И. формы Шпильмейера — Фогта — Баттена — см.
И. амавротическая юношеская. И. формы Янского — Бильшовского — см. И. амавротическая детская поздняя. Иерофобия [устар.; греч. Ыегоз — священный + фобия] — навязчивый страх — боязнь предметов религиозного культа. Извращение половое [англ. зехиа! */еша? гоп] — любое сексуальное поведение, считающееся в обществе отклонением от нормы. И. может выражаться в получении сексуального удовлетворения от контакта с определенными предметами (фетишизм) или проявляться в к. -л. определенных видах половой активности (напр., садизм и эксгибиционизм), в результате к-рых человек получает сексуальное удовлетворение. В различных культурах к половым извращениям относятся различные виды сексуального поведения; лечение имеющихся у человека отклонений проводится лишь в тех случаях, если они доставляют страдания самому человек} или окружающим его людям. Нек-рые люди считают, что простая консультация специалиста может помочь им отрегулировать их сексуальное поведение. Другие же настаивают калечении, чтобы добиться изменения своего сексуального поведения: в этом случае применяется терапия отвращения, а также кондиционирование, целью к-рого является формирование нормальных фантазий на сексуальные темы; это позволяет добиться появления у человека желаемого сексуального поведения. Единственным положительным эффектом от медикаментозного лечения является снижение слишком сильного полового влечения. См. Вуайеризм. Изо- [греч. /505 — равный] — составная часть сложных слов. означающая «равный», «соразмерный», «одинаковый». ИЗОДЭКТИЛИЯ [англ. койа& уНят] — врожденное нарушение развития, при к-ром все пальцы имеют одинаковую длину.
Изолофобия [фр. мо1етеп1— одиночество + фобия] — навязчивый страх — боязнь оказаться одиноким в жизни. ИЛЛЮЗИИ \Штюпе5; лат. Шиш — ошибка, заблуждение] — ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений. И. аффективные [лат. а$есШ5 — переживание] — И., возникающие обычно на фоне резко выраженных колебаний настроения, общего аффективного фона или же в связи с остроформирующимися интенсивными аффектами страха и тревоги; при подобных обстоятельствах вместо находящегося в руках врача неврологического молоточка больной видит пистолет, в шуме ветра воспринимается дыхание настигающего его преступника. И. вербальные [лат. гегЬаШ — словесный, относящийся к речи] — И., возникающие у больных в результате реальных разговоров окружающих, при этом вопросы одного из посторонних собеседников, а также ответы второго воспринимаются больным как совершенно иные речи; напр., в разговорах посторонних лиц на совсем другие темы больной слышит унизительные и обидные замечания и оценки в свой адрес, слышит слова осуждения, угрозы, что сопровождается адекватными эмоциями страха и чувством тревоги. И. восприятия [лат. Штю — ошибка, заблуждение] — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических со-
отношений между фрагментами изображений. К другому классу И. в. относится феномен яркостного контраста. Так. серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много И. в. видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, напр., И. Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные И., детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками. Нек-рые И. в. имеют сложный характер: напр., в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы И. в. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т. д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований.
«картины мира». По изменению особенностей И. в. можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. в. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.
И. парейдолические [пара- + греч. еШб1оп — изображение] — зрительные И. фантастического содержания, возникающие обычно на основе рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке или стенах и т. д. И. п. часто имеют место в инициальных стадиях острых психотических состояний. Иллюстративный метод — один из методов наглядного обучения; сопровождение устного объяснения или чтения рисунками, лепкой и др. видами изобразительного искусства. Иллюстрации — одно из средств применения наглядности в обучении, заключающееся в использовании на занятиях в школе произведений изобразительного искусства, примеров из художественной литературы, а также доступных для демонстрации макетов, механизмов и т. д. ' Возможности современной техники, кино, телевидения значительно расширили применение И. в обучении. И. используются в преподавании любого предмета во всех классах. Они способствуют эмоциональному восприятию учебного материала, обогащают знания и помогают их закреплению. В условиях спец. школ И. имеют особое значение, поскольку у детей со спец. образовательными потребностями особенно страдает чувственный опыт. И. играют решающую роль в формировании и уточнении представлений об окружающей действительности в процессе усвоения понятий и способствуют развитию мышления этих детей. И. сопутствуют применению различных методов и форм учебной работы в специальных школах и органически с ними связываются. Имбецильность [лат. шЪес'Миз — слабый, слабоумный; устар. ] — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков. Иммуногенетика [лат. штипих — свободный, освобожденный + генетика', син.: Генетика иммунитета] — раздел иммунологии и генетики, изучающий закономерности наследования антигенной специфичности различных тканей организма и роль генетических механизмов в осуществлении иммунологических процессов.
Импрессивная речь [лат. гтргето — впечатление] — восприятие, понимание речи. И. р. устная нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, а И. р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении). И. р. устная у глухих выражается в зрительном восприятии произносимого посредством чтения с губ. И. р. письменная у слепых выражается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фонических сигналов читальной машины. И. р. дактильная связана со зрительным (для глухих) или осязательным (для слепоглухих) восприятием обозначений букв. Импринтинг [англ. 1трпп1 — оставлять след, запечатлевать, фиксировать] — запечатление в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных объектов. Импульсивное воровство [лат. треНо, 1три1тт — толкать, побуждать] — см. Клептомания.
Импульсивное действие — внезапно совершаемое стремительное немотивированное действие, продолжающееся секунды или минуты: признак выраженного психического расстройства. У детей со спец. образовательными потребностями И. д. чаще наблюдаются в случаях патологии поведения и характера. В основе механизма И. д. лежит слабость корковой де-ят-ти, недостаточность активного торможения, вследствие чего импульсы, идущие из подкорковых образований, не встречают должного противодействия. Склонность к И. д. нередко встречается у олигофренов. Чаще всего это отмечается при такой форме олигофрении, когда общая интеллектуальная недостаточность сочетается с преобладанием возбудительного процесса (возбудимые олигофрены). Импульсивное поджигательство — см. Пиромания. Импульсивное помешательство [истор. ] — общее название психических болезней с симптомами импульсивных влечений. Импульсивность — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при к-рой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности, по типу реакции «короткого замыкания». Ин- [им-; ир-; лат. т-} — 1. Приставка, означающая расположение внутри ч. -л. 2. Приставка, означающая отрицание и соответствующая русским приставкам «без-», «не-». Инактивность — снижение функциональной активности определенного участка мозга или одного из полушарий в целом вследствие локального поражения или целенаправленного вмешательства (унилатеральная электросудорожная терапия, метод Вада).
Инвалид [лат. туа1Шиз — беспомощный, больной; англ. /шпсНсар] — человек, утративший совсем или частично работоспособность из-за травм, болезни или старости. В настоящее время термин «инвалид» заменяет термин «человек с ограниченными возможностями жизнедеят-ти» (в выборе профессии, видов и форм труда и т. п. ). И. обычно считается человек с к. -л. установленным структурным нарушением [англ. 1тра1гтеп{]; часто он включает в себя два стандартных отклонения от среднего числа, полученного в результате изучения большого количества практически здоровых в этом отношении людей. Такое отклонение может отражать функциональное нарушение, причем нередко оно является неожиданным для самого человека и выявляется лишь с помощью клинического обследования или в процессе тестирования. При этом указывается степень его частичной или полной неспособности [англ. (ИяаЫН1у] к выполнению к. -л. деят-ти по сравнению с представителями контрольной группы, у к-рых такой неспособности нет. Инвалидность [син.: нетрудоспособность стойкая] — постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности; частичная или полная неспособность выполнять к. -л. социальную, производственную или иную деят-ть, к-рой бы хотел заниматься человек. Наличие и степень И. устанавливаются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями. Альтернативными терминами в этом случае являются: ненормальность [англ. аЪпогтаИ1у], дефект [англ. Ле/ес1], мальформация [англ. таЦогтаиоп], порок развития, или нарушенная функция [англ. таЦипсйоп]. Эти термины часто используются большинством специалистов, что может привести к возникновению путаницы. Для решения этой проблемы рабочая группа Всемирной организации здравоохранения предложила использовать общий термин «нетрудоспособность» [англ. сНзаЫетеШ], однако пока что он имеет лишь ограниченное применение. Выделяются 3 группы И.
Первая группа И. присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, к-рое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или нарушений развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями. Ко второй группе И. могут быть отнесены те лица, у к-рых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, нарушений развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деят-ти, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых установление второй группы И. в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с нек-рыми другими ограничениями жизнедеят-ти (напр., передвижения). Для детей такое сочетание не требуется. Третья группа И. присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или нарушений развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к нек-рому ограничению способности к обучению, трудовой деят-ти, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению (Н. М. Назарова). Ингибиция социальная [лат. тМЪеге — сдерживать, останавливать] — ухудшение продуктивности выполняемой деят-ти, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. И. с. противоположна фасилитации социальной. Индивидуальное обучение — форма организации учебных занятий. И. о. осуществляется в отношении больных детей, к-рые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Для обучения таких детей органы народного образо-
вания назначают спец. учителей, к-рые ведут занятия в I машних условиях. Особенности физического и умственного развития л; тей требуют индивидуализации обучения и в спец. школ-В учебных планах этих школ предусмотрены часы на инл: -видуальные занятия, обеспечивающие возможность раб: тать поочередно с каждым учеником. Индивидуальный подход — важный психолого-пел-гогический принцип, согласно к-рому в учебно-воспн^ тельной работе с детьми учитываются индивидуальные о;: бенности каждого ребенка. Инклюзия [англ. тсЫыоп — включение] — в последи. годы за рубежом (США, Канаде, Великобритании и др. стг-нах) на смену понятию «интеграция» приходит понят и «включение» [тс1изюп\. Этому способствовало распростт-нение Декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной полит ке, способствующих «включающему образованию» (Исл^ ния, г. Саламанка. 1994). Инициаторы введения нового понятия и соответств;.: -: щей системы действий полагают, что как простое физиче ское присутствие в рабочем коллективе человека с цвет: кожи, отличным от белого, еще не означает его принятия подлинного равноправия, так и механическое объединение одном классе детей с обычным и особым развитием не озн; • чает полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол тсШе переводится как «содержать, вклк чать, охватывать, иметь в своем составе». Поэтому слово; >:. 1изюп представляется термином, в большей степей отражающим новый взгляд не только на образование, но и н. место человека в обществе. Включение как действие означает борьбу против искл>: чения и таких социальных болезней, как расизм, убежден! : в превосходстве одного пола над другим и т. п. Включен, как действие означает обеспечение гарантий поддержки т с кто в ней нуждается, в какой бы форме она им ни потребе --. -
лась. Создание и обеспечение работы систем поддержки не одолжение со стороны общества, а его обязанность. Смысл включения не в вопросе: «Не можем ли мы быть друзьями? », а в вопросе: «Можем ли мы все научиться ладить друг с другом? ». Мы не сможем ладить, если будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто похож на нас. Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при к-рой уч-ся с особыми потребностями: · посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи; · находятся в классах вместе с детьми одного с ними возра · имеют индивидуальные, соответствующие их потребно · обеспечиваются необходимой поддержкой. соответствующем фундаменте, к-рый может быть крепким только при наличии четырех составляющих: педагогического коллектива единомышленников, информации о процессе преобразований, подготовки и постоянной поддержки (Л. М. Шипицина). Инкубатор медицинский {лат. тсиЪаЫт — лежать, покоиться; син.: кувез закрытый — нрк. ] — устройство для выхаживания недоношенных детей, представляющее собой камеру, в к-рой поддерживаются заданные температура, влажность и газовый состав воздуха. Иннервация —наличие в органах и тканях нервов. Различают центростремительные (или афферентные) нервы, по к~рым раздражение поступает в Ц НС, и центробежные (или эфферентные) нервы, по к-рым передаются импульсы, идущие к периферии. Интеграция {лат. тге^гайо — обновление, восстановление] — в спец. педагогике И. является сложным многосту- пенчатым процессом, в к-ром, с одной стороны, самым активным образом должен участвовать сам человек, с другой — структуры общественных организаций, адекватно оценивающих и принимающих личность человека с офаниченными возможностями. Успешность И. в значительной мере определяется социально значимыми личностными качествами человека с ограниченными возможностями, рациональной реорганизацией системы обучения и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, а также позитивными изменениями взглядов общества на инвалидность для преодоления отчуждения его в социальной среде. Процесс И. может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и школы будут направлены не только на коррекцион-ное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного, милосердного отношения, сочетающегося с реальным знанием возможностей человека с офаниченными возможностями, конкретной практической помощью во всех сферах его жизни. И. человека с офаниченными возможностями в общество представляет собой сложный, многоэтапный социальный процесс. Условно можно выделить три основных уровня: I уровень — ранняя И. ребенка, к-рая проходит ряд под II уровень — интегрированное обучение и воспитание.
тельными потребностями членов семьи, педагогов, одноклассников и людей ближайшего окружения. III уровень — подготовка к трудовой деят-ти в коллективе. В 7—8-х кл. необходимо изучить и определить профессиональные склонности уч-ся со спец. образовательными потребностями. На основе данного изучения проводить профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку. В идеальном варианте школа, выпускающая ученика со спец. образовательными потребностями в жизнь, отвечает за его трудоустройство. Для успешной реализации задач данного этапа необходимы: 1) организация своевременной профориентации и трудового обучения с учетом склонностей и возможностей воспитанников, 2) обеспечение условий труда, 3) обеспечение адекватного отношения в рабочем коллективе (В. Гудонис). Интеграция в развитии детей со специальными образовательными потребностями — в системе образования И. означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц со спец. образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр. ). И. основывается на концепции «нормализации» (М/уе, 1976), в основу к-рой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в к-ром они живут. Применительно к детям это означает следующее. · Ребенок с особыми образовательными потребностями име · Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени · Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и · Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тя международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов (Л, М. Ши-пицина). Интегрированное обучение — совместное обучение и воспитание лиц, имеющих физические и/или психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и/или физические недостатки, сохраняются все льготы, к-рыми они пользуются при обучении в спец. образовательном учреждении. С позиций спец. обучения этих детей интеграция как включение человека в общество в качестве полноценного его члена зависит ог успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки. Такая подготовка этих детей в наиболее адекватной форме осуществляется в условиях спец. (коррекционных) образовательных учреждений. Это не исключает возможности обучения их в массовых общеобразовательных школах, где они получают спец. помощь для удовлетворения спец. потребностей. И. о. является альтернативной формой обучения для детей с ограниченными возможностями. Для успешной реализации интеграционных задач необходим комплексный подход и одновременно решение их в системе всех социально-экономических и общественных отношений. Таким образом, базисом для интегрированного обучения детей со спец. образовательными потребностями должны быть определенные постановления, принятые государственными институтами. Так, в мае 1993 г. коллегия Министерства культуры и просвещения Литвы подтвердила положение «Порядок предоставления помощи детям со специальными образовательными потребностями в общеобразовательных заведениях». В нем указываются формы и способы помощи, определено содержание работы для спец. педагогов в общеобразовательных школах, наряду с логопедом и психологом введена ставка спец. педагога (олигофренопедагога). При наличии в общеобразовательной школе большого количества учеников с нарушенным зрением (слабовидящих, слепых), с нарушенным слухом (слабослышащих, глухих) разрешается ввести ставку тифлопедагога, сурдопедагога. В случаях, когда в общеобразовательных школах не набирается указанное кол-во детей с нарушенным зрением, этим детям систематическую помощь оказывают тифлопедагоги-консультанты из специальных центров. Преимущества системы И. о.: 1. Дети со особыми образовательными потребностями 2. Дети с особыми образовательными потребностями не 3. Дети с особыми образовательными потребностями 4. Программы И. о. дешевле. Для специализированных
5. Дети с особыми образовательными потребностями, 6. Нередко этим детям трудно использовать специфиче 7. Родители к своим детям, обучающимся в специализи 8. В условиях И. о. ребенок с особыми образовательными Е. Д. Кесарев указывает ряд недостатков И. о. детей с особыми образовательными потребностями. 1. Ребенок со спец. нуждами, учась в обычном классе, не всегда получает необходимую помощь. . 2. Ребенок со спец. нуждами требует много внимания ее стороны учителя, что негативно сказывается на др. учениках
3. Специалисты разных областей спец. образования не 4. Проблемы с государственным и муниципальным фи 5. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать И. о. — это не цель, а инструмент для абилитации и нормализации детей с особыми образовательными потребностями (В. Гудонис).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|