Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами на­ полняемость групп (до 15 воспитанников).




2. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами на­ полняемость групп (до 15 воспитанников).

3. Введение в штат спец. дошкольных учреждений таких спе­ циалистов-педагогов, как олигофренопедагоги, сурдопеда­ гоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных до­школьных учреждениях осуществляется в соответствии с о специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каж­дой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

4. Перераспределение видов занятий между воспитателями и
дефектологами.
Так, занятия по развитию речи, форми­
рованию элементарных математических представлений,
конструированию, по развитию игровой деят-ти в части спец. дошкольных учреждений проводятся не воспитате­лями, а учителями — спец. педагогами.

5. Организация специальных видов занятий, таких как разви­
тие слухового восприятия и коррекция звукопроизноше-
ния, развитие зрительного восприятия, лечебная физ­
культура и др. Подобные направления работы имеются и
в обычных детских садах, где они включаются в содержа­
ние общеразвивающих занятий и, как правило, не выде­
ляются структурно в сетке занятий.

6. Бесплатность. Известно, что родители вносят плату за
пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с
отклонениями в развитии сделано исключение — с их ро­
дителей не взимается никакой платы (см. письмо Мини­
стерства просвещения СССР от 04. 06. 74 № 58-М «О со­
держании за государственный счет детей с дефектами фи­
зического или психического развития»). Указанное право
по сей день регламентируется этим документом.
Определить ребенка в ясли-сад можно было только с2-летнего возраста, а в детский сад — с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и практически не имели психолого-педагогического сопро­вождения.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об об­разовании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федерации " Об образовании" » ввели новые государственные принципы ор­ганизации образования в России, новую типологию образо­вательных учреждений, произвели изменения и в ряде орга­низационно-правовых аспектов спец. образования.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановле­нием Правительства Российской Федерации от 01. 07. 95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение детей, уход за детьми и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Лети с отклонениями в развитии принимаются в дошколь­ные образовательные учреждения любого вида при наличии

 

условий для коррекционной работы только с согласия роди­телей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспиты­ваются вдетских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов ком­бинированного вида. Обучение и воспитание в этих до­школьных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклоне­ниями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

· с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек;

· с фонетико-фонематическими нарушениями речи толь­
ко в возрасте старше 3 лет — до 12 человек;

· глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабослышащих — до 6 и 8 человек;

· слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием —
до 6 и 10 человек;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и
8 человек;

· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) —
до 6 и 10 человек;

· с задержкой психического развития — до 6 и 10 человек;

· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте
старше 3 лет — до 8 человек;

· с туберкулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек;

· часто болеющих — до 10 и 15 человек;

· со сложными (комплексными) нарушениями — до 5 че­
ловек для обеих возрастных групп;

· с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек.
Для детей с отклонениями в развитии, к-рые по разным

причинам не могут посещать дошкольные учреждения б

 

обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковре­менного пребывания (основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29. 06. 99 № 129/23-16 «Об орга­низации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Указанные детские сады и группы подпадают под совре­менное определение, использующееся в нормативных доку­ментах — «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонени­ями в развитии».

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посе­щать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений заложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19. 09. 97 №1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения — осуществле­ние образовательного процесса путем обеспечения преемст­венности между дошкольным и начальным общим образова­нием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоро­вья, физического и психического развития детей.

Еще один тип образовательных учреждений, где органи­зуется воспитание и обучение детей со специальными по­требностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-соци­альной помощи, типовое положение о к-ром утверждено по­становлением Правительства РФ от 31. 07. 98 № 867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и кон­сультирования; психолого-медико-социального сопровож­дения; психолого-педагогической реабилитации и коррек­ции; лечебной педагогики и дифференцированного обуче­ния и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен — это дети:

 

· с высокой степенью педагогической запущенности, отка­
зывающиеся посещать общеобразовательные учрежде­
ния;

· с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

· подвергшиеся различным формам психического и физи­
ческого насилия;

· вынужденные покинуть семью, в том числе по причине
несовершеннолетия матери;

· из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также
пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных ка­
тастроф и др.

Очевидно, что среди перечисленных групп детей встреча­ется немало детей с отклонениями в психическом или физи­ческом развитии. С ними работают педагоги-психологи, со­циальные педагоги, учителя-спец. педагоги, учителя-лого­педы, медицинский персонал.

Основные направления деят-ти таких учреждений по от­ношению к детям дошкольного возраста:

• диагностика уровня психофизического развития и откло­
нений в поведении детей;

в образование детей в соответствии с их возрастными и ин-дивидуальными особенностями, состоянием соматиче­ского и психического здоровья;

· организация коррекционно-развиваюшего и компенси­
рующего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с
детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных меро­
приятий,

Существуют также различные оздоровительные учреждения санаторного типа для детей, нуждаю­щихся в длительном лечении (санаторные школы-интерна­ты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-с; ирот и детей, оставшихся без попечения родителей >. В соответствии с Типовым положением, утвержденным по­становлением Правительства от 28. 08. 97 № 1 117, в таких уч-

рождениях могут открываться группы для детей дошкольно­го возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5—6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном уч­реждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается целый ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специ­альных (коррекционных) школах и шко­лах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1—2 года, в течение к-рых у ребенка формиру­ют предпосылки учебной деят-ти в необходимой коррекци-онно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) состааадют преимущественно дети, у к-рых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ра­нее возможности посещать специализированное образова­тельное учреждение (напр., при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобра­зования России от 22. 07. 97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3—6 лет на базе ДОУ, а для детей 5—6 лет — на базе общеобразовательных учрежде­ний (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, кон­сультативные группы для детей, к-рые могут посещать от­дельные занятия с логопедом, психологом, спец. педагогом. Кол-во занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет ПМПК. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Комиссия дает заключение о состоянии психофизи -ческого развития ребенка и рекомендации дальнейших форм обучения (Ю. В. Морозова).

 

 

Дошкольные учреждения для детей с наруше­нием зрения — Д. у являются государственными учреж­дениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2—3 до 7 лет. Деят-ть этих учреждений направлена на воспита­ние, лечение, восстаноштение и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в к-рой это позволяет сде­лать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педа­гогическая работа исходит из программ обучения и воспита­ния в массовых детских садах, на основе к-рых разрабатыва­ются спец. программы.

Задача спец. педагогики в данном случае состоит в систе­матической работе по коррекции отклонений в развитии по­знавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей компен­сирующей системы.

В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения орга­низуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблио­пией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих де­тей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при дет­ских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых.

В детских домах и дошкольных группах при школах для слепых воспитываются дети с наиболее тяжелыми наруше­ниями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительным остаточным зрением, что его нельзя ис­пользовать для непосредственной зрительной работы. Кро­ме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррек­цию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внима­ние уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслу­живания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личност­ной и двигательной сферы детей, по формированию навы­ков ориентировки в пространстве и самообслуживания.

В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0, 05—0, 6 с кор­рекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигие­ны зрения, а также, если это необходимо, и пользования оч­ками. У детей развиваются все элементы зрительного вос­приятия: способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в про­странстве. Развитие зрительных функций дополняется так­же развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.

Для детей с амблиопией и косоглазием существует сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекцией но-педагогической и лечебно-восста­новительной работы. В связи со специфическими задачами учреждений для детей с косоглазием и амблиопией режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением цело­го комплекса лечебных мероприятий. Длительность пребы­вания в дошкольных учреждениях детей с амблиопией и ко­соглазием зависит от индивидуальных особенностей ребен­ка, определяется врачом-офтальмологом и составляет 1 год и более (Б. П. Ермаков, Г. А. Якушин).

Дрожание [(гетог; син.: Тремор] — гиперкинез, проявля­ющийся непроизвольными, стереотипными, ритмичными колебательными движениями всего тела или его частей.

Д. алкогольное [/. а1со1гоИст\ —Д. мышц лица, языка и особенно разведенных пальцев вытянутых рук, наблюдаю­щееся при остром опьянении и хроническом алкоголизме.

Д. истерическое [(. ИуМепсш] — Д. при истерии, нося­щее постоянный или приступообразный характер, меняю­щиеся ритм и амплитуду; Д. усиливается под влиянием пси­хогенных факторов.

Д. паркинсоническое [(. рагШп5отсиз\ — статистиче­ское Д. рук (в наиболее типичных случаях напоминающее скатывание пальцами хлебного шарика), а также нередко го­ловы, нижней челюсти и т. д., наблюдаемое при паркинсо­низме; характеризуется небольшой амплитудой, правиль­ным ритмом.

Д. физиологическое [1. рНузЫо& сиз] —Д., возникаю­щее в результате мышечного напряжения, утомления, ох­лаждения или при эмоциональном возбуждении.

Д. эмоциональное [/. етоПопаШ] — физиологическое Д. пальцев рук, век, иногда головы, возникающее при эмо­циональном возбуждении.

Дыхание речевое — видоизменение дыхания при зву-копроизносительной речи. Д. р. характеризуется более ко­ротким и глубоким вдохом (объем вдыхаемого воздуха по сравнению с дыханием в покое увеличивается примерно втрое), к-рый производится главным образом через рот. Вре­мя выдоха заметно удлиняется, становится в 7—8 раз больше времени вдоха. Число дыхательных движений в минуту со­кращается с 16—18 до 8—10. Выдох осуществляется не путем простого расслабления вдыхательных мышц, а при активном участии выдыхательных мышц.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...