Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. п. р. конституционального происхождения




Е

Евгеника [греч. еи§елш— благородного происхождения, Аорошей породы] — учение об улучшении наследственных качеств человека путем селекции и контроля над передачей наследственных факторов; прогрессивные ученые ставили перед Е. гуманные цели, однако ее идеи нередко использова­лись в реакционных целях.

Евнухоидизм [греч. еиписЪоз — скопец, кастрат] — эндо­кринное заболевание, характеризующееся снижением функ­ции половых желез, недоразвитием половых органов, дис­пропорцией скелета и ожирением. В основе заболевания ле­жит гипогонадизм, обусловленный врожденной (первичной) или приобретенной патологией яичек л ибо вто­рично индуцированной недостаточной гонадотропной сти­муляцией со стороны центральных гипоталамо-гипофизных структур мозга. Клиническая картина зависит от того, в ка­ком возрасте началось заболевание. Либидо чаще отсутству­ет или выражено слабо. Название Е. предложено ввиду того, что по внешнему виду евнухоиды напоминают евнухов (лю­дей с удаленными в детстве половыми железами). Мужчина с евнухоидным синдромом отличается высоким ростом и не­пропорциональным телосложением (длинные конечности, относительно укороченное туловище), слабо развитой ске­летной мускулатурой, отложением подкожно-жировой клет­чатки по женскому типу, слабовыраженными вторичными половыми признаками (голос высокий, половое оволосение отсутствует или скудное: отсутствие бороды, усов, волос на туловище, конечностях, под мышками, на лобке), наружные половые органы недоразвиты, мошонка непигментирова-нна, атонична, не имеет нормальной складчатости. Эти больные часто жалуются на половую слабость, бесплодие. Голос у евнухоидов с возрастом не меняется (остается высо­ким).

 

У женщин не развиваются молочные железы, недоразви­ты яичники, матка. Кожа у евнухоидов бледная, нежная, му­скулатура, дряблая, лицо морщинистое. Женщина с евнухо-идным синдромом также отличается высокорослостью и не­пропорциональным телосложением, избыточным отложением жира на бедрах, животе и груди, недоразвитием внутренних и инфантилизмом наружных половых органов, нарушением менструального цикла, бесплодием.

При Е. часто наблюдается изменение внутренних орга­нов: малые размеры сердца, узкая аорта, как правило, при Е. кровяное давление понижено. Интеллект при Е. большей ча­стью нормален, но больные малоинициативны, раздражи­тельны, замкнуты, упрямы, застенчивы, нередко у них быва­ют эпилептические припадки. Вторичный гипогонадизм реже, чем первичный, дает классическую картину евнухои­дизма, т. к. уменьшение выработки гипофизом гонадотропн-нов (стимуляторов функции половых желез) часто сопро­вождается и снижением выработки соматотропина (стиму­лятора роста костей).

Этиология Е. не вполне ясна. Е. является преимущест­венно врожденным заболеванием, внешние воздействия иг­рают роль лишь провоцирующего фактора. Е. чаще встреча­ются у мужчин. Своевременная диагностика и гормональная терапия гипогонадизма сглаживают или даже устраняют многие клинические проявления Е. Лечение сводится к дли­тельному применению препаратов половых гормонов по на­значению врача. Применявшиеся одно время пересадки по­ловых желез не дали положительного результата.

Евфеника [греч. ей — хорошо, правильно + рНато — яв­лять, проявлять] — 1. [истор. ] — учение о методах биологиче­ского воздействия на живые организмы, позволяющих вы­являть и модифицировать наследственно детерминирован­ные морфофизиологические свойства живых организмов, необходимые для общечеловеческой практики, без измене­ния их генетической природы. 2. Совокупность клини-ко-биохимических методов восстановления функций орга-

 

низма, патологические изменения к-рых обусловлены гене­тически.

Единица звуковая — единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи.

Единица коммуникативная [лат. соттипасайо — со­общение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной Е. к. является высказыва­ние.

Единица лексическая [греч. 1ехШо$ — словесный, сло­варный] — единица, основное содержание к-рой имеет мате­риальный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформ­ления отдельного слова, свойственными данному языку.

Единица морфологическая [греч. тогрНё — форма + 1о§оя~ учение] — морфема.

Единица речи — слог, слово, словосочетание, предложе­ние как естественно и закономерно вычленяющиеся из по­тока речи.

Единица ритмическая [греч. гНу1НтШо$ — равномер­ный, размеренный] —- единица ритмического членения речи.

Единица фонологическая [греч. рНопё — голос, звук, речь, слово + 1о§оз — учение] — фонема.

Единица чтения и письма — графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; графема.

Единство артикуляционно-акустическое [лат. аг-ПсиШге — членораздельно выговаривать; греч. яАшй'Ада— слу­ховой] — 1. Обратная связь между произносительным усили­ем и слуховым контролем. 2. Единица выражения, создавае­мая такой связью.

 

Естественный эксперимент – метод психологии и педагогики; Е. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деят-ти; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.

 

Ж

Жестовая речь — основное средство межличностного общения глухих. Система жестового обучения включает две разновидности речи: калькирующую и разговорную. Каль­кирующая Ж. р. — эквивалент словесного языка. В высказы­ваниях калькирующей Ж. р. порядок жестов соответствует синтаксису русского языка. Разговорная Ж. р. — самобытная лингвистическая система, отличающаяся своеобразной лек­сикой и грамматикой.

Различные сурдопедагогические системы по-разному оценивают роль Ж. р. в обучении глухих: от полного отрица­ния возможности ее использования до признания основным средством педагогического процесса. В отечественной сур­допедагогике Ж. р. используется как вспомогательное сред­ство обучения наряду со словесной речью.

Современная научная парадигма обеспечивает обосно­ванность коренной перестройки всего образовательного процесса, включение национального жестового языка наря­ду со словесным (важная роль к-рого, естественно, никем не отрицается) в систему главных средств педагогического воз­действия (Г. Л. Зайцева).

Билингвистический подход в обучении глухих преду­сматривает использование двух равноправных и равноцен­ных средств образовательного процесса — русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и так­тильной форме) и русского (или иного) жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями).

В России до 2001 г. работала только одна билингвистическая школа — Московская билингвистическая гимназия, существу­ющая с 1992 г. (научный руководитель — проф. Г. Л. Зайцева) (Б. П. Пузанов).

 

Жесты — различного рода телодвижения, сопровождаю­щие или заменяющие вербальную речь.

Живорождение [син.: вивипария] — способ воспроизве­дения потомства, при к-ром зародыш развивается в организ­ме матери и рождается в виде более или менее развитого де­теныша, свободного от яйцевых оболочек и способного к са­мостоятельному существованию.

ЖиворОЖДенность — рождение плода с признаками жизни, важнейшими из к-рых являются признаки легочного дыхания.

Жизнеспособный [анг. V'шЫе — жизненный] — способ­ный вести самостоятельное существование. Плод считается жизнеспособным по истечении 24 недель беременности, од­нако иногда он может выжить при появлении на свет и на бо­лее ранних сроках беременности.

«Жизнь глухих» — ежемесячный общественно-полити­ческий и научно-популярный журнал Всеросийского обще­ства глухих, издается с 1957 г. Освещает производственную и. общественную жизнь глухих, вопросы профилактики глухо­ты, организации обучения и воспитания детей с недостатка­ми слуха, а также опыт работы учреждений для этой катего­рии детей. В журнале публикуются материалы о профессио­нальной подготовке взрослых глухих, осуществляемой е учебно-производственных предприятиях ВОГи в спец. про­фессионально-технических училищах. Журнал постоянно помещает информацию о художественной самодеят-ти спортивной жизни глухих.

Авторами многих материалов, публикуемых в журнале являются глухие общественные корреспонденты. Большое место отводится творчеству глухих.

С 1933 по 1941 г. журнал издавался под названием «Жизн: глухонемых», а с 1957 г. — «Жизнь глухих».

 

«Жизнь глухонемых» — ежемесячный обществен­но-политический и научно-популярный журнал, орган ВЦСПС и Всероссийского общества глухих.

В журнале освещалась деят-ть местных огранизаций, объединяющих глухих, а также работа спец. детских учреж­дений. На страницах журнала печатались материалы о пере­довиках производства, о культурной и спортивной жизни членов общества.

Журнал содействовал объединению глухонемых, подня­тию их политического и культурного уровня, вовлечению в ряды активных членов общества. Журнал издавался с 1933 по 1941 г. Вследствие трудностей военного времени и периода восстановления народного хозяйства издание журнала пре­кратилось. В 1957 г. журнал восстановлен и издается под на­званием «Жизнь глухих».

Первый номер печатного органа глухонемых России — газеты «Мир глухонемых» — вышел в свет 1 октября 1916 г. С апреля 1917г. издавались «Известия московского комитета глухонемых». С 1925 по 1933 г. выходила газета «Жизнь глу­хонемых».

«Жизнь слепых» — ежемесячный общественно-полити­ческий и литературно-художественный журнал Всероссий­ского общества слепых, издается в Москве с апреля 1924 г., печатается рельефно-точечным шрифтом по системе Брай-ля — с ноября 1956 г. — и плоским шрифтом для зрячих.

В журнале освещается общественная и производственная жизнь страны, события за рубежом, публикуются статьи по вопросам труда, образования и быта слепых, опыта воспита­ния слепых детей, литературно-художественные произведе­ния слепых и зрячих авторов. Спец. отделы посвящены кри­тике, библиографии и спортивной жизни. С 1969 г. издается под названием «Наша жизнь».

З

Заболевание психическое [англ. теп1а1 Шпена] — за­болевание, связанное с нарушением одной или нескольких психических функций (таких как эмоции, восприятие, па­мять и разум), что доставляет страдания как самому больно­му, так и окружающим его людям. Если основная проблема заключается в том, что поведение человека в целом выходит за рамки предписанного обществом, то использование тер­мина «заболевание» в данном случае оказывается неумест­ным. Психическое заболевание необходимо отличать от за­держки умственного развития, при к-рой у человека отмеча­ется общее недоразвитие интеллектуальных способностей. Обычно эта группа заболеваний делится на психозы, при к-рых человек утрачивает способность к правильному вос­приятию окружающей действительности, и неврозы, при к-рых данная способность сохраняется.

Забывание — утрата зафиксированных ранее в памяти зрительных, слуховых и др. впечатлений, знаний, умений, навыков. 3. выражается как в невозможности вспомнить или узнать предмет, явление, понятие, так и в ошибочном их припоминании и узнавании.

3. у детей со спец. образовательными потребностями на­блюдается чаще, чем у нормальных.

Уумственно отсталых детей часто происходит 3. характерных особенностей предметов и явлений, понятий, законов, запечатленных ранее. Дети с нарушениями интел­лекта обычно уподобляют новое тому, что уже знакомо им. Поэтому при обучении умственно отсталых детей необходи­мо не только устанавливать связи между новыми знаниями и тем, что было известно им прежде, но и обращать их внима­ние на те особенности, к-рые отличают новое от старого.

Такое же своеобразие процесса 3., но в менее выражен­ной форме свойственно памяти глухих детей. Задержка раз-

 

 

вития речи у глухих детей вызывает затруднения при запоми­нании знаний, выраженных словесно. Глухие дети не всегда могут использовать мыслительные приемы систематизации материала при его запоминании и прибегают к его много­кратному повторению, а это ведет к быстрому 3. Педагог должен следить, чтобы все сообщаемые детям новые сведе­ния обязательно связывались с др. ранее известными детям и систематизировались.

Слепые дети быстрее всего забывают образы предме­тов, с к-рыми в процессе обучения не были достаточно озна­комлены. Если словесные знания слепых детей не опирают­ся на образы, они быстро забываются. Чтобы добиться проч­ности запоминания у слепых детей, нужно дать им возможность неоднократно знакомиться с предметами и разносторонне их обследовать.

Дети со спец. образовательными потребностями, особен­но умственно отсталые, относительно труднее удерживают в памяти уч. материал потому, что не всегда понимают его зна­чение и не испытывают к нему познавательного интереса. Поэтому необходимо, чтобы эти дети понимали жизненную значимость полученных знаний. С наибольшим успехом это достигается при применении знаний в практической де-ят-ти.

Зависимость от алкоголя (алкогольная зависи­мость) [англ. а1со/го1 йерепйепсе} — патологическая потреб­ность в приеме алкогольных напитков, становящаяся доми­нантой поведения у больных алкоголизмом. Проявляется в виде патологического влечения к алкоголю и отсутствия или резкого снижения количественного и ситуационного конт­роля при его употреблении. Этот термин нередко использу­ется как синоним алкоголизма. Различают психическую и физическую 3.

3. психическая — патологическая потребность в прие­ме алкогольных напитков с целью снятия психологического дискомфорта и эмоционального напряжения, вызванных

 

неудовлетворенным влечением к алкоголю. Рассматривает­ся как обязательный синдром при формировании алкого­лизма, сохраняющийся (с определенной трансформацией) на всем протяжении болезни (в частности, и с появлением синдрома физической 3. ).

3. физическая — патологическая потребность в приеме алкоголя, обусловленная необходимостью снятия или смяг­чения вегетативно-соматических, неврологических и психи­ческих расстройств, возникающих после прекращения при­ема алкогольных напитков у лиц со сформировавшимся аб­стинентным алкогольным синдромом. Согласно трехстадийной классификации алкоголизма, принятой в российской наркологии, является обязательным критерием перехода алкоголизма во II стадию, в отличие от I стадии, где присутствует только психическая 3.

Заворот века — аномалия положения века, при к-рой его край частично или на всем протяжении обращен к глаз­ном у яблоку.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические осо­бенности, играющие важную роль в развитии способностей человека. К имеющим наибольшее значение 3. относятся особенности нервной системы и процессов высшей нервной деят-ти. 3. являются органической основой способностей, но сами по себе не предопределяют способностей. Условия жизни и деят-ти человека играют решающую роль в том, раз­виваются или не развиваются из 3. способности. Значение 3. для развития способностей детей со спец. образовательными потребностями очень велико. Однако решающее значение для развития способностей у такого ребенка имеет елец, пе­дагогическая работа, направленная на преодоление или кор­рекцию имеющихся у него нарушений.

Среди детей со спец. образовательными потребностями встречаются такие, к-рые имеют 3. для развития способностей к определенным видам деят-ти. Так, многие слепые дети обнаруживают хороший музыкальный слух и необходимые

 

данные для занятия музыкой. Нек-рые слепоглухие дети проявляют способности клепке и скульптуре. Нередки случаи, когда г л у х и е дети хорошо рисуют и имеют непло­хие 3. для успешной изобразительной деят-ти. Нек-рые у м -ственно отсталые дети обладают хорошим музыкаль­ным слухом и способностями к рисованию.

В процессе обучения и воспитания детей со спец. образо­вательными потребностями необходимо всемерно развивать обнаруживаемые у них 3., т. к. это способствует всесторонне­му развитию их способностей и оказывает благотворное вли­яние на формирование положительных черт личности.

Задержка [англ, гешгйагмп} замедление или ограниче­ние в развитии. Психомоторная 3, [рзусНотМог геШгдаПоп} характеризуется замедлением физической активности и речи человека; в нек-рых случаях она может быть столь силь­ной, что человек перестает следить и ухаживать за собой. Та­кая 3. является одним из симптомов сильной депрессии. Тер­мин «задержка умственного развития» чаще применяется по отношению к 3. интеллектуального, а не общего физическо­го развития.

3. психического развития — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нару­шение нормального темпа психического развития, в резуль­тате чего ребенок, достигший школьного возраста, продол­жает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При 3. п. р. дети не могут включаться в школьную деят-ть, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Детей с временной 3. п. р. нередко ошибочно считают ум­ственно отсталыми. Отличие этих групп детей определяется двумя особенностями. У детей с 3. п. р. трудности в овладе­нии элементарной грамотой, счетом сочетаются с относите­льно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деят-ти. Такое со­четание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной 3. п. р. всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других, сходных заданий. Это показывает, что они обладают полно­ценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнять самостоятельно то, что в данный момент в условиях спец. обучения могут выполнить только с помощью педагога. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что эти дети могут успешно обучаться в массовой школе.

3. п. р. конституционального происхождения

[лат. сопзйыио — установление, организация] — 3., при к~рой эмоционально-волевая сфера находится как бы на бо­лее ранней ступени развития, во многом напоминая нор­мальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; этиология врожденно-конституцио­нальная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми об-менно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

3. п. р. психогенного происхождения [психо- + греч. %епёх — порождаемый, возникающий] — 3., связанная с не­благоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

3. п. р. соматогенного происхождения [греч. нота, шяяйю — тело + кепёз — порожденный] — 3., обусловленная длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергически­ми состояниями, врожденными и приобретенными порока­ми развития соматической сферы, в первую очередь сердца.

3. п. р. церебрально-органического происхож­дения [лат. сегеЪтт — головной мозг] — 3., обладающая бо-

льшои стойкостью и выраженностью нарушении в эмоцио­нально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здо­рового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деят-ти (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная пере-ключаемость психических процессов, недостаточность отдель­ных корковых функций); у детей с этим типом 3. п. р. обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы.

3. роста ребенка внутриматочная [англ. тгтШеппе ^гомН геЫгЛаиоп, ШОК] — появление на свет ребенка весом ниже ожидаемого для данного срока беременности (напр., появление маловесного для данного гестационного возрас­та ребека [англ. $та11/ог йа1е$, $РО]. Причинами внутрима-точной 3. роста плода могут быть: к. -л. заболевание матери (напр., перенесенное инфекционное заболевание, недоста­точное питание, повышенное кровяное давление, курение или алкоголизм), плохие социально-экономические усло­вия жизни, многоплодная беременность (напр., наличие двойни), а также заболевания плода. Иногда внутриматоч­ная 3. роста ребенка сопровождается преждевременными родами.

Заикание [англ. Маттепп^, ${иШгт§; син.: Логоневроз] — сложное нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого ап­парата. Являясь центрально обусловленным, имеет органи­ческую или функциональную природу. Обычно впервые 3. появляется в детском возрасте (у детей 2—5 лет), т. е. в период формирования развернутой фразовой речи. Связано с рез­кой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на к. -л. внешний раздражитель. Способствует возникновению 3. не­достаточная устойчивость нервной системы, иногда связан­ная с органическими поражениями мозга. Проявления 3. усиливаются, когда человек находится в состоянии психоло­гического стресса. Темпоритмическая сторона речи наруша-

 

ется при 3. в связи с судорогами различных частей перифери­ческого речевого аппарата. 3. не является симптомом к. -л. ор­ганического заболевания, поэтому обычно его проявления значительно уменьшаются после соответствующих занятий с логопедом. Медицинское название: дисфемия (с1у$рИет1а). Че­ловек, страдающий заиканием [англ, йаттегег— логопат.; устар. ]. См. Темп речи нарушенный.

3. артикуляционное {лат. ап1си1о, аггкиШит члено­раздельно произносить] — 3., при к-ром речевые судороги возникают в мышцах атикуляционного аппарата; в артику­ляционном аппарате различают судороги губные, язычные и мягкого нёба.

3. волнообразное — 3., к-рое то усиливается, то осла­бевает, но до конца не исчезает.

3, голосовое — 3., при к-ром речевые судороги возни­кают в мышцах голосового аппарата; голосовые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука), размыкательными (голосовая щель остается открытой, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протя­гивают гласные в словах).

3. дыхательное — 3., при к-ром речевые судороги воз­никают в мышцах дыхательного аппарата.

3. закрепившееся — 3., с момента возникновения к-рого прошло больше двух месяцев.

3. индуцированное [лат. тйисо наводить] — 3., воз­никшее в результате психической индукции, т. е. по подра­жанию; различают две формы такой психической индукции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заикать­ся, слыша речь заикающегося, и активную, когда он копиру­ет речь заикающегося.

3. инициальное {лат. тШаКз начальный, первич­ный] — 3., с момента возникновения к-рого прошло не более двух месяцев.

3. инспираторное [лат. /шр/гай'о — вдох] — дыхатель­ное 3., характеризующееся судорожным вдохом.

3. клоническое [греч. Ыопоз беспорядочное движе­ние] — 3., характеризующееся клоническими речевыми су­дорогами, непроизвольное повторение отдельных звуков или слогов.

3. неврозоподобное [син.: 3. органическое] — 3., по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызывается органическим поражением ЦНС.

3. невротическое [греч. пеигоп— нерв; син.: 3. функци­ональное] — 3., обусловленное воздействием психотравмиру-ющих факторов. 3. н. усиливается при фиксации внимания на речевом нарушении и, наоборот, уменьшается при отвле­чении внимания.

3. органическое — 3., вызванное органическими пора­жениями ЦНС (при черепно-мозговых травмах, нейроин-фекциях и т. д. ); может возникнуть в любом возрасте.

3. постоянное — 3., к-рое, возникнув, проявляется от­носительно постоянно, независимо от формы речи, ситуа­ции и т. д.

3. развития — см. 3. функциональное.

3. респираторное [лат. ге$р1гаШт дышать] —дыха­тельное 3., характеризующееся судорожными вдохом и вы­дохом.

3. рецидивирующее [лат. гесШуих — возвращающий­ся, возобновляющийся] — 3., к-рое, исчезнув, появляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

3. смешанное — 3., при к-ром имеют место речевые су­дороги, разные по форме (напр., клонотонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные).

 

 

3. тоническое [греч. {опои— натяжение, напряжение] — 3., характеризующееся тоническими речевыми судорогами, вызывающими задержку речи.

3. функциональное [лат. /ипсио — деят-ть] — 3., вы­званное психической травмой или др. факторами, при к-ром отсутствуют органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной системы; возника­ет обычно у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи. См. 3. эволюционое, 3. разви­тия.

3. эволюционное [лат. е\> оЫио — развитие] — см. 3. функциональное.

3. экспираторное [лат. ехр1гаШт — выдыхать] —дыха­тельное 3., характеризующееся судорожным выдохом.

Закаливание организма — повышение его устойчи­вости к действию холода, тепла, пониженного атмосферного давления или др. климатических факторов.

Замкнутость — нарушение, к-рое вызывается застен­чивостью и проявляется в трудности установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Застенчивость, по мнению специалистов, — небе­зобидное явление. Застенчивость детально изучал проф. Стенфордского университета США Ф. Зимбардо. Это явле­ние он называет социальным заболеванием, последствия к-рого могут быть самыми разрушительными. Разрушитель­ность застенчивости, по его мнению, состоит в том, что она создает трудности при встречах с новыми людьми и знаком­ствах, не доставляющих радости от потенциально положи­тельных переживаний. Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения, ограничивает возможность положительной оценки личных качеств др. людьми. Она способствует развитию 3. и чрезмерной озабо­ченности собственными реакциями, препятствует ясности

 

мысли и эффективности общения. Может сопровождаться беспокойством, депрессией и ощущением одиночества.

3. чаще всего выражается в нерасположенности к обще­нию с др. людьми, в нежелании разговаривать до тех пор, пока к этому не подтолкнут; при этом проявляются склон­ность к молчанию, неспособность говорить свободно.

Внутренний мир застенчивого человека напряжен и про­тиворечив. Он стремится подавить в себе мысли и чувства и избежать действий, привлекающих внимание. Склонность к самоанализу и постоянной переоценке мыслей и чувств ста­новится самодовлеющей. Внешне это проявляется в нелов­кости как «на людях», так и наедине с самим собой. Нелов­кость «на публике» отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Неловкость перед самим собой проявляется в предрасположенности к само­анализу и стремлении выискивать в себе лишь отрицатель­ные качества. Отсюда — низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение неполноценности.

Застенчивый ребенок чаще предпочитает быть в одино­честве, «не допускает к себе» др. людей, потребность в обще­нии, эмоциональных контактах подавляется, он чувствует себя «не в своей тарелке» в большом кругу людей. Механизм 3. начинает «работать» в определенной ситуации. Наиболее характерными, согласно Ф. Зимбардо, являются ситуации, когда нужно говорить перед большой группой людей более высокого социального статуса, к-рые будут оценивать спо­собности человека; в обществе незнакомых людей; в обще­стве людей, пользующихся авторитетом по своему знанию и положению; в непредвиденных обстоятельствах, связанных с общением и др.

Застенчивые люди неохотно говорят, действуют, выска­зывают новые идеи, выступают по своей инициативе или за­дают вопросы. Для них сложными оказываются неопреде­ленные ситуации, разрешение к-рых требует поиска, выбо­ра, инициативы. Им легче, когда ясно, как следует вести себя; они подчиняются установленному распорядку и реже

 

бывают недисциплинированными. Застенчивые дети не умеют попросить помощи и не желают ее искать. Они не ме­шают проведению уроков, поэтому их считают непроблем­ными детьми. Но, с другой стороны, теряется связь между учителем и учеником. Невозможно оказать помощь ребенку, к-рый не задает вопросов, не участвует в обсуждении на уро­ках, а остается погруженным в себя и не замечает, что проис­ходит вокруг, настолько озабочен самим собой, что теряет способность адекватно реагировать на происходящее.

Нарушение поведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряе1мых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, дра­ки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушитель­ные действия, лживость и пр. По свидетельству исследовате­лей, дети с социальной дезадаптацией имеют много обших черт, однако «группа таких расстройств далеко не однород­на» (М. Раттер, Н. И. Лифинцерова).

Запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в запечатлении воспринятого: представле­ний, мыслей, переживаний. Физиологическая основа 3. — образование и закрепление в мозгу новых временных нерв­ных связей. От особенностей 3. в большой мере зависят дли­тельность сохранения и успех воспроизведения запечатлен­ного.

3. бывает непроизвольным и произвольным.

3. непризвольное — 3. осуществляется непреднаме­ренно, без спец. задачи запомнить. Оно играет большую роль в жизни и деят-ти человека и тесно связано с содержа -нием всей его деят-ти. Обеднение деят-ти ребенка со спе­циальными потребностями по сравнению с нормальными детьми (менее разнообразные игры этих детей, сужение, а иногда и полная неспособность выполнять бытовые обя­занности и т. п. ) наблюдаются уже в раннем возрасте и приводят к уменьшению объема непроизвольно запоми­наемого: отдельных предметов, их свойств, отношении

 

 

действий, состояний и т, д. Человек лучше запоминает то, что отвечает его интересам, мотивам, потребностям. Поэ­тому если у ребенка со спец. образовательными потребно­стями наблюдается замедленное и недостаточное развитие интересов, потребностей, мотивов (что бывает наиболее выражено у умственно отсталых детей), то и 3. н. развива­ется относительно слабее. В процессе спец. воспитания и обучения обогащается деят-ть детей со спец. образова­тельными потребностями и развиваются их интересы, по­требности, мотивы. Все это значительно повышает воз­можности их 3. н.

3. н. играет значительную роль в учебной и трудовой де-ят-ти школьников. Успешность 3. н. уч. материала на уроке, усвоение знаний, черпаемых из книг, и др. зависят от понима­ния уч-ся устной и письменной речи, способности к анализу и синтезу воспринимаемого материала, его сравнения с другим, ранее известным, и т. д. Поэтому задержка развития словес­ной речи и связанные с этим особенности мышления у г л у -х и х детей обусловливают менее полное, точное и прочное непроизвольное 3., чем у детей с нормальным слухом. Специ­фика 3. н. резче обнаруживается у у м с т в е н н о о т с т а -л ы х детей, испытывающих особые затруднения в мыслите­льной деят-ти.

У с л е п ы х же детей быстро развивающееся мышление способствует более интенсивному развитию 3. н.

3. произвольное — 3. совершается в силу поставлен­ной перед собой задачи запомнить. При 3. п., так же как и при 3. н., крайне важна связь с мыслительной деят-тью (при­менение спец. приемов: составление плана запоминаемого материала, его классификация, систематизация, сравнение запоминаемых объектов между собой и с ранее усвоенным, опора на наглядные образы и др. ).

Уумственно отсталых детей обнаруживаются зна­чительные трудности 3. п. Они обусловлены, во-первых, тем, что детям с нарушениями интеллекта трудно подчинять свои действия определенной задаче, в данном случае задаче

 

3., и, во-вторых, недостаточным развитием их мышления, не дающим им возможности использовать для 3. разнообраз­ные мыслительные приемы.

3. п. глухих детей также отличается своеобразием Трудности понимания словесной речи, вызванные у глухих детей задержкой развития речи, ведут к тому, что такие дети часто оказываются не в состоянии использовать словесную речь как средство переосмысления запоминаемого материа­ла. Глухие дети обычно многократно повторяют материал и заучивают его без связи с ранее усвоенным. Такое 3. не дает прочных и систематических знаний и ведет к быстрому за­быванию усвоенного. При 3. конкретного материала глухи­ми детьми большую роль играет мышление, опирающееся на мимико-жестикуляторную речь; однако при 3. более абст­рактного материала возможности мимико-жестикуляторнои речи ограниченны.

Спец. обучение способствует развитию мышления и де-ят-ти умственно отсталых детей, словесной речи и мышле­ния глухих детей, что создает возможность развития 3. п. Кроме того, умственно отсталых и глухих детей необходимо специально обучать различным мыслительным приемам, обеспечивающим полноценное понимание материала и прочное его 3.

Слепые дети вынуждены запоминать большой уч. ма­териал. Большие возможности развития мышления создают благоприятные условия для формирования у них разнооб­разных способов 3. п. При работе со слепыми детьми главное внимание следует уделять тому, чтобы запоминаемый мате­риал имел опору в чувственных восприятиях и наглядных об­разах (представлениях).

Запредельное торможение [син.: охранительное торможение] — вид безусловного (врожденного) торможе­ния, возникающий в ответ на действие раздражителей большой интенсивности. 3. т. развивается при опасности перенапряжения нервных клеток, превышении предела их

 

 

работоспособности. При увеличении интенсивности раз­дражителя до известной степени возрастает и интенсив­ность ответной реакции («закон силы»), однако это наблю­дается лишь до известного предела изменения интенсивно­сти раздражителя. При дальнейшем ее нарастании ответная реакция перестает возрастать, а затем и полностью исчеза­ет, что и является внешним выражением возникающего в определенных участках ЦНС 3. т. Таким образом, 3. т. ох­раняет нервные клетки от функционального перенапряже­ния.

Низкий предел работоспособности нервных клеток ха­рактерен для детей со слабым типом нервной системы, а так­же для детей с органическими поражениями головного мозга (дети-олигофрены). Снижение работоспособности нервных клеток этих детей должно учитываться в их обучении и вос­питании.

Запущенность педагогическая — устойчивое от­клонение в сознании и поведении детей, об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...