Зародышевое развитие
Зародышевое развитие тие. см. Эмбриональное разе и - Зачаток {рптогашт, ^NЕ; син.: закладка] — комплекс малодифференцированных эмбриональных клеток в составе тела зародыша, дающий в ходе дальнейшего развития начало определенной ткани или органу. Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающих его нормальную деят-ть. Зона ближайшего развития — расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. б. р. определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. 3. б. р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей, обучения, когда оно, согласно Выготскому, идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в 3. б. р. 3. б. р. дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет определить научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровня развития, а также 3. б. р. составляет то, что Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Определение 3. б. р., в частности, играет решающую роль в разграничении ЗПР и олигофрении (Б. П. Пузанов). Зоо- [греч. гооп — живое существо, животное] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к животным, к животному миру».
Зоосадизм [зоо- + садизм] — получение сексуального возбуждения и удовлетворения от избиения и истязания животных; разновидность зоофилии в сочетании с садизмом. Зоотерапия [зоо- + греч. гНегаре'ш — уход, лечение] — заключается в применении животных (дельфинов, лошадей, собак, кошек и др. ) при оказании корригирующего воздействия на детей с нарушениями развития и взрослых с ограниченными возможностями. Зоофилия [зоо- + филия; син.: бестиализм, зооэрастия. зооэратия, скотоложество, Содомия] — половое влечение к животным и получение удовлетворения от сексуального контакта с ними. Встречается преимущественно вживотно-водческих районах, где мужская часть населения длительное время находится в отрыве от женского общества, где строго караются добрачные связи и неверность женщин и юноши могут начать половую жизнь лишь после вступления в брак. В большей части случаев зоофилия является заместительной перверсией. Обычно у человека не возникает стойкого полового влечения к животному и контакт прекращается при возможности получения нормального полового удовлетворения. В основном 3. наблюдается у мужчин. их контакты с животными (козы, овцы, ослицы, кобылы, коровы) проходят в виде половых актов. Среди женщин 3 распространена значительно меньше и реализуется чаще б форме куннилингуса с собаками и кошками, реже — коитуса. Зрение — функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами. Зрительная работоспособность — способность человека выполнять зрительную работу с допустимым число1. ' негрубых ошибок в течение определенного периода времени.
Зрительные функции – заключаются в способности воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное, преиферичесоке зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.
И – Й Игротерапия — метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии применил в 1913 г. 3. Фрейд. И. приобрела широкое распространение с 40—50-х гг.; осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии; иногда проводятся совместные игры с родителями. По мнению разных авторов, психотерапевту может отводиться роль наблюдателя, партнера или руководителя. И. включает такие средства, как разыгрывание определенных сюжетов, игра ребенка с куклами, лепка, рисование, игры с песком и т. п. Применение игры в отечественной психотерапевтической практике основывается на теории игровой деят-ти. наиболее полно разработанной в трудах Д. Б. Эльконина А. И. Захаровым разработана методика И., к-рая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивно? психотерапией. Им сформулирован ряд правил, соблюдение к-рых является необходимым: выбор игровых тем отражав их значимость для терапевта и интерес для ребенка; руковол -ство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого процесса, в к-ром главное — возможность импровизации; направленное воздействие ю ребенка осуществляется посредством характера воспроизвс -димых им и терапевтом персонажей. Эффект И. определяет-
ся практикой новых отношений, к-рые ребенок осваивает в игре (Б. П. Пузанов). Игрушка — предмет, предназначенный для игр детей. И. побуждает детей к игре, содействует развитию воображения.
Обычно И. является копией реального предмета. Поэтому действия ребенка с И. заменяют действия с реальными предметами. Поскольку И. изображает знакомый ребенку предмет, она помогает ему отобразить в игре полученные впечатления. Давая ребенку И., чрезвычайно важно показать ему способы обращения с ними. И. только тогда приносит ребенку пользу, когда она соответствует его возрасту и он в состоянии овладеть способом игры с нею. И. должны быть привлекательными и интересными для ребенка. Необходимо приучать детей бережно обращаться с И., не ломать их, не портить, убирать после игры на место. И. имеет такое же значение для развития и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, как и для нормальных. Следует учитывать, что из-за сенсорной или интеллектуальной недостаточности дети со спец. образовательными потребностями имеют ограниченные источники познания окружающей действительности и более бедный опыт, чем нормальные дети. Поэтому они в большей, чем нормальные дети, степени нуждаются в обучении пользованию И. Часто действия детей с И. ограничены из-за того, что ребенок не знает, как можно с ней играть, какие возможности скрыты в ней. Для того чтобы И. стимулировала игровые действия детей, они должны знать, что и как с ее помощью можно изображать, должны уметь ею пользоваться. Необходимо показывать детям способы обращения с И., «обыгрывать» ее с ребенком прежде, чем давать для самостоятельной игры. Надо учить детей производить с И. разнообразные игровые действия, учить их использовать И. в ходе игр, заменять одни И. другими, называя при этом их именем предме-
та, роль к-рого они выполняют в игре. При этом глухим и слабослышащим детям нужно показать, как в той или иной ситуации пользуются реальным предметом, а вслед за таким показом предложить им выполнить шровое действие с И. С л е п ы м детям сначала разъясняют, как пользоваться И.. а затем помогают практически выполнить игровое действие. В процессе обучения умственно отсталых детей обращению с И. целесообразно каждое игровое действие расчленить и объяснить его, а затем помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все действие с И.
Нецелесообразно предоставлять детям раннего дошкольного возраста со спец. образовательными потребностями для игр стилизованные, шаржированные И., неточно отражающие действительность (цветом, пропорциями). На ранних этапах обучения и воспитания детей со спец. образовательными потребностями это может привести к созданию или закреплению у детей неправильных, неадекватных представлений о действительности. Знакомство детей с такими И. может принести им пользу и доставить радость лишь тогда. когда у них уже есть четкие и правильные представления об объектах, изображаемых этими И. В играх необходимо использовать поделки детей. Широко применяются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста спец. И., к-рые используются при обучении детей правильному произношению. Сюда относятся. в частности, И. для развития дыхания. Игры детские — один из основных видов деят-ти детей В дошкольном возрасте И. являются ведущей деят-тью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. В И. реализуется стремление ребенка к активности, самостоятельности, проявляются его инициатива, творчество. И наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Для И. ребенок нуждается в товарищах: ему надо кого-то «лечить», «учить», для кого-то «варить обед» и «продавать» продукты, от кого-то прятаться, кого-то ловить, с кем-то играть в лото, домино и т. д. В ходе И. дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами др. участников И., подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т. е. приобретают навыки коллективной деят-ти, поведения в коллективе. И. содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. Все сказанное в полной мере относится и к детям со спец. образовательными потребностями. При правильно организованной воспитательной работе И. могут стать одним из средств коррекции нарушенного развития. И. стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения. В совместных И. у детей со спец. образовательными потребностями воспитываются чувства коллективизма, взаимопомощи, дети овладевают нормами нравственного поведения.
Поскольку И. имеют такое большое значение для развития и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, в дошкольных учреждениях должны быть созданы все условия для И. Следует четко планировать в режиме дня время для И. и следить за тем, чтобы это время использовалось только для И. Планируются И. так, чтобы в течение дня ребенок мог поиграть и в сюжетно-ролевые, и в дидактические, и в подвижные И., т. к. каждый из этих видов не заменяет собой другого. Дети должны быть обеспечены игрушками и др. предметами, к-рые могут использоваться для И. Необходимо приучать детей пользоваться игрушками, повседневно руководить И. детей, учить детей играть. Умение играть возникает не спонтанно, а под воздействием обучения; развитие И. существенно зависит от педагогического
руководства ими. Без спец. обучения умению играть развитие И. у детей со спец. образовательными потребностями задерживается, и они не могут стать ни средством коррекции их развития, ни средством их воспитания. Обучение И. не является для спец. педагогики самоцелью, оно осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития детей со спец. образовательными потребностями. И. д. подвижные — обязательное звено физического воспитания детей. Для детей со спец. образовательными потребностями этот вид И. имеет очень большое значение, т. к значительная часть этих детей имеет двигательные нарушения. При правильной организации подвижные И. служат средством коррекции моторных нарушений детей. При обучении подвижным И. глухие дети овладевают правилами, определяющими ход и цель И. практически е процессе И. Эти правила демонстрируются детям и поясняются по ходу И. С л е п ы м детям при обучении их новой И подробно разъясняют правила и лишь потом выполняют их совместно с детьми. Объяснение правил И. умственно отсталым детям сопровождается показом, практическим выполнением по этапам и упражнением в выполнении правил Воспитатель должен следить за действием детей в ходе 11 и, когда они освоят ее правила, содействовать тому, чтобы;. детей складывались дружеские отношения, чтобы они не утомлялись, не перевозбуждались. И. организуют так, чтобы более пассивные, менее подвижные дети тоже выполняли 5 ходе И. роли ведущих. Таким образом у детей воспитываются выдержка, наблюдательность, внимание, они приобретают и: закрепляют навыки поведения в коллективе. В дошкольных учреждениях подвижные И. обязательны при каждой прогулке. И. проводятся в помещении, на занятиях по развитию движений. И. д. дидактические — одно из средств развития познавательной деят-ти детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все занятия с детьми дошкольного возраста со спец. образовательными потребностями проводятся в форме И., благодаря чему дети в интересной и доступной возрасту форме усваивают учебный материал. Для проведения этих И. широко используются игрушки и спец. дидактический материал, что неизменно вызывает интерес детей и их желание заниматься. В ходе И. дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, упражняются в счете, уточняют свои представления об окружающем, закрепляют нек-рые навыки самостоятельности и самообслуживания, у них развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Эти И. целесообразно также проводить в течение дня в свободное время (так, напр., после ужина, перед сном полезно занять детей спокойными дидактическими И. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|