Дети с нарушениями двигательной сферы — в 7 страница
Д. эпилептическая {д. ериерПса} — Д. у больного эпилепсией, возникающая внезапно, характеризующаяся склонностью к импульсивным действиям, развитием бреда или сумеречного помрачения сознания; может предшествовать эпилептическому припадку, следовать за ним или являться его эквивалентом. Дисфункция [дис- + лат. ^ипсПо — деят-ть] — нарушение функции системы, органа или ткани организма, выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей. Дисхондроплазия [йузсИопАгорШыа; дис- + греч. гоз — хрящ + рНаш — формирование, образование] — состояние, возникающее в результате неполного окостенения хряща и проявляющееся в образовании многочисленных доброкачественных хрящевых опухолей. Пораженные болезнью кости могут перестать расти и начать деформироваться. Дифференциация умственной отсталости и сходных С ней состояний — одной из важных задач психолого-педагогической диагностики является Д. Поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в процессе обучения. Отождеств-
ление неуспеваемости с умственной отсталостью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой. В работах педагогов и психологов, посвященных изучению причин неуспеваемости, указывается, что в большинстве случаев неуспеваемость не обусловлена нарушениями познавательной деят-ти, а вызывается иными причинами. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — это неподготовленность детей к школьному обучению, несфор-мированность предпосылок к нему и навыков деят-ти. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, класс, где невысокий уровень учебно-воспитательного процесса, его неуспеваемость перерастает в педагогическую запущенность.
Неуспеваемость может быть связана также и с астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, в результате чего ребенок быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение. Но все это не носит стойкого характера и не имеет в основе органических нарушений. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психофизического развития (ЗПР), к-рые тоже оказываются неуспевающими. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного) времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере, в познавательной деят-ти. Задержки психического развития церебрального происхождения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах, встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости. В исследованиях спец. педагогов указывается, что при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психи-
ческих процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения. К началу школьного обучения детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деят-ть, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. При обследовании чтения, счета они часто обнаруживают ошибки того же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме обращает на себя внимание неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Им труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.
Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деят-ти анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деят-ти детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Даже незначительные нарушения функции анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности ЦНС и спец. технические средства (слуховые, аппараты, очки и пр. ). Дети с нарушениями зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых, если с ними не велись спец. занятия. Но стоит предложить слабослышащему задание логического
порядка, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п. ), а слабовидящему — соответствующие устные задания, и они их выполняют. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что является первичным и доминирующим в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным нарушением, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей или же отставание наступило в результате нарушения анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос, в какой спец. школе нуждается ребенок. Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройствами речи от умственно отсталых, для к-рых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.
Известны виды речевых нарушений, имеющих и разную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, нек-рые из них страдают общим недоразвитием речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому сложен звукобуквенный анализ и т. д. ). При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, к-рые не требуют участия речи. У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.
Все перечисленные временные затруднения в познавательной деят-ти и нарушения ЦНС, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, к-рая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью. Дифференцированное обучение — одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде. Кол-во детей, к-рые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30 % от всего числа обучающихся. Подобное явление характерно и для современной мировой системы образования. Это неизбежное следствие развития цивилизации. Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социализаци-онных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения стремительно развивающейся цивилизацией экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде. Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». При этом общеобразовательная школа, оставаясь в ряде случаев в плену традиций образования прошлых веков (классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения детьми объема знаний в единицу времени) не может перестроиться для облегчения процесса образования и социализации ребенка в новых условиях. В педагогике уже давно разработано достаточное число защитных, смягчающих, адаптационных механизмов педагогической помощи.
В России к их числу можно отнести организацию дифференцированного обучения уч-ся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление индивидуального подхода к ребенку и учет его индивидуальных особенностей и возможностей при выборе для него формы организации и методов образования: учитывается состояние здоровья, готовность к школьному обучению, психофизические и адаптационные возможности. На практике это реализуется в развитии системы классов, в к-рых созданы щадящие условия образования и работает квалифицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми. Традиционная школьная среда корректируется в соответствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обучении и адаптировании к школьной среде (Л. М. Шипицина). Дихромазия [греч. (НсНгооз —- двухцветовой] — частичная цветовая слепота преимущественно на один из трех цветов: красный, зеленый, синий. ДНК (кислота дезоксирибонуклеиновая) — генетический материал, присутствующий практически во всех живых организмах и отвечающий за наследственность; локализуется в клеточном ядре. Документация специальной школы — материалы (книги, классные журналы, дела и документы), касающиеся учебно-педагогической и учебно-производственной деят-ти спец. школы, состояния ее материальной базы, учета личного состава преподавательских кадров и уч-ся; школьное делопроизводство. Дом инвалидов [истор. ] — учреждение (пансионаты и т. п. ) для постоянного проживания одиноких, нетрудоспособных инвалидов, нуждающихся в уходе; предшественник дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Дом престарелых [англ. зНеШгейНот'т§\ — специально приспособленное (или адаптированное) учреждение, отвечающее потребностям и нуждам людей пожилого и старческого возраста, к-рые способны осуществлять самостоятельный уход за собой.
Дом ребенка —лечебно-профилактическоеучреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители к-рых тяжело больны или лишены родительских прав; находится в ведении органов здравоохранения. Д. р. санаторный — Д. для воспитания и лечения детей с нарушениями слуха, речи, с органическими поражениями ЦНС или ослабленных после перенесенных тяжелых заболеваний. Доминанта [лат. йоттапя, йопйпапйз — господствующий] — состояние устойчивого повышения возбудимости группы (объединения) нервных центров, направляющее целостную деят-ть организма; на основе господствующей мотивации могут возникать пищевая, половая и др. Д. Д. беременности [син.: Д. гестационная] — Д., возникающая у беременной после имплантации яйцеклетки в слизистую оболочку матки, обусловленная постоянной афферентной импульсацией из интерорецепторов матки и способствующая нормальному развитию беременности. Д. гестационная — см. Д. беременности. Д. рабочая [син.: Д. трудовая] — Д., формирующаяся в связи с трудовой деят-тью и обеспечивающая эффективное выполнение работы. ДОМОВОДСТВО — учебный предмет в системе трудового обучения спец. школ, предусматривающий круг знаний и практических умений по уходу за жилищем, одеждой, обувью и приготовлению пищи. Доношенность [таШгИаз] — степень развития плода, наступающая на 39—40-й неделе внутриутробной жизни, характеризующаяся появлением признаков его зрелости. Доношенный ребенок [син.: новорожденный доношенный] — ребенок, родившийся по истечении нормального срока беременности (39—40 недель).
Допинг [англ. 4орт§, Лоре — давать наркотик] — средства, искусственно взбадривающие организм; используются преимущественно перед спортивными состязаниями (первоначально в конном спорте); запрещены международными и государственными спортивными организациями. Дорафобия [< 1огарИоЫа; греч. Лога — кожа, шкура + фобия] — навязчивый страх — боязнь обрасти волосами после прикосновения к шкуре животного. Дорофобия [йогорПоЫа; греч. Логоп — подарок + фобия} — навязчивый страх — боязнь получения или преподнесения подарков. Доступность обучения — дидактический принцип, предполагающий такое построение процесса обучения, при к-ром учитывается уровень подготовки уч-ся, их возрастные и индивидуальные особенности. В соответствии с этим принципом разрабатываются педагогически обоснованные программы, учебники и методы обучения. Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями — воспитание детей с 2 до 7 лет, имеющих отклонения в развитии. Д. в. направлено на их всестороннее развитие, воспитание и подготовку их к обучению в школе. Наряду с общими задачами Д. в. имеет особые задачи. Основная задача — компенсация нарушения, преодоление его последствий. Д. в. осуществляется в семье, в специальных и общих дошкольных учреждениях. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями — процесс становления государственной системы спец. образования в России начался в 20—30-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: · ясли-сады; · детские сады; · дошкольные детские дома; · дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и В ходе становления и развития сети спец. дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны и заложены следующие организационные принципы построения спец. образования. 1. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей: · с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); · с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей · с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим не · с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); · с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|