3. п. р. конституционального происхождения
Е Евгеника [греч. еи§елш— благородного происхождения, Аорошей породы] — учение об улучшении наследственных качеств человека путем селекции и контроля над передачей наследственных факторов; прогрессивные ученые ставили перед Е. гуманные цели, однако ее идеи нередко использовались в реакционных целях. Евнухоидизм [греч. еиписЪоз — скопец, кастрат] — эндокринное заболевание, характеризующееся снижением функции половых желез, недоразвитием половых органов, диспропорцией скелета и ожирением. В основе заболевания лежит гипогонадизм, обусловленный врожденной (первичной) или приобретенной патологией яичек л ибо вторично индуцированной недостаточной гонадотропной стимуляцией со стороны центральных гипоталамо-гипофизных структур мозга. Клиническая картина зависит от того, в каком возрасте началось заболевание. Либидо чаще отсутствует или выражено слабо. Название Е. предложено ввиду того, что по внешнему виду евнухоиды напоминают евнухов (людей с удаленными в детстве половыми железами). Мужчина с евнухоидным синдромом отличается высоким ростом и непропорциональным телосложением (длинные конечности, относительно укороченное туловище), слабо развитой скелетной мускулатурой, отложением подкожно-жировой клетчатки по женскому типу, слабовыраженными вторичными половыми признаками (голос высокий, половое оволосение отсутствует или скудное: отсутствие бороды, усов, волос на туловище, конечностях, под мышками, на лобке), наружные половые органы недоразвиты, мошонка непигментирова-нна, атонична, не имеет нормальной складчатости. Эти больные часто жалуются на половую слабость, бесплодие. Голос у евнухоидов с возрастом не меняется (остается высоким).
У женщин не развиваются молочные железы, недоразвиты яичники, матка. Кожа у евнухоидов бледная, нежная, мускулатура, дряблая, лицо морщинистое. Женщина с евнухо-идным синдромом также отличается высокорослостью и непропорциональным телосложением, избыточным отложением жира на бедрах, животе и груди, недоразвитием внутренних и инфантилизмом наружных половых органов, нарушением менструального цикла, бесплодием. При Е. часто наблюдается изменение внутренних органов: малые размеры сердца, узкая аорта, как правило, при Е. кровяное давление понижено. Интеллект при Е. большей частью нормален, но больные малоинициативны, раздражительны, замкнуты, упрямы, застенчивы, нередко у них бывают эпилептические припадки. Вторичный гипогонадизм реже, чем первичный, дает классическую картину евнухоидизма, т. к. уменьшение выработки гипофизом гонадотропн-нов (стимуляторов функции половых желез) часто сопровождается и снижением выработки соматотропина (стимулятора роста костей). Этиология Е. не вполне ясна. Е. является преимущественно врожденным заболеванием, внешние воздействия играют роль лишь провоцирующего фактора. Е. чаще встречаются у мужчин. Своевременная диагностика и гормональная терапия гипогонадизма сглаживают или даже устраняют многие клинические проявления Е. Лечение сводится к длительному применению препаратов половых гормонов по назначению врача. Применявшиеся одно время пересадки половых желез не дали положительного результата. Евфеника [греч. ей — хорошо, правильно + рНато — являть, проявлять] — 1. [истор. ] — учение о методах биологического воздействия на живые организмы, позволяющих выявлять и модифицировать наследственно детерминированные морфофизиологические свойства живых организмов, необходимые для общечеловеческой практики, без изменения их генетической природы. 2. Совокупность клини-ко-биохимических методов восстановления функций орга-
низма, патологические изменения к-рых обусловлены генетически. Единица звуковая — единица звучания, выделяющаяся и воспроизводящаяся в потоке речи. Единица коммуникативная [лат. соттипасайо — сообщение, связь] — отрезок речи, способный самостоятельно передавать сообщение; основной Е. к. является высказывание. Единица лексическая [греч. 1ехШо$ — словесный, словарный] — единица, основное содержание к-рой имеет материальный (вещественный, т. е. не грамматический) характер, а выражение находится в соответствии с правилами оформления отдельного слова, свойственными данному языку. Единица морфологическая [греч. тогрНё — форма + 1о§оя~ учение] — морфема. Единица речи — слог, слово, словосочетание, предложение как естественно и закономерно вычленяющиеся из потока речи. Единица ритмическая [греч. гНу1НтШо$ — равномерный, размеренный] —- единица ритмического членения речи. Единица фонологическая [греч. рНопё — голос, звук, речь, слово + 1о§оз — учение] — фонема. Единица чтения и письма — графема, воплощающая в себе комплекс постоянных языковых признаков; графема. Единство артикуляционно-акустическое [лат. аг-ПсиШге — членораздельно выговаривать; греч. яАшй'Ада— слуховой] — 1. Обратная связь между произносительным усилием и слуховым контролем. 2. Единица выражения, создаваемая такой связью.
Естественный эксперимент – метод психологии и педагогики; Е. проводится в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деят-ти; испытуемый не знает, что он является объектом исследования, и это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.
Ж Жестовая речь — основное средство межличностного общения глухих. Система жестового обучения включает две разновидности речи: калькирующую и разговорную. Калькирующая Ж. р. — эквивалент словесного языка. В высказываниях калькирующей Ж. р. порядок жестов соответствует синтаксису русского языка. Разговорная Ж. р. — самобытная лингвистическая система, отличающаяся своеобразной лексикой и грамматикой.
Различные сурдопедагогические системы по-разному оценивают роль Ж. р. в обучении глухих: от полного отрицания возможности ее использования до признания основным средством педагогического процесса. В отечественной сурдопедагогике Ж. р. используется как вспомогательное средство обучения наряду со словесной речью. Современная научная парадигма обеспечивает обоснованность коренной перестройки всего образовательного процесса, включение национального жестового языка наряду со словесным (важная роль к-рого, естественно, никем не отрицается) в систему главных средств педагогического воздействия (Г. Л. Зайцева). Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями). В России до 2001 г. работала только одна билингвистическая школа — Московская билингвистическая гимназия, существующая с 1992 г. (научный руководитель — проф. Г. Л. Зайцева) (Б. П. Пузанов).
Жесты — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. Живорождение [син.: вивипария] — способ воспроизведения потомства, при к-ром зародыш развивается в организме матери и рождается в виде более или менее развитого детеныша, свободного от яйцевых оболочек и способного к самостоятельному существованию. ЖиворОЖДенность — рождение плода с признаками жизни, важнейшими из к-рых являются признаки легочного дыхания. Жизнеспособный [анг. V'шЫе — жизненный] — способный вести самостоятельное существование. Плод считается жизнеспособным по истечении 24 недель беременности, однако иногда он может выжить при появлении на свет и на более ранних сроках беременности. «Жизнь глухих» — ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал Всеросийского общества глухих, издается с 1957 г. Освещает производственную и. общественную жизнь глухих, вопросы профилактики глухоты, организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха, а также опыт работы учреждений для этой категории детей. В журнале публикуются материалы о профессиональной подготовке взрослых глухих, осуществляемой е учебно-производственных предприятиях ВОГи в спец. профессионально-технических училищах. Журнал постоянно помещает информацию о художественной самодеят-ти спортивной жизни глухих.
Авторами многих материалов, публикуемых в журнале являются глухие общественные корреспонденты. Большое место отводится творчеству глухих. С 1933 по 1941 г. журнал издавался под названием «Жизн: глухонемых», а с 1957 г. — «Жизнь глухих».
«Жизнь глухонемых» — ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал, орган ВЦСПС и Всероссийского общества глухих. В журнале освещалась деят-ть местных огранизаций, объединяющих глухих, а также работа спец. детских учреждений. На страницах журнала печатались материалы о передовиках производства, о культурной и спортивной жизни членов общества. Журнал содействовал объединению глухонемых, поднятию их политического и культурного уровня, вовлечению в ряды активных членов общества. Журнал издавался с 1933 по 1941 г. Вследствие трудностей военного времени и периода восстановления народного хозяйства издание журнала прекратилось. В 1957 г. журнал восстановлен и издается под названием «Жизнь глухих». Первый номер печатного органа глухонемых России — газеты «Мир глухонемых» — вышел в свет 1 октября 1916 г. С апреля 1917г. издавались «Известия московского комитета глухонемых». С 1925 по 1933 г. выходила газета «Жизнь глухонемых». «Жизнь слепых» — ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал Всероссийского общества слепых, издается в Москве с апреля 1924 г., печатается рельефно-точечным шрифтом по системе Брай-ля — с ноября 1956 г. — и плоским шрифтом для зрячих. В журнале освещается общественная и производственная жизнь страны, события за рубежом, публикуются статьи по вопросам труда, образования и быта слепых, опыта воспитания слепых детей, литературно-художественные произведения слепых и зрячих авторов. Спец. отделы посвящены критике, библиографии и спортивной жизни. С 1969 г. издается под названием «Наша жизнь». З Заболевание психическое [англ. теп1а1 Шпена] — заболевание, связанное с нарушением одной или нескольких психических функций (таких как эмоции, восприятие, память и разум), что доставляет страдания как самому больному, так и окружающим его людям. Если основная проблема заключается в том, что поведение человека в целом выходит за рамки предписанного обществом, то использование термина «заболевание» в данном случае оказывается неуместным. Психическое заболевание необходимо отличать от задержки умственного развития, при к-рой у человека отмечается общее недоразвитие интеллектуальных способностей. Обычно эта группа заболеваний делится на психозы, при к-рых человек утрачивает способность к правильному восприятию окружающей действительности, и неврозы, при к-рых данная способность сохраняется.
Забывание — утрата зафиксированных ранее в памяти зрительных, слуховых и др. впечатлений, знаний, умений, навыков. 3. выражается как в невозможности вспомнить или узнать предмет, явление, понятие, так и в ошибочном их припоминании и узнавании. 3. у детей со спец. образовательными потребностями наблюдается чаще, чем у нормальных. Уумственно отсталых детей часто происходит 3. характерных особенностей предметов и явлений, понятий, законов, запечатленных ранее. Дети с нарушениями интеллекта обычно уподобляют новое тому, что уже знакомо им. Поэтому при обучении умственно отсталых детей необходимо не только устанавливать связи между новыми знаниями и тем, что было известно им прежде, но и обращать их внимание на те особенности, к-рые отличают новое от старого. Такое же своеобразие процесса 3., но в менее выраженной форме свойственно памяти глухих детей. Задержка раз-
вития речи у глухих детей вызывает затруднения при запоминании знаний, выраженных словесно. Глухие дети не всегда могут использовать мыслительные приемы систематизации материала при его запоминании и прибегают к его многократному повторению, а это ведет к быстрому 3. Педагог должен следить, чтобы все сообщаемые детям новые сведения обязательно связывались с др. ранее известными детям и систематизировались. Слепые дети быстрее всего забывают образы предметов, с к-рыми в процессе обучения не были достаточно ознакомлены. Если словесные знания слепых детей не опираются на образы, они быстро забываются. Чтобы добиться прочности запоминания у слепых детей, нужно дать им возможность неоднократно знакомиться с предметами и разносторонне их обследовать. Дети со спец. образовательными потребностями, особенно умственно отсталые, относительно труднее удерживают в памяти уч. материал потому, что не всегда понимают его значение и не испытывают к нему познавательного интереса. Поэтому необходимо, чтобы эти дети понимали жизненную значимость полученных знаний. С наибольшим успехом это достигается при применении знаний в практической де-ят-ти. Зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость) [англ. а1со/го1 йерепйепсе} — патологическая потребность в приеме алкогольных напитков, становящаяся доминантой поведения у больных алкоголизмом. Проявляется в виде патологического влечения к алкоголю и отсутствия или резкого снижения количественного и ситуационного контроля при его употреблении. Этот термин нередко используется как синоним алкоголизма. Различают психическую и физическую 3. 3. психическая — патологическая потребность в приеме алкогольных напитков с целью снятия психологического дискомфорта и эмоционального напряжения, вызванных
неудовлетворенным влечением к алкоголю. Рассматривается как обязательный синдром при формировании алкоголизма, сохраняющийся (с определенной трансформацией) на всем протяжении болезни (в частности, и с появлением синдрома физической 3. ). 3. физическая — патологическая потребность в приеме алкоголя, обусловленная необходимостью снятия или смягчения вегетативно-соматических, неврологических и психических расстройств, возникающих после прекращения приема алкогольных напитков у лиц со сформировавшимся абстинентным алкогольным синдромом. Согласно трехстадийной классификации алкоголизма, принятой в российской наркологии, является обязательным критерием перехода алкоголизма во II стадию, в отличие от I стадии, где присутствует только психическая 3. Заворот века — аномалия положения века, при к-рой его край частично или на всем протяжении обращен к глазном у яблоку. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности, играющие важную роль в развитии способностей человека. К имеющим наибольшее значение 3. относятся особенности нервной системы и процессов высшей нервной деят-ти. 3. являются органической основой способностей, но сами по себе не предопределяют способностей. Условия жизни и деят-ти человека играют решающую роль в том, развиваются или не развиваются из 3. способности. Значение 3. для развития способностей детей со спец. образовательными потребностями очень велико. Однако решающее значение для развития способностей у такого ребенка имеет елец, педагогическая работа, направленная на преодоление или коррекцию имеющихся у него нарушений. Среди детей со спец. образовательными потребностями встречаются такие, к-рые имеют 3. для развития способностей к определенным видам деят-ти. Так, многие слепые дети обнаруживают хороший музыкальный слух и необходимые
данные для занятия музыкой. Нек-рые слепоглухие дети проявляют способности клепке и скульптуре. Нередки случаи, когда г л у х и е дети хорошо рисуют и имеют неплохие 3. для успешной изобразительной деят-ти. Нек-рые у м -ственно отсталые дети обладают хорошим музыкальным слухом и способностями к рисованию. В процессе обучения и воспитания детей со спец. образовательными потребностями необходимо всемерно развивать обнаруживаемые у них 3., т. к. это способствует всестороннему развитию их способностей и оказывает благотворное влияние на формирование положительных черт личности. Задержка [англ, гешгйагмп} — замедление или ограничение в развитии. Психомоторная 3, [рзусНотМог геШгдаПоп} характеризуется замедлением физической активности и речи человека; в нек-рых случаях она может быть столь сильной, что человек перестает следить и ухаживать за собой. Такая 3. является одним из симптомов сильной депрессии. Термин «задержка умственного развития» чаще применяется по отношению к 3. интеллектуального, а не общего физического развития. 3. психического развития — временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При 3. п. р. дети не могут включаться в школьную деят-ть, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной 3. п. р. нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличие этих групп детей определяется двумя особенностями. У детей с 3. п. р. трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деят-ти. Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной 3. п. р. всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других, сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнять самостоятельно то, что в данный момент в условиях спец. обучения могут выполнить только с помощью педагога. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что эти дети могут успешно обучаться в массовой школе. 3. п. р. конституционального происхождения [лат. сопзйыио — установление, организация] — 3., при к~рой эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста; этиология врожденно-конституциональная, кроме того, происхождение данного типа задержки психического развития может быть связано с негрубыми об-менно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни. 3. п. р. психогенного происхождения [психо- + греч. %епёх — порождаемый, возникающий] — 3., связанная с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. 3. п. р. соматогенного происхождения [греч. нота, шяяйю — тело + кепёз — порожденный] — 3., обусловленная длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. 3. п. р. церебрально-органического происхождения [лат. сегеЪтт — головной мозг] — 3., обладающая бо- льшои стойкостью и выраженностью нарушении в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деят-ти (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная пере-ключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом 3. п. р. обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы. 3. роста ребенка внутриматочная [англ. тгтШеппе ^гомН геЫгЛаиоп, ШОК] — появление на свет ребенка весом ниже ожидаемого для данного срока беременности (напр., появление маловесного для данного гестационного возраста ребека [англ. $та11/ог йа1е$, $РО]. Причинами внутрима-точной 3. роста плода могут быть: к. -л. заболевание матери (напр., перенесенное инфекционное заболевание, недостаточное питание, повышенное кровяное давление, курение или алкоголизм), плохие социально-экономические условия жизни, многоплодная беременность (напр., наличие двойни), а также заболевания плода. Иногда внутриматочная 3. роста ребенка сопровождается преждевременными родами. Заикание [англ. Маттепп^, ${иШгт§; син.: Логоневроз] — сложное нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Являясь центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу. Обычно впервые 3. появляется в детском возрасте (у детей 2—5 лет), т. е. в период формирования развернутой фразовой речи. Связано с резкой эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на к. -л. внешний раздражитель. Способствует возникновению 3. недостаточная устойчивость нервной системы, иногда связанная с органическими поражениями мозга. Проявления 3. усиливаются, когда человек находится в состоянии психологического стресса. Темпоритмическая сторона речи наруша-
ется при 3. в связи с судорогами различных частей периферического речевого аппарата. 3. не является симптомом к. -л. органического заболевания, поэтому обычно его проявления значительно уменьшаются после соответствующих занятий с логопедом. Медицинское название: дисфемия (с1у$рИет1а). Человек, страдающий заиканием [англ, йаттегег— логопат.; устар. ]. См. Темп речи нарушенный. 3. артикуляционное {лат. ап1си1о, аггкиШит — членораздельно произносить] — 3., при к-ром речевые судороги возникают в мышцах атикуляционного аппарата; в артикуляционном аппарате различают судороги губные, язычные и мягкого нёба. 3. волнообразное — 3., к-рое то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает. 3, голосовое — 3., при к-ром речевые судороги возникают в мышцах голосового аппарата; голосовые судороги могут быть смыкательными (голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука), размыкательными (голосовая щель остается открытой, и тогда наблюдается полное безмолвие или шепотная речь), вокальными (характерны для детского возраста: дети протягивают гласные в словах). 3. дыхательное — 3., при к-ром речевые судороги возникают в мышцах дыхательного аппарата. 3. закрепившееся — 3., с момента возникновения к-рого прошло больше двух месяцев. 3. индуцированное [лат. тйисо — наводить] — 3., возникшее в результате психической индукции, т. е. по подражанию; различают две формы такой психической индукции: пассивную, когда ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося, и активную, когда он копирует речь заикающегося. 3. инициальное {лат. тШаКз — начальный, первичный] — 3., с момента возникновения к-рого прошло не более двух месяцев. 3. инспираторное [лат. /шр/гай'о — вдох] — дыхательное 3., характеризующееся судорожным вдохом. 3. клоническое [греч. Ыопоз — беспорядочное движение] — 3., характеризующееся клоническими речевыми судорогами, непроизвольное повторение отдельных звуков или слогов. 3. неврозоподобное [син.: 3. органическое] — 3., по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызывается органическим поражением ЦНС. 3. невротическое [греч. пеигоп— нерв; син.: 3. функциональное] — 3., обусловленное воздействием психотравмиру-ющих факторов. 3. н. усиливается при фиксации внимания на речевом нарушении и, наоборот, уменьшается при отвлечении внимания. 3. органическое — 3., вызванное органическими поражениями ЦНС (при черепно-мозговых травмах, нейроин-фекциях и т. д. ); может возникнуть в любом возрасте. 3. постоянное — 3., к-рое, возникнув, проявляется относительно постоянно, независимо от формы речи, ситуации и т. д. 3. развития — см. 3. функциональное. 3. респираторное [лат. ге$р1гаШт — дышать] —дыхательное 3., характеризующееся судорожными вдохом и выдохом. 3. рецидивирующее [лат. гесШуих — возвращающийся, возобновляющийся] — 3., к-рое, исчезнув, появляется вновь после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи. 3. смешанное — 3., при к-ром имеют место речевые судороги, разные по форме (напр., клонотонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные).
3. тоническое [греч. {опои— натяжение, напряжение] — 3., характеризующееся тоническими речевыми судорогами, вызывающими задержку речи. 3. функциональное [лат. /ипсио — деят-ть] — 3., вызванное психической травмой или др. факторами, при к-ром отсутствуют органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной системы; возникает обычно у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период активного формирования фразовой речи. См. 3. эволюционое, 3. развития. 3. эволюционное [лат. е\> оЫио — развитие] — см. 3. функциональное. 3. экспираторное [лат. ехр1гаШт — выдыхать] —дыхательное 3., характеризующееся судорожным выдохом. Закаливание организма — повышение его устойчивости к действию холода, тепла, пониженного атмосферного давления или др. климатических факторов. Замкнутость — нарушение, к-рое вызывается застенчивостью и проявляется в трудности установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Застенчивость, по мнению специалистов, — небезобидное явление. Застенчивость детально изучал проф. Стенфордского университета США Ф. Зимбардо. Это явление он называет социальным заболеванием, последствия к-рого могут быть самыми разрушительными. Разрушительность застенчивости, по его мнению, состоит в том, что она создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляющих радости от потенциально положительных переживаний. Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения, ограничивает возможность положительной оценки личных качеств др. людьми. Она способствует развитию 3. и чрезмерной озабоченности собственными реакциями, препятствует ясности
мысли и эффективности общения. Может сопровождаться беспокойством, депрессией и ощущением одиночества. 3. чаще всего выражается в нерасположенности к общению с др. людьми, в нежелании разговаривать до тех пор, пока к этому не подтолкнут; при этом проявляются склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Внутренний мир застенчивого человека напряжен и противоречив. Он стремится подавить в себе мысли и чувства и избежать действий, привлекающих внимание. Склонность к самоанализу и постоянной переоценке мыслей и чувств становится самодовлеющей. Внешне это проявляется в неловкости как «на людях», так и наедине с самим собой. Неловкость «на публике» отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Неловкость перед самим собой проявляется в предрасположенности к самоанализу и стремлении выискивать в себе лишь отрицательные качества. Отсюда — низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение неполноценности. Застенчивый ребенок чаще предпочитает быть в одиночестве, «не допускает к себе» др. людей, потребность в общении, эмоциональных контактах подавляется, он чувствует себя «не в своей тарелке» в большом кругу людей. Механизм 3. начинает «работать» в определенной ситуации. Наиболее характерными, согласно Ф. Зимбардо, являются ситуации, когда нужно говорить перед большой группой людей более высокого социального статуса, к-рые будут оценивать способности человека; в обществе незнакомых людей; в обществе людей, пользующихся авторитетом по своему знанию и положению; в непредвиденных обстоятельствах, связанных с общением и др. Застенчивые люди неохотно говорят, действуют, высказывают новые идеи, выступают по своей инициативе или задают вопросы. Для них сложными оказываются неопределенные ситуации, разрешение к-рых требует поиска, выбора, инициативы. Им легче, когда ясно, как следует вести себя; они подчиняются установленному распорядку и реже
бывают недисциплинированными. Застенчивые дети не умеют попросить помощи и не желают ее искать. Они не мешают проведению уроков, поэтому их считают непроблемными детьми. Но, с другой стороны, теряется связь между учителем и учеником. Невозможно оказать помощь ребенку, к-рый не задает вопросов, не участвует в обсуждении на уроках, а остается погруженным в себя и не замечает, что происходит вокруг, настолько озабочен самим собой, что теряет способность адекватно реагировать на происходящее. Нарушение поведения, или социальная дезадаптация, проявляется в социально неодобряе1мых формах поведения. Такие формы разнообразны: агрессивность, воровство, драки, ссоры, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость и пр. По свидетельству исследователей, дети с социальной дезадаптацией имеют много обших черт, однако «группа таких расстройств далеко не однородна» (М. Раттер, Н. И. Лифинцерова). Запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в запечатлении воспринятого: представлений, мыслей, переживаний. Физиологическая основа 3. — образование и закрепление в мозгу новых временных нервных связей. От особенностей 3. в большой мере зависят длительность сохранения и успех воспроизведения запечатленного. 3. бывает непроизвольным и произвольным. 3. непризвольное — 3. осуществляется непреднамеренно, без спец. задачи запомнить. Оно играет большую роль в жизни и деят-ти человека и тесно связано с содержа -нием всей его деят-ти. Обеднение деят-ти ребенка со специальными потребностями по сравнению с нормальными детьми (менее разнообразные игры этих детей, сужение, а иногда и полная неспособность выполнять бытовые обязанности и т. п. ) наблюдаются уже в раннем возрасте и приводят к уменьшению объема непроизвольно запоминаемого: отдельных предметов, их свойств, отношении
действий, состояний и т, д. Человек лучше запоминает то, что отвечает его интересам, мотивам, потребностям. Поэтому если у ребенка со спец. образовательными потребностями наблюдается замедленное и недостаточное развитие интересов, потребностей, мотивов (что бывает наиболее выражено у умственно отсталых детей), то и 3. н. развивается относительно слабее. В процессе спец. воспитания и обучения обогащается деят-ть детей со спец. образовательными потребностями и развиваются их интересы, потребности, мотивы. Все это значительно повышает возможности их 3. н. 3. н. играет значительную роль в учебной и трудовой де-ят-ти школьников. Успешность 3. н. уч. материала на уроке, усвоение знаний, черпаемых из книг, и др. зависят от понимания уч-ся устной и письменной речи, способности к анализу и синтезу воспринимаемого материала, его сравнения с другим, ранее известным, и т. д. Поэтому задержка развития словесной речи и связанные с этим особенности мышления у г л у -х и х детей обусловливают менее полное, точное и прочное непроизвольное 3., чем у детей с нормальным слухом. Специфика 3. н. резче обнаруживается у у м с т в е н н о о т с т а -л ы х детей, испытывающих особые затруднения в мыслительной деят-ти. У с л е п ы х же детей быстро развивающееся мышление способствует более интенсивному развитию 3. н. 3. произвольное — 3. совершается в силу поставленной перед собой задачи запомнить. При 3. п., так же как и при 3. н., крайне важна связь с мыслительной деят-тью (применение спец. приемов: составление плана запоминаемого материала, его классификация, систематизация, сравнение запоминаемых объектов между собой и с ранее усвоенным, опора на наглядные образы и др. ). Уумственно отсталых детей обнаруживаются значительные трудности 3. п. Они обусловлены, во-первых, тем, что детям с нарушениями интеллекта трудно подчинять свои действия определенной задаче, в данном случае задаче
3., и, во-вторых, недостаточным развитием их мышления, не дающим им возможности использовать для 3. разнообразные мыслительные приемы. 3. п. глухих детей также отличается своеобразием Трудности понимания словесной речи, вызванные у глухих детей задержкой развития речи, ведут к тому, что такие дети часто оказываются не в состоянии использовать словесную речь как средство переосмысления запоминаемого материала. Глухие дети обычно многократно повторяют материал и заучивают его без связи с ранее усвоенным. Такое 3. не дает прочных и систематических знаний и ведет к быстрому забыванию усвоенного. При 3. конкретного материала глухими детьми большую роль играет мышление, опирающееся на мимико-жестикуляторную речь; однако при 3. более абстрактного материала возможности мимико-жестикуляторнои речи ограниченны. Спец. обучение способствует развитию мышления и де-ят-ти умственно отсталых детей, словесной речи и мышления глухих детей, что создает возможность развития 3. п. Кроме того, умственно отсталых и глухих детей необходимо специально обучать различным мыслительным приемам, обеспечивающим полноценное понимание материала и прочное его 3. Слепые дети вынуждены запоминать большой уч. материал. Большие возможности развития мышления создают благоприятные условия для формирования у них разнообразных способов 3. п. При работе со слепыми детьми главное внимание следует уделять тому, чтобы запоминаемый материал имел опору в чувственных восприятиях и наглядных образах (представлениях). Запредельное торможение [син.: охранительное торможение] — вид безусловного (врожденного) торможения, возникающий в ответ на действие раздражителей большой интенсивности. 3. т. развивается при опасности перенапряжения нервных клеток, превышении предела их
работоспособности. При увеличении интенсивности раздражителя до известной степени возрастает и интенсивность ответной реакции («закон силы»), однако это наблюдается лишь до известного предела изменения интенсивности раздражителя. При дальнейшем ее нарастании ответная реакция перестает возрастать, а затем и полностью исчезает, что и является внешним выражением возникающего в определенных участках ЦНС 3. т. Таким образом, 3. т. охраняет нервные клетки от функционального перенапряжения. Низкий предел работоспособности нервных клеток характерен для детей со слабым типом нервной системы, а также для детей с органическими поражениями головного мозга (дети-олигофрены). Снижение работоспособности нервных клеток этих детей должно учитываться в их обучении и воспитании. Запущенность педагогическая — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, об
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|