2. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами на полняемость групп (до 15 воспитанников).
2. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами на полняемость групп (до 15 воспитанников). 3. Введение в штат спец. дошкольных учреждений таких спе циалистов-педагогов, как олигофренопедагоги, сурдопеда гоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с о специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ. 4. Перераспределение видов занятий между воспитателями и 5. Организация специальных видов занятий, таких как разви 6. Бесплатность. Известно, что родители вносят плату за
Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " Об образовании" » ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов спец. образования. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01. 07. 95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение детей, уход за детьми и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Лети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии
условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются вдетских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей: · с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек; · с фонетико-фонематическими нарушениями речи толь
· глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп; · слабослышащих — до 6 и 8 человек; · слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп; · слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием — · с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и · с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — · с задержкой психического развития — до 6 и 10 человек; · с глубокой умственной отсталостью только в возрасте · с туберкулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек; · часто болеющих — до 10 и 15 человек; · со сложными (комплексными) нарушениями — до 5 че · с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек. причинам не могут посещать дошкольные учреждения б
обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания (основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29. 06. 99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»). Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах — «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии». Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений заложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19. 09. 97 №1204. Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей. Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение о к-ром утверждено постановлением Правительства РФ от 31. 07. 98 № 867.
Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен — это дети:
· с высокой степенью педагогической запущенности, отка · с нарушениями эмоционально-волевой сферы; · подвергшиеся различным формам психического и физи · вынужденные покинуть семью, в том числе по причине · из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается немало детей с отклонениями в психическом или физическом развитии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-спец. педагоги, учителя-логопеды, медицинский персонал. Основные направления деят-ти таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста: • диагностика уровня психофизического развития и откло в образование детей в соответствии с их возрастными и ин-дивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья; · организация коррекционно-развиваюшего и компенси · психокоррекционная и психопрофилактическая работа с · проведение комплекса лечебно-оздоровительных меро Существуют также различные оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-с; ирот и детей, оставшихся без попечения родителей >. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28. 08. 97 № 1 117, в таких уч-
рождениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста. Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5—6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается целый ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1—2 года, в течение к-рых у ребенка формируют предпосылки учебной деят-ти в необходимой коррекци-онно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) состааадют преимущественно дети, у к-рых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (напр., при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи). Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22. 07. 97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3—6 лет на базе ДОУ, а для детей 5—6 лет — на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, к-рые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, спец. педагогом. Кол-во занятий зависит от возраста ребенка. Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет ПМПК. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Комиссия дает заключение о состоянии психофизи -ческого развития ребенка и рекомендации дальнейших форм обучения (Ю. В. Морозова).
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения — Д. у являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2—3 до 7 лет. Деят-ть этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстаноштение и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в к-рой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе к-рых разрабатываются спец. программы.
Задача спец. педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей компенсирующей системы. В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детских домах и дошкольных группах при школах для слепых воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушениями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительным остаточным зрением, что его нельзя использовать для непосредственной зрительной работы. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания. В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0, 05—0, 6 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе. Для детей с амблиопией и косоглазием существует сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекцией но-педагогической и лечебно-восстановительной работы. В связи со специфическими задачами учреждений для детей с косоглазием и амблиопией режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Длительность пребывания в дошкольных учреждениях детей с амблиопией и косоглазием зависит от индивидуальных особенностей ребенка, определяется врачом-офтальмологом и составляет 1 год и более (Б. П. Ермаков, Г. А. Якушин). Дрожание [(гетог; син.: Тремор] — гиперкинез, проявляющийся непроизвольными, стереотипными, ритмичными колебательными движениями всего тела или его частей. Д. алкогольное [/. а1со1гоИст\ —Д. мышц лица, языка и особенно разведенных пальцев вытянутых рук, наблюдающееся при остром опьянении и хроническом алкоголизме. Д. истерическое [(. ИуМепсш] — Д. при истерии, носящее постоянный или приступообразный характер, меняющиеся ритм и амплитуду; Д. усиливается под влиянием психогенных факторов. Д. паркинсоническое [(. рагШп5отсиз\ — статистическое Д. рук (в наиболее типичных случаях напоминающее скатывание пальцами хлебного шарика), а также нередко головы, нижней челюсти и т. д., наблюдаемое при паркинсонизме; характеризуется небольшой амплитудой, правильным ритмом. Д. физиологическое [1. рНузЫо& сиз] —Д., возникающее в результате мышечного напряжения, утомления, охлаждения или при эмоциональном возбуждении. Д. эмоциональное [/. етоПопаШ] — физиологическое Д. пальцев рук, век, иногда головы, возникающее при эмоциональном возбуждении. Дыхание речевое — видоизменение дыхания при зву-копроизносительной речи. Д. р. характеризуется более коротким и глубоким вдохом (объем вдыхаемого воздуха по сравнению с дыханием в покое увеличивается примерно втрое), к-рый производится главным образом через рот. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7—8 раз больше времени вдоха. Число дыхательных движений в минуту сокращается с 16—18 до 8—10. Выдох осуществляется не путем простого расслабления вдыхательных мышц, а при активном участии выдыхательных мышц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|