Модели интегрированного обучения
1. Совместное обучение в обычном классе массовой школы. Современной спец. педагогике России принадлежит инициатива и нек-рый практический опыт подготовки детей с сенсорными нарушениями (с нарушениями зрения и слуха) к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы (Н. Д. Шматко и др. ). И. о. неслышащих детей в обычном классе массовой школы — относительно новое явление для российского образования. До недавнего времени неслышащие и слабослышащие попадали в массовые образовательные учреждения редко и в известной мере случайно. Процесс интеграции детей с нарушенным слухом становится регулярным явлением, он неуклонно расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде, в к-рую помещается ребенок. Родители неслышащих и слабослышащих выбирают для своих детей обучение в массовой общеобразовательной школе по разным причинам: · отсутствие достаточной информации о системе спец. об · престижность посещения ребенком с нарушенным слу
· объективная оценка готовности ребенка с нарушенным · нежелание отправлять ребенка в спец. школу, являющу Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы эффективна лишь для небольшой части детей — для тех, кто благодаря ранней диагностике и своевременным коррекционным занятиям приблизился по уровню речевого и общего развития к возрастной норме (И. М. Гилевич, Л. И. Тигролова).
Неслышащим и слабослышащим детям, обучающимся в массовом образовательном учреждении, следует одновременно получать специальную сурдопедагогическую помощь, к-рую должны оказывать дефектологические кабинеты, сурдологические центры, консультативные пункты при специальных школах. И. о. детей с нарушениями зрения в массовой общеобразовательной школе в России пока редкое явление, т. к. ни сами дети, ни образовательные учреждения общего назначения не готовы к такому сотрудничеству. 2. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения (частичная интеграция). Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространенных в России моделей. Они создаются для детей: · с нарушением интеллекта (там, где нет спец. школ для · с задержкой психического развития, нуждающихся в спе · «группы риска школьной дезадаптации», способных к
пытывающих временные учебные и/или адаптационные затруднения в школьной среде. Сюда относятся и дети с ослабленным здоровьем, хронически болеющие (классы компенсирующего обучения). В случаях, когда отсутствуют необходимые спец. дошкольные учреждения, в массовых детских садах или при спец. школах создаются группы, отделения для соответствующей категории детей с отклонениями слуха, зрения, речи. 3. Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР). В конце 60-х гг. американские психологи и педагоги стали использовать термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы подчеркнуть отсутствие у таких детей к. -л. др. значительных физических или психических недостатков, к-рые также вызывают затруднения в учении.
В СССР эту категорию детей в 60-е гг. стали называть «дети с временной задержкой психического развития». Недостаточность способностей к усвоению знаний у детей сочетается с ослаблением и отставанием в развитии нервно-психической сферы, нередко к этому добавляется ослабление состояния здоровья. Стойкие трудности в усвоении учебного материала, к-рые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности. Для них характерны низкая работоспособность, ограниченный запас знаний об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деят-ти. Переход в начале 70-х гг. к общему обязательному среднему образованию заставил педагогику обратить серьезное внимание на стойко неуспевающих уч-ся. В результате большой научно-исследовательской и экспериментально-организационной работы с 1981 г. в стране начинает действовать сеть спец. (коррекциейных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития (в настоящее время — специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида). Помимо школ стали создаваться и отдельные классы при общеобразовательных школах для детей с ЗПР (коррекционные классы). Они получили впоследствии большее распространение, чем спец. (коррекционные) образовательные учреждения VII вида (для детей с ЗПР). В отличие от обычных школьников и уч-ся классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта спец. образования в сроки более продолжительные, чем то время, к-рое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах. При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности и своевременного выявления затруднений, оперативной помощи в их преодолении, около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжить свое обучение б обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость, вплоть до 9-го кл. Вторая половина может продолжать образование только в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда задержка психического развития имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения). После девяти лет обучения большинство детей продол -жают учебу в техникумах, вечерних школах, профессионально-технических училищах либо устраиваются на работу.
4. Классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения). В настоящее время при поступлении в школу около 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 % — функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10 % детей можно отнести к категории
безнадзорных, т. к. в основном это дети из социально неблагополучных семей (алкоголизм, наркомания), дети из семей беженцев и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социальные сироты (при наличии родителей, лишенных родительских прав). Все эти дети, не имея отклонений в развитии, на этапе поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и в освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. В соответствии с Законом об образовании и приказом Минобразования России от 8 сентября 1992 г. № 333 педагогические коллективы массовых общеобразовательных школ стали открывать для детей группы педагогического риска классы компенсирующего обучения. Согласно Положению об организации классов компенсирующего обучения (пе дагогической поддержки) вопрос об открытии такого класса решается на педагогическом совете школы и утверждается местными органами образования. Максимальное число обучающихся — 15 человек.
Класс может быть сформирован с первого года обучения по результатам предшкольного обследования поступающих в школу детей. Решение о направлении ребенка в класс педагогической поддержки принимает школьная педагогическая комиссия, в состав к-рой обязательно входят: завуч по начальному образованию, школьный врач, психолог, специальный педагог (педагог-дефектолог) — логопед или оли-гофренопедагог. В классы компенсирующего обучения принимаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии эти дети на начальных этапах обучения испытывают трудности из-за соматической ослабленности, быстрой истощаемости и соответственно низкой работоспособности, педагогической запущенности или индивидуальных особенностей деят-ти, поведения. Классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки) рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. При получении основного общего дбразования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь лишь в особых случаях (напр., при поступлении детей беженцев или временных переселенцев и т. п. ). В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся спец. лечебно-оздоровительные и коррекцией-но-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом, психологическая помощь), увеличивается время занятий музыкой, рисованием, вводятся театральные занятия, дидактически переоснащаются уроки русского языка и чтения, трудового обучения. На базе каждого класса работает группа продленного дня. Система компенсирующего обучения является личност-но-ориентированной социальной системой в структуре школьного образования общего назначения. Главным в ней является успешность ребенка. С этой позиции рассматривается все оснащение педагогической системы школы. Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются: · переориентация учебного процесса на развитие творче · диагностический характер компенсирующего обучения: · личностный, а не нормативный характер оценки дости · повышенное внимание к психофизическому здоровью · развитие познавательных возможностей, содействие · целенаправленная коррекционно-развивающая работа: · компенсация пробелов в социальном воспитании и обу
С другой стороны, особенности социальной жизни современной России вынуждают иногда создавать в отдельных школах такие классы и для уч-ся основной средней школы. Миграция населения, усилившаяся в последние годы, проблема беженцев и временных переселенцев заставляют школу быть готовой в любой момент принимать детей, по разным причинам испытывающих значительные трудности в обучении и социальном адаптировании (Л. М. Шипицина). Модели интегрированного обучения (на примере И, о. детей с нарушенным зрением) Наши многолетние исследования, обобщение зарубежного опыта педагогической и реабилитационной работы в специальных и общеобразовательных учреждениях позволяют наметить перспективу путей интеграции. Организационная модель интегрированного обучения I. Основные принципы в процессе реализации идеи интегрированного обучения: · Исходя из материальных возможностей и культурных · Реализация интегрированного обучения не должна · Выбор общеобразовательного или специализирован · Гарантия бесплатного обучения. · Дети с нарушенным зрением должны обучаться не в
Каждому ребенку с нарушенным зрением должна быть 2. Конкретные предложения по реорганизации на уровне министерств образования: · Право выбора типа учебно-воспитательного учрежде · Ввести в штат тифлопедагога-консультанта. · Постепенно отказаться от практики организации от · Сохранить специализированные детские сады для де · Сохранить специализированные школы, предназна · При значительном уменьшении контингента в специа
тов обеспечить объемом работы в общеобразовательных школах с детьми с нарушенным зрением. В обязанности тифлопедагога-консультанта и требования к нему должно входить следующее: · тифлопедагог-консультант обязан знать закономерности · уметь оценивать развитие познавательной и физической · уметь модифицировать и адаптировать учебные програм · владеть индивидуальным подходом в работе со слабови · консультировать родителей, учителей, уч-ся, всех, кто · уметь создавать индивидуальные программы развития · учить ученика и классного учителя письму Брайля; · развивать ориентацию и мобильность незрячего учени · консультировать родителей по вопросам развития быто · уметь пользоваться тифлотехническими средствами (пи · учить дополнительно индивидуально, особенно по тем · учить учиться в условиях депривации зрения; · используя все возможные формы, проводить пропаган
· численность уч-ся в классе общеобразовательной школы · каждый уч. год организовывать кратковременные курсы 3. Конкретные предложения по реорганизации на уровне педвузов. · В учебные программы для студентов спец. начального · В учебные программы для студентов тифлопедагогов · Расширить курс «Основы специальной педагогики» · В список выборных дисциплин включить дисципли Успешность интегрированного обучения обеспечивается при наличии: а) помощи тифлопедагога-консультанта, б) спец. уч. пособий и тифлотехники, в) адекватного, гуманного отношения педагога, классного коллектива к ребенку с нарушенным зрением. Модель реформированного учебно-воспитательного учреждения для детей с нарушенным зрением Возможные формы развития детей с нарушенным зрением. Ранний и дошкольный возраст: · Индивидуальная работа тифлопедагога-консультанта · Общеобразовательный детский сад-ясли по месту жи · Детские сады семейного типа. · Центры зрения. · Отдельные группы при общеобразовательном детском · Специализированный детский сад для детей с нару Школьный возраст: · Общеобразовательные государственные школы общего · Общеобразовательные частные школы общего типа. · Классы для детей с нарушенным зрением в общеобра · Центры зрения. · Специальные школы-интернаты для детей с нарушен Направления работы, требующие коренных изменений: 1. Сотрудничество с семьей. Совершенствование сотрудничества школы с семьей, к-рое должно базироваться на принципиально новой основе партнерства. Каждая сторона должна принять на себя определенный груз ответственности за развитие ребенка со спец. потребностями. Партнерство родителей и педагогов должно основываться на принципах и требованиях: · уважения и признания партнеров, · обмена информацией и умениями, · участия в принятии решений,
· признания индивидуальности: уникальности ребенка с · постоянной связи. Одной из форм такой связи могут · при составлении индивидуальной программы обуче · определенную часть обязанностей и ответственности за Образование родителей слепых детей, включающее в себя весь комплекс проблем по обучению и воспитанию незрячих детей в семье и ближайшем социальном окружении. Перечень наиболее значимых для родителей сведений заключается в следующем: · потенциальные возможности развития слепых и слабо · глазные заболевания, гигиена органа зрения, рациональ · воспитание личности ребенка с нарушенным зрением · воспитание у детей самостоятельности: развитие навыков · профессиональная ориентация ребенка в условиях се 2. Для успешной реализации идеи интегрированного обучения необходимо самосовершенствование педагога, по-
могающего ребенку с нарушенным зрением, что, в свою очередь, требует: · тифлопедагогического образования со спец. знаниями · наличия необходимых качеств характера педагога, ра · искреннего желания передать свои знания ученикам; · индивидуального подхода и подготовки индивидуаль · своими знаниями и поведением стать образцом для · привить личным примером трудолюбие ученикам; · способствовать процессу интеграции лиц с нарушен Установление контактов специальных учреждений для слепых и слабовидящих с общей системой общественно-социальных учреждений (детские сады, школы и т. п. ) в целях активного привлечения незрячих к культурным, массовым, спортивным и др. мероприятиям, таким как: · участие слепых и слабовидящих школьников в пред · совместное участие в смотрах художественной самоде- · участие в межшкольных спортивных соревнованиях по · занятия одаренных незрячих детей в школах при уни Реализация спец. программы «Интеграция незрячего», включающей такие направления: · развитие навыков самообслуживания (уход за одеждой, · развитие коммуникативных способностей слепого;
· самостоятельная ориентировка в пространстве; · навыки культуры, этики, гигиены; · формирование общественной активности; · формирование адекватной оценки нарушения зрения и · развитие организационных навыков. 5. Интеграция системы спец. учреждений для лиц с нарушенным зрением, их профессиональная подготовка: · расширение сети спец. групп для слепых и слабовидя · создание классов слепых и слабовидящих детей при · разработка программы по новым видам специально
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|