Дети с нарушениями двигательной сферы — в 6 страница
Дидактический материал — вид наглядных учебных пособий, предметы, составляющие Д. м., разнообразны: наборы карточек с рисунками, текстом или цифрами, трафареты плодов, животных, счетный материал, модели геометрических фигур и тел, реактивы, набор различных деталей, необходимых на уроках черчения, физики, химии. Особенности восприятия и общего развития детей со спец. образовательными потребностями определяют форму и содержание Д. м. в спец. школе. Так, напр., при обучении слепых наряду с натуральными объектами широко применяются рельефные изображения предметов, схемы, таблицы и т. д. Специально сконструированные для слепых приборы облегчают восприятие изучаемых объектов. При обучении глухих языку составляются спец. таблички с упражнениями: в приготовительном классе школы для глухих используется как буквенная, так и дактильная разрезная азбука и т. д. Д. м. в школах для умственно отсталых детей должен быть простым по содержанию и оформлению. Дидактогения — негативное психическое состояние уч-ся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Для детей с ограниченными возможностями особенно болезненным является акцентирование внимания на их нарушении. Д. выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п., отрицательно сказывается на де-ят-ти уч-ся, затрудняет общение. В основе возникновения Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. и неврозов у детей, причем Д. нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в спец. лечении, в частности, методами психотерапии (Б. П. Пузанов).
Диз- —Дис-. ДизакуЗИЯ [диз- + грен. аЬит — слух] — возникновение неприятных ощущений одновременно со слуховым восприятием звуков; к Д. иногда относят и снижение слуха. Дизартрия [ЛузагГ/гпа; диз- + грен. аг1Нгоб — членораздельно произносить] — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением ЦНС и проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью или прерывистостью речи и т. п. При Д. страдает не только произношение, но и темп, выразительность, модуляция. Общими клиническими признаками Д. являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре и их подвижность в результате параличей и парезов. При тяжелой степени Д. (см. Анартрия) полностью отсутствует произносительная сторона речи. Д. нередко наблюдается у детей, страдающих церебральным параличом. См. Парартрия. Существует несколько видов дизартрии. Д. бульбарная {д. Ьи1Ьат\ —Д., обусловленная периферическим параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер; часто сочетается с расстройствами глотания. Д. корковая [4. согисаПа] —Д., обусловленная поражением областей коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова. Д. мозжечковая [с1. сегеЪеНат] —Д., обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью. Д. паркинсоническая [4. рагШпзотса] — вид экстрапирамидной Д., наблюдаемый при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Д. подкорковая — характеризуется непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре.
Д. при алкогольном опьянении — расстройство про-изношния звуков (артикуляции), проявляющееся при переходе от легкой степени алкогольного опьянения к более тяжелой (при концентрации алкоголя в крови более 0, 15 %). Выражается в неясности произношения, особенно согласных звуков, в замедленности или прерывистости речи и т. п. Д. псевдобульбарная \< 1. р5еис1оЪи1Ъап5\—]\., обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения корково-ядерных путей (повышенный мышечный тонус, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; голос немодулированный, речь смазанная); проявляется монотонностью речи. Д. экстрапирамидная \й. ех{гаругатШаНз] — Д., обусловленная поражением стриопаллидарной системы. Дизонтогения [диз- + ошо§епет— индивиудальное развитие] — термин, впервые употребленный в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования
структур организма от нормального развития. В дальнейшем этим понятием стали обозначать различные отклонения от нормального физического и психического развития в детском возрасте. Термин используется преимущественно в детской психиатрии, в спец. педагогике ему соответствует понятие «нарушение развития» (Б. П. Пузанов). Динамический стереотип [греч. Мегеоз — твердый, прочный, объемный, пространственный + (урох — отпечаток, образец] — относительно устойчивая система условных рефлексов, к-рая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке. Диоптрия [Ж'ор(п'а] — единица измерения преломляющей силы оптической системы, соответствующая преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м. Дипл- [дипло-; греч. й1р1оо8 — двойной] — составная часть сложных слов, означающая «двойной», «сдвоенный», «парный», «диплоидный». Диплакузия [< Ир1асш1а; дипл- + греч. а& ихк — слух] — нарушение слухового восприятия, при к-ром один и тот же тон воспринимается правым и левым ухом по-разному. Диплегия [сИр1е§1а; ди- + греч. р1ё§ё— удар, поражение] — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног, обеих половин лица и т. п. ).
Д. атоническая [а1. аготса; син.: Д. мозжечковая} — форма детского церебрального паралича, при к-рой центральный паралич (парез) рук или ног сопровождается мозжечковой гипотонией. Д. лицевая врожденная [а'. /аааНзсоп^етШ] — дипле-гия мимической мускулатуры, обусловленная двусторонней гипоплазией клеток ядра лицевого нерва.
Д. мозжечковая [< 1. сегеЬеПапз] — см. Д. атоническая. Д. спастическая семейная [А. зразПса/атШаш] — наследственная болезнь спинного мозга с преимущественным поражением латеральных пирамидных путей, проявляющаяся спастической диплегией ног, к к-рой нередко присоединяется спастический парез рук. Дипло -- см. Дипл-. Диплопия [аЧр1ор1а; дипл- + греч. дрз, дрох — глаз, зрение; син.: двоение, зрение двойное] — нарушение зрения, при к-ром рассматриваемый объект кажется удвоенным. Д. бинокулярная [а1. ЫпосиШт] — Д. при зрении двумя глазами обусловленная тем, что изображения рассматриваемого предмета не проецируются на корреспондирующие точки сетчаток, напр., в результате отклонения зрительной оси одного из глаз. Д. монокулярная [а1. топоси1ат] — Д. при рассматривании объектов одним глазом, обусловленная попаданием его изображения одновременно на два разных участка сетчатки; может наблюдаться при придодиализме, поликории. частичном помутнении или подвывихе хрусталика. Д. одноименная [с1. Нотопута] — бинокулярная Д., при к-рой изображение, относящееся к правому глазу, проецируется справа, а относящееся к левому — слева; наблюдается. при нарушении функции глазодвигательных мышц, отводящих глазное яблоко. Д. паралитическая [а1. рага1уПса] —Д., наблюдаемая при параличе одной или нескольких наружных мыш-глаза. Д. перекрестная [а1, с^ис^а^а', син.: Д. разноименная] — Д., при к-рой изображение, относящееся к правому глаз} проецируется слева, а относящееся к левому — справа: наблюдается при нарушении функции глазодвигательны-мышц, приводящих в движение глазное яблоко.
Д. разноименная [с1. Ие1егопута] — см. Д. перекрестная. ДИПЛОПОДИЯ [сНр1оросИа; дипло- + греч. рш, ройоз — нога] — нарушение развития — удвоение числа пальцев на ногах. Дис- — 1. [диз-; греч. йу$-] — приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции». 2. [ди-; лат. < //$-] — приставка, означающая «разделение», «разъединение», «расчленение», «отрицание». Дисбазия [дис- + греч. Ьаш — ходьба, шаг] — расстройство ходьбы. Дисграфия [дис- + греч. $гарНд — писать, изображать] — частичное нарушение процесса письма, при к-ром наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деят-ти. В основе Д. детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности, наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма. Д. аграмматическая — Д., связанная с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Д. акустическая — Д., обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв,
соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи звуки произносятся правильно). См. Д. на основе нарушений фонемного распознавания. Д. артикулярно-акустическая — Д., в основе к-рой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговарива-ние. Д. вербальная — оптическая Д., при к-рой изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера. Д. идеаторная — Д., связанная с особенностями психофизиологического состояния человека (при преобладании возбуждения или торможения). Д. литеральная [лат. Ш(1)ега — буква] — оптическая Д., при к-рой наблюдается нарушение воспроизведения изолированных букв. Д. на основе нарушений фонемного распознавания — см. Д. акустическая. Д. на почве истерии — периодическое нарушение письма истерического происхождения: рука отказывается писать, пропускаются, заменяются буквы, почерк становится атактическим.
Д. на почве нарушения языкового анализа и синтеза — Д., в основе к-рой лежит нарушение различив форм языкового анализа и синтеза: деления предложений: -. _ слова, слогового и фонематического анализа и синтеза: н^ письме проявляется в искажениях структуры слова и преллс -жения. Д. оптическая [греч. орй/соа — относящийся к зрению] — Д., к-рая связана с недоразвитием зрительного гн; -зиса, анализа, синтеза, пространственных пред ставлен и; •: проявляется в заменах и искажениях букв на письме; к Л. с ~ -носят и зеркальное письмо.
Д. у взрослых — распад уже имеющегося навыка письменной речи как результат перенесенного мозгового заболевания, травмы, мозговых опухолей, локализованных в соответствующих областях мозговой коры. Дискалькулия [дис- + лат. са1си1о — считать; син.: Акалъ-кулия] — частичное нарушение способности производить арифметические действия. Дискинезия [^узЫпез/а; дис- + греч. Шпёт — движение] — общее название расстройств координированных двигательных актов (в том числе внутренних органов), заключающихся в нарушении временной и пространственной координации движений и неадекватной интенсивности отдельных их компонентов. Д. век [с1. ра1реЬгагшп] — Д. мышц век, проявляющаяся невозможностью закрыть один глаз, в то время как двустороннее смыкание век происходит нормально. Д. профессиональная [^/. рго/еззюпаШ', син.: невроз координаторный] — Д. рук, развивающаяся у лиц, профессиональная деят-ть к-рых связана с выполнением высокодифференцированных движений в быстром темпе, и характеризующаяся нарушениями координации этих движений при сохранении возможности выполнения работ непрофессионального характера. Дискория [дис- + греч. Ноге мы зрачка. зрачок] — нарушение фор- Дислалия [дис- + греч. 1аНа — речь] — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, вызванное анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата (механическая Д. ), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д. ). У большинства детей звукопроизношение к 4—5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуаль- ных, социальных и патологических особенностей развития у нек-рых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимает характер стойкого нарушения. Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Д. осуществляется при помощи спец. логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма. Д. акустико-фонематическая — Д., обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Д. артикуляторно-фонематическая — Д., обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Д. артикуляторно-фонетическая — Д., обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторным и позициями. Д. механическая {греч. тёсНапё — орудие, сооружение] — см. Д. органическая. Д. мономорфная [греч. топоз— один, единый, единственный + тог/е — форма] — см. Д. простая. Д. органическая — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими нарушениями периферического аппарата речи (органов артикуляции). См. Д. механическая. Д. полиморфная [греч. ро1у — много, многое + тог/е — форма] — см. Д. сложная. Д. простая — Д., при к-рой нарушается произношение одного звука или однородных по артикуляции звуков. См. Д. сложная. Д. сложная — Д., при к-рой нарушается произношение звуков разных артикуляционных групп. См. Д. полиморфная.
Д. универсальная [лат. итуеюаШ — всеобщий, всеобъемлющий, повсеместный] — расстройство звукопроизношения, при к-ром нарушается произношение всех или почти всех фонем данного языка. Д. физиологическая [греч. рНуш — природа + 1о^о5 — понятие, учение] — расстройство звукопроизношения, к-рое наблюдается у детей в возрасте до 5 лет и обусловлено недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированное™» фонематического слуха; Д. ф. можно назвать возрастным нарушением звукопроизношения. Д. функциональная {лат. ^псйо — деят-ть] — нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и ЦНС. Дислексия [дис- + лат. 1е§о — читаю] — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС, в основном теменно-височно-за-тылочной области головного мозга. Проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв (эффект оптического восприятия), при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному характеру чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала, к непониманию даже простейшего текста. Д. связана с общими нарушениями в развитии речи, что обусловливает комплексный характер коррекци-онной работы. Крайне выраженная форма Д. — алексия. Д. аграмматическая — Д., обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Д. вербальная — оптическая Д., к-рая проявляется в нарушениях при чтении слов. Д. литеральная [лат. Ш(1)ега — буква] — оптическая Д., проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.
Д. мнестическая [греч. тпет — память] —Д., проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Д. оптическая {греч. орйЬоз — относящийся к зрению] — Д., к-рая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах; к Д. о. относят и зеркальное чтение. Д. семантическая {греч. хётапй& оз — обозначающий, смысловой] — Д., проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Д. тактильная [лат. 1асйШ — осязтельный] — Д., к-рая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брай-ля. Д. фонематическая — Д., связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза). Дислогия {англ. (1ух1о§1а] — нарушенная и несвязная речь. Может наблюдаться при деменции (слабоумии), афазии, олигофрении и нек-рых др. заболеваниях и нарушениях. Дисмимия {ау$ттш; дис- + греч. тшга — подражание] — расстройство мимических движений. Дисмнезия {аузтпез'ш; дис- + греч. ттт — память] — расстройство памяти, характеризующееся снижением возможности запоминания, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения. ДиСМОрфОМЭНИЯ [дис- + греч. тог/е — вид, форма + мания] — психическое расстройство, к-рое выражается болезненной убежденностью в наличии мнимого физического недостатка. Как и дисморфофобия, свойственна преимущественно подростковому возрасту и касается видимых участков
тела, фигуры и половых органов. Наблюдается при эндоре-активном психическом расстройстве и при шизофрении, протекает чаще всего в виде сверхценных идей или бреда и обычно сопровождается подавленным настроением, тщательной маскировкой своих переживаний и выраженным стремлением к исправлению мнимого нарушения любым путем, при этом возможны стремление к самоубийству, самоповреждение, различные виды самолечения. Страдающие Д. часто посещают хирургов, дерматологов, косметологов, сексопатологов. Во всех случаях проявления Д. требуется консультация психиатра, без к-рой никакие корригирующие операции, особенно на половых органах, недопустимы. Дисморфопсия \ду$тогрНор5'ш; дис- + греч. тогрНё — форма + дрш — зрение] — см. Метаморфопсия. Дисморфофобия [ЛушогрИорИоЫа; дис- + греч. тогрНё — вид, форма + фобия] — навязчивый невротический страх, психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ, рост, вес тела и т. п. ) или нарушением физиологических функций (наличие запаха пота, кишечных газов и т. п. ); может иметь характер навязчивого состояния, сверхценной идеи или бреда. Впервые явления Д. изучены и подробно описаны П. Жане в начале XX в. При Д. имеет место патологическая убежденность либо в наличии у себя к. -л. физического недостатка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются. Для очерченного синдрома типична триада признаков: идея физического недостатка, идеи отношения, подавленное настроение. Если речь идет о «распространении запахов», имеют место телесные ощущения и обонятельные обманы восприятия.
В связи с убежденностью в мнимом или сильно преувеличенном нарушении больные фиксированы на этих переживаниях, могут быть охвачены ими, начинают упорно добиваться косметических операций, лечения у дерматологов (пористость кожи, веснушки, облысение, чрезмерное оволосение), стоматологов (неправильный прикус, кривые зубы), эндокринологов (низкий рост, недоразвитие грудных желез), гинекологов и андрологов (неправильное строение половых органов). Большая настойчивость в этом отношении приводит к тому, что они «исправляют» свои «органы», но и после этого нередко возникают новые аналогичные страхи. Если больной направляется врачом не к ожидаемому им специалисту, а к психиатру, происходит разочарование в «официальной медицине» и обращение к не всегда безвредному самолечению (туго бинтуют грудь. «торчащие» уши, часами оттягивают или подпирают нос и пр. ). Самолечение приводит к тому, что такие больные покрыты ссадинами, кровяными корочками, следами выщипанных волос, бровей, ресниц. Д. проявляется преимущественно у подростков как преходящее возрастное явление; более 80 % случаев падает на период полового созревания (в зрелом возрасте встречается крайне редко и представляет собой проявление некомпенсированного юношеского заболевания). Чаще всего подросток обнаруживает «недостаток» у себя на лице: крупный уродливый нос (комплекс Сирано де Бержерака), оттопыренные уши, большой рот и т. д., в других случаях — в фигуре: чрезмерная полнота или худоба, слишком большие ягодицы. кривые или тонкие ноги. Среднего роста мальчики кажутся себе уродливо маленькими рядом с долговязыми сверстниками. Рослые девочки, наоборот, переживают из-за того, что на них могут смотреть, как на уродливо длинных. У мальчиков часто опасения вызывает строение своих гениталий — слишком «маленький» или «кривой», «уродливый» половой член. Переживая такой недостаток, они избегают общественных мест, где требуется обнажение (баня, туалет
У юношей Д. и дисморфомания часто сочетаются с задержанным или недостаточным сексуальным развитием (малый рост, евнухоидные пропорции тела, слаборазвитые вторичные половые признаки), что и является темой переживаний. У девушек данный синдром чаще развивается на фоне акселерации, болезненно переживаются большой рост, крупные грудные железы, волосистость на руках и ногах и др. Подростки с Д. склонны к сокрытию болезненных переживаний (диссимуляция), в связи с чем важно знать два характерных симптома, к-рые могут быть выявлены у подростка и к-рые свидетельствуют о болезненном характере его страхов. Это прежде всего симптом зеркала (постоянное неотвязное разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии недостатка и попытаться подыскать положение и поворот лица, скрывающие «уродство»). Зеркало носят с собой, вешают перед столом, чтобы «все время себя видеть» (см. Симптом зеркала). Симптом фотографии — избегание фотографирования, укрытие своих фотографий, чтобы никто не мог зафиксировать свои «догадки об уродстве» больного. Но подростки, как правило, не имеют достаточных объективных оснований для своих отрицательных переживаний. Д. чаще всего возникает у подростков с личностной акцентуацией по сензитивно-шизоидному, тревожно-мнительному или истерическому типам, является психогенно провоцируемой (эндореактивной) реакцией, возникает вслед за соответствующим замечанием собеседника («убери свой нос»). Расстройства в целом парциальны, частичны, не снижают работоспособности, успешности в учебе, проявляются лишь в особенно значимых для больного ситуациях (в компаниях, перед свиданиями, при желании понравиться). С возрастом они могут сглаживаться самостоятельно, без лечения, но могут приобретать и затяжной характер. Бредовый вариант Д. может лежать в основе нервной ано-рексии, возникать при малопрогредиентной шизофрении. В этих случаях Д. может быть стойкой. С годами борьба с мнимыми недостатками становится чуть ли не содержанием жизни. При этом имеет место тенденция к расширению круга переживаний. Нарастают личностные изменения (сочетание ранимости с холодностью, стойкие тревожные депрессии с суицидальными поступками, сензитивный бред отношения — больные замечают, что все на них обращают внимание, замечают их дефекты, делают двусмысленные намеки, относящиеся к мнимому уродству). Позже эти переживания начинают сопровождаться идеями о неизлечимости болезни или о наличии «унизительной» болезни (сифилис). Явления Д., возникающие на фоне невротических пограничных состояний, успешно преодолеваются при правильном лечении. Д. следует отличать от явлений искажения самооценки при реальных физических нарушениях. Иное название, иногда употребляемое для обозначения данного расстройства, — синдром Квазимодо. Оно, однако, не вполне адекватно: Квазимодо — персонаж романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» — испытывал тяжкие душевные страдания из-за своего уродства, к-рое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих. По мнению нек-рых детских психиатров (М. В. Коркина, М. И. Буянов), предпочтительно использование термина «дисморфомания», т. к. данное явление характеризуется не столько симптомами страха (фобия), сколько бреда (мания) (Б. П. Пузанов, В. А. Гурьева). Диспансеризация — система работы лечебно-профилактических учреждений, основанная на диспансерном методе медицинского обслуживания определенных групп населения и определенных контингентов больных. Дисплазия [а'узрШйа; дис- + греч. рЫж — формирование, образование; син.: дисгенезия] — общее название нарушений развития органов или тканей в ходе эмбриогенеза и в постнатальном периоде (отклонения организма от нормальной формы и размера и т. п. ). Диссимуляция [лат. сИтти1айо — сокрытие, утаивание; дис- + 5//ПИ/0 — уподоблять] — утаивание заболевания или его отдельных симптомов с целью ввести в заблуждение относительно своего истинного физического или психического состояния. Дистрофия \ау51горЫа\ — в педиатрии — патологическое состояние, возникающее у детей при хронических расстройствах питания, характеризующееся задержкой роста и развития, понижением сопротивляемости организма. В основе Д. лежит нарушение обмена веществ в организме вследствие недостаточного усвоения питательных веществ. Д. может быть последствием ослабления организма в результате тяжелых соматических заболеваний. Общеукрепляющее лечение и восполнение недостатка питательных веществ, как правило (за исключением крайне тяжелых случаев, переходящих в атрофию), восстанавливает жизнеспособность органа. См. Дегенерация. Д. внутриутробная [а1. тШШеппа} —Д., развивающаяся вследствие внутриутробного воздействия патологических факторов (профессиональных вредностей, токсикоза беременности, нерационального питания матери и т. д. ) и проявляющаяся с первых дней жизни. Д. новорожденных [а1. пеоп! огит\ — Д., связанная с недостаточным поступлением молока или с пониженным его усвоением у новорожденных. Дисфагия [а'узрИа& а; дис- + греч. рНа%ет — есть] — общее название расстройств глотания. Дисфазия \ду$рИа$'ш; дис- + грен. /> А< ш. $ — речь] — общее название нарушений речи любого происхождения. Дисфония [с1узрНота; дис- + греч. рНдпё— голос] — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменении голосового аппарата, при к-ром голос сохраняется, но становится хриплым, слабым, вибрирующим и т. п. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникает на любом этапе развития ребенка. Дисфория [грен. АузрНопа — раздражение, досада] — расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|