. тёсНапё орудие, сооруже­ние] — см. Д. органическая.

Д. мономорфная [греч. топоз— один, единый, единст­венный + тог/е форма] — см. Д. простая.

Д. органическая — нарушение звукопроизношения, обу­словленное анатомическими нарушениями периферического аппарата речи (органов артикуляции). См. Д. механическая.

Д. полиморфная [греч. ро1у — много, многое + тог/е — форма] — см. Д. сложная.

Д. простая — Д., при к-рой нарушается произношение одного звука или однородных по артикуляции звуков. См. Д. сложная.

Д. сложная — Д., при к-рой нарушается произношение звуков разных артикуляционных групп. См. Д. полиморфная.

 

Д. универсальная [лат. итуеюаШ всеобщий, все­объемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроиз­ношения, при к-ром нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка.

Д. физиологическая [греч. рНуш — природа + 1о^о5 — понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, к-рое наблюдается у детей в возрасте до 5 лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированное™» фонематическо­го слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением зву­копроизношения.

Д. функциональная {лат. ^псйо — деят-ть] — наруше­ние звукопроизношения при отсутствии органических нару­шений в строении артикуляционного аппарата и ЦНС.

Дислексия [дис- + лат. 1е§о — читаю] — частичное наруше­ние процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошиб­ках стойкого характера, вызванное поражением или недоразви­тием речевых отделов ЦНС, в основном теменно-височно-за-тылочной области головного мозга. Проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв (эффект оптического вос­приятия), при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приво­дит к замедленному характеру чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала, к непониманию даже простейшего текста. Д. связана с общими нарушениями в разви­тии речи, что обусловливает комплексный характер коррекци-онной работы. Крайне выраженная форма Д. — алексия.

Д. аграмматическая — Д., обусловленная недоразви­тием грамматического строя речи.

Д. вербальная — оптическая Д., к-рая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Д. литеральная [лат. Ш(1)ега — буква] — оптическая Д., проявляющаяся в нарушениях при изолированном узна­вании и различении буквы.

 

Д. мнестическая [греч. тпет — память] —Д., проявля­ющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифферен­цированных заменах.

Д. оптическая {греч. орйЬоз — относящийся к зре­нию] — Д., к-рая проявляется в трудностях усвоения и в сме­шениях сходных графически букв, а также их взаимных за­менах; к Д. о. относят и зеркальное чтение.

Д. семантическая {греч. хётапй& оз — обозначающий, смысловой] — Д., проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Д. тактильная [лат. 1асйШ — осязтельный] — Д., к-рая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях диф­ференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брай-ля.

Д. фонематическая — Д., связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного ана­лиза (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функ­ции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

Дислогия {англ. (1ух1о§1а] — нарушенная и несвязная речь. Может наблюдаться при деменции (слабоумии), афазии, олигофрении и нек-рых др. заболеваниях и нарушениях.

Дисмимия {ау$ттш; дис- + греч. тшга — подражание] — расстройство мимических движений.

Дисмнезия {аузтпез'ш; дис- + греч. ттт — память] — расстройство памяти, характеризующееся снижением воз­можности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.

ДиСМОрфОМЭНИЯ [дис- + греч. тог/е — вид, форма + ма­ния] — психическое расстройство, к-рое выражается болез­ненной убежденностью в наличии мнимого физического не­достатка. Как и дисморфофобия, свойственна преимущест­венно подростковому возрасту и касается видимых участков

 

тела, фигуры и половых органов. Наблюдается при эндоре-активном психическом расстройстве и при шизофрении, протекает чаще всего в виде сверхценных идей или бреда и обычно сопровождается подавленным настроением, тща­тельной маскировкой своих переживаний и выраженным стремлением к исправлению мнимого нарушения любым путем, при этом возможны стремление к самоубийству, са­моповреждение, различные виды самолечения. Страдающие Д. часто посещают хирургов, дерматологов, косметологов, сексопатологов. Во всех случаях проявления Д. требуется консультация психиатра, без к-рой никакие корригирующие операции, особенно на половых органах, недопустимы.

Дисморфопсия \ду$тогрНор5'ш; дис- + греч. тогрНё — форма + дрш — зрение] — см. Метаморфопсия.

Дисморфофобия [ЛушогрИорИоЫа; дис- + греч. тогрНё — вид, форма + фобия] — навязчивый невротический страх, психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или вооб­ражаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ, рост, вес тела и т. п. ) или нарушением физио­логических функций (наличие запаха пота, кишечных газов и т. п. ); может иметь характер навязчивого состояния, сверх­ценной идеи или бреда. Впервые явления Д. изучены и по­дробно описаны П. Жане в начале XX в.

При Д. имеет место патологическая убежденность либо в наличии у себя к. -л. физического недостатка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении непри­ятных запахов. При этом больные опасаются, что окружаю­щие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются. Для очерченного синдрома типична триада признаков: идея физического недостатка, идеи отношения, подавленное на­строение. Если речь идет о «распространении запахов», име­ют место телесные ощущения и обонятельные обманы вос­приятия.

 

В связи с убежденностью в мнимом или сильно преуве­личенном нарушении больные фиксированы на этих пере­живаниях, могут быть охвачены ими, начинают упорно добиваться косметических операций, лечения у дерматоло­гов (пористость кожи, веснушки, облысение, чрезмерное оволосение), стоматологов (неправильный прикус, кривые зубы), эндокринологов (низкий рост, недоразвитие груд­ных желез), гинекологов и андрологов (неправильное стро­ение половых органов). Большая настойчивость в этом от­ношении приводит к тому, что они «исправляют» свои «ор­ганы», но и после этого нередко возникают новые аналогичные страхи. Если больной направляется врачом не к ожидаемому им специалисту, а к психиатру, происходит разочарование в «официальной медицине» и обращение к не всегда безвредному самолечению (туго бинтуют грудь. «торчащие» уши, часами оттягивают или подпирают нос и пр. ). Самолечение приводит к тому, что такие больные по­крыты ссадинами, кровяными корочками, следами выщи­панных волос, бровей, ресниц.

Д. проявляется преимущественно у подростков как пре­ходящее возрастное явление; более 80 % случаев падает на период полового созревания (в зрелом возрасте встречается крайне редко и представляет собой проявление некомпенси­рованного юношеского заболевания). Чаще всего подросток обнаруживает «недостаток» у себя на лице: крупный уродли­вый нос (комплекс Сирано де Бержерака), оттопыренные уши, большой рот и т. д., в других случаях — в фигуре: чрез­мерная полнота или худоба, слишком большие ягодицы. кривые или тонкие ноги. Среднего роста мальчики кажутся себе уродливо маленькими рядом с долговязыми сверстни­ками. Рослые девочки, наоборот, переживают из-за того, что на них могут смотреть, как на уродливо длинных. У мальчи­ков часто опасения вызывает строение своих гениталий — слишком «маленький» или «кривой», «уродливый» половой член. Переживая такой недостаток, они избегают обще­ственных мест, где требуется обнажение (баня, туалет

 

У юношей Д. и дисморфомания часто сочетаются с задер­жанным или недостаточным сексуальным развитием (малый рост, евнухоидные пропорции тела, слаборазвитые вторич­ные половые признаки), что и является темой переживаний. У девушек данный синдром чаще развивается на фоне аксе­лерации, болезненно переживаются большой рост, крупные грудные железы, волосистость на руках и ногах и др.

Подростки с Д. склонны к сокрытию болезненных пере­живаний (диссимуляция), в связи с чем важно знать два харак­терных симптома, к-рые могут быть выявлены у подростка и к-рые свидетельствуют о болезненном характере его страхов. Это прежде всего симптом зеркала (постоянное неот­вязное разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в на­личии или отсутствии недостатка и попытаться подыскать положение и поворот лица, скрывающие «уродство»). Зерка­ло носят с собой, вешают перед столом, чтобы «все время себя видеть» (см. Симптом зеркала).

Симптом фотографии — избегание фотографиро­вания, укрытие своих фотографий, чтобы никто не мог за­фиксировать свои «догадки об уродстве» больного.

Но подростки, как правило, не имеют достаточных объ­ективных оснований для своих отрицательных пережива­ний.

Д. чаще всего возникает у подростков с личностной ак­центуацией по сензитивно-шизоидному, тревожно-мни­тельному или истерическому типам, является психогенно провоцируемой (эндореактивной) реакцией, возникает вслед за соответствующим замечанием собеседника («убери свой нос»). Расстройства в целом парциальны, частичны, не снижают работоспособности, успешности в учебе, проявля­ются лишь в особенно значимых для больного ситуациях (в компаниях, перед свиданиями, при желании понравиться). С возрастом они могут сглаживаться самостоятельно, без ле­чения, но могут приобретать и затяжной характер.

Бредовый вариант Д. может лежать в основе нервной ано-рексии, возникать при малопрогредиентной шизофрении.

В этих случаях Д. может быть стойкой. С годами борьба с мнимыми недостатками становится чуть ли не содержанием жизни. При этом имеет место тенденция к расширению кру­га переживаний. Нарастают личностные изменения (сочета­ние ранимости с холодностью, стойкие тревожные депрес­сии с суицидальными поступками, сензитивный бред отно­шения — больные замечают, что все на них обращают внимание, замечают их дефекты, делают двусмысленные на­меки, относящиеся к мнимому уродству). Позже эти пережи­вания начинают сопровождаться идеями о неизлечимости бо­лезни или о наличии «унизительной» болезни (сифилис).

Явления Д., возникающие на фоне невротических погра­ничных состояний, успешно преодолеваются при правиль­ном лечении.

Д. следует отличать от явлений искажения самооценки при реальных физических нарушениях.

Иное название, иногда употребляемое для обозначения данного расстройства, — синдром Квазимодо. Оно, однако, не вполне адекватно: Квазимодо — персонаж романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» — испытывал тяжкие ду­шевные страдания из-за своего уродства, к-рое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих.

По мнению нек-рых детских психиатров (М. В. Коркина, М. И. Буянов), предпочтительно использование термина «дисморфомания», т. к. данное явление характеризуется не столько симптомами страха (фобия), сколько бреда (мания) (Б. П. Пузанов, В. А. Гурьева).

Диспансеризация — система работы лечебно-профи­лактических учреждений, основанная на диспансерном ме­тоде медицинского обслуживания определенных групп на­селения и определенных контингентов больных.

Дисплазия [а'узрШйа; дис- + греч. рЫж — формирование, образование; син.: дисгенезия] — общее название наруше­ний развития органов или тканей в ходе эмбриогенеза и в

постнатальном периоде (отклонения организма от нормаль­ной формы и размера и т. п. ).

Диссимуляция [лат. сИтти1айо — сокрытие, утаивание; дис- + 5//ПИ/0 — уподоблять] — утаивание заболевания или его отдельных симптомов с целью ввести в заблуждение от­носительно своего истинного физического или психическо­го состояния.

Дистрофия \ау51горЫа\ — в педиатрии — патологическое состояние, возникающее у детей при хронических расстрой­ствах питания, характеризующееся задержкой роста и разви­тия, понижением сопротивляемости организма. В основе Д. лежит нарушение обмена веществ в организме вследствие недостаточного усвоения питательных веществ. Д. может быть последствием ослабления организма в результате тяже­лых соматических заболеваний. Общеукрепляющее лечение и восполнение недостатка питательных веществ, как прави­ло (за исключением крайне тяжелых случаев, переходящих в атрофию), восстанавливает жизнеспособность органа. См. Дегенерация.

Д. внутриутробная 1. тШШеппа} —Д., развивающая­ся вследствие внутриутробного воздействия патологических факторов (профессиональных вредностей, токсикоза бере­менности, нерационального питания матери и т. д. ) и прояв­ляющаяся с первых дней жизни.

Д. новорожденных 1. пеоп! огит\ — Д., связанная с не­достаточным поступлением молока или с пониженным его усвоением у новорожденных.

Дисфагия [а'узрИа& а; дис- + греч. рНа%ет — есть] — общее название расстройств глотания.

Дисфазия \ду$рИа$'ш; дис- + грен. /> А< ш. $ — речь] — общее название нарушений речи любого происхождения.

Дисфония [с1узрНота; дис- + греч. рНдпё— голос] — отсут­ствие или расстройство фонации вследствие патологических

изменении голосового аппарата, при к-ром голос сохраняет­ся, но становится хриплым, слабым, вибрирующим и т. п. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Мо­жет быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрально­го или периферического характера и возникает на любом этапе развития ребенка.

Дисфория [грен. АузрНопа — раздражение, досада] — рас­стройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражи­тельностью, агрессивностью, нередко страхами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...