Тема: «Бюджетное право России»
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Тема: «Бюджетное право России» Понятие и общее характеристика бюджета, его роль в политическом и экономическом развитии страны В структуре финансовой системы страны центральное место занимают совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения, бюджет – это совокупность экономических денежных отношений по поводу образования распределения и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций государства и местного самоуправления. В материальном смысле, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения, бюджет – это правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или местного самоуправления. В правовом аспекте бюджет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Бюджетным Кодексом Российской Федерации – это, прежде всего, закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ рассмотренный и утвержденный Государственной Думой РФ рассмотренный Советом Федерации Российской Федерации и подписанный Президентом РФ. В соответствии со ст. 11 БК РФ (в данной статье нашло отражение понятие «правовая форма бюджета») установлены основные правовые формы этого акта применительно к бюджетам разных уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующих законов о бюджете (федеральных законов) на конкретный период; 2) местные бюджеты – в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Легальное определение бюджета содержится в ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечивания задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет как правовая категория имеет ряд признаков: 1) общегосударственный фонд денежных средств; 2) финансовый план года, где указаны доходы и расходы на текущий год; 3) основной финансовый план, так как наряду с ним существую финансовые планы различных предприятий, учреждений и организаций. В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ средства государственного бюджета и иное государственное имущество незакрепленное за государственными предприятиями составляют государственную казну Российской Федерации или казну субъекта Российской Федерации, средства местного бюджета входят в муниципальную казну. Виды бюджетов: 1) исходя из структуры бюджетной системы: а) федеральный бюджет; б) бюджет субъекта РФ; в) бюджет муниципального образования; 2) в зависимости от доходной и расходной части бюджета: а) дефицитный; б) профицитный; в) сбалансированный; 3) в зависимости от срока действия: а) годовые; б) многолетние; Законодателем используется такой термин как консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетов РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственный внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими фондами. В консолидированном бюджете Российской Федерации учитывается федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ консолидируется с муниципальными бюджетами; в консолидированный бюджет муниципального района входят районный бюджет и свод бюджетов городских и сельских поселений. В результате, в консолидированном бюджете Российской Федерации учитываются бюджеты – от федерального до местных, действующие на территории страны.
Роль бюджета выражается в том, он создает финансовую базу, необходимую для функционирования государства и муниципальных образований в целом, для выполнения ими своих задач, осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны – выполнения задач общего назначения в рамках соответствующей территории. Ранее в законодательстве были предусмотрены такие виды бюджетов как чрезвычайные бюджеты, бюджеты развития. Бюджетное устройство Российской Федерации Бюджетное устройство Российской Федерации – внутреннее совокупность бюджетов, виды и принципы взаимных связей, которых определяются территориальным устройством страны. Раздел I Части 2 БК РФ именуется «Бюджетным устройством РФ», однако законодатель не раскрывает это понятие. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В соответствии со ст. 6 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 1 уровень. Федеральный бюджет + федеральные внебюджетные фонды. 2 уровень. Бюджеты субъектов РФ + бюджеты региональных внебюджетных фондов. 3 уровень. Местные бюджеты. В ст. 10 БК РФ закрепляются следующие виды местных бюджетов: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; б) бюджеты городских и сельских поселений. Кроме того, среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым статусом – бюджеты наукоградов и закрытых административно-территориальных образований.
Главной целью принципов является отражение федеративного устройства в сочетании с самостоятельностью органом местного самоуправления. Принципы бюджетной системы (Глава V ст. 28 БК РФ): 1) единство бюджетной системы Российской Федерации; 2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; 3) самостоятельность бюджетов; 4) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов; 6) сбалансированности бюджетов; 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8) общего (совокупного) покрытия дефицита бюджета; 9) прозрачности (открытости); 10) достоверности бюджета; 11) адресности и целевого характера бюджетных средств; 12) подведомственности расходов бюджета; 13) единства кассы;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|