Тема: «Бюджетное право России»
Тема: «Бюджетное право России» Бюджетное право России. Понятие, предмет, методы, нормы, правоотношения и источники Бюджетное право в узком смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории Российской Федерации. В широком смысле, по мнению профессора Химичевой, бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство РФ, структуру и порядок распределения бюджетных доходов и расходов бюджетной системы в компетенцию государства и местного самоуправления в области бюджета, а также в бюджетный процесс. Предмет бюджетного права – сфера общественных отношений, на которые распространяется бюджетное право в целом. Крохина отмечает, что предмет бюджетного права можно определить через совокупность возникающих вследствие государственного учреждения закрепление и регулирование общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. В предмет бюджетного права входят общественные отношения возникающие относительно: 1) установлений доходных источников бюджета всех уровней; 2) расходование бюджетных денежных средств всех уровней; 3) межбюджетного регулирования; 4) бюджетного процесса; 5) осуществление бюджетного контроля; 6) установление оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Методы правового регулирования Под методом бюджетно-правового регулирования понимается специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает должное поведение субъектов.
Доминирующий метод – императивный. Принципы бюджетного права: 1) по источнику нормативного закрепления: а) принципы, установленные в Конституции РФ; б) принципы, установленные в бюджетном праве; 2) по сфере действия: а) распространяющие на все институты бюджетного права (общие принципы); б) институциональные принципы – распространяются на отдельные институты бюджетного права (на межбюджетные отношения, принцип бюджетной системы, принципы бюджетного процесса). К принципам, вытекающим из Конституции РФ относятся: 1) принцип федерализма – означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов РФ как необходимой финансовой основы их компетентности, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Российской Федерации, финансовую базу для реализации которых обеспечивает федеральный бюджет; 2) принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении права муниципальных образований на местный бюджет и полномочий органов местного самоуправления по его самостоятельному формированию и исполнению в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов. Бюджетное правоотношение – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуются установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные отношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности. Бюджетное правоотношение – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК РФ.
Особенности бюджетных правоотношений: 1) они возникают в связи образованием, распределением и использованием централизованных государственных и муниципальных денежных фондов общего (публичного) значения, находящихся в собственности соответствующего территориального образования; 2) права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования; 3) в бюджетных правоотношениях непосредственно участвуют в качестве их субъектов государство, государственные или муниципальные образования, а также органы государственной власти или местного самоуправления, представляющие их интересы или интересы соответствующих органов в сфере бюджета; 4) бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными. Источники бюджетного права – это внешние формы его выражения, то есть правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения. Виды источников: 1) федеральный уровень: а) Конституция РФ; б) международное законодательство; в) Бюджетный Кодекс Российской Федерации; г) федеральные законы, принятые в соответствии с БК РФ; д) указы Президента РФ; е) постановления Правительства РФ;
Структура бюджетного правоотношения включает: 1) объект – это то, на что направлено поведение их участников. Это денежные средства, которые аккумулируются в бюджете государства, распределяются, а потом используются; 2) субъект – носители бюджетных прав и обязанностей в сфере образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов; 3) содержание. Составом субъектов бюджетного права охватываются следующие субъекты: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления и иные субъекты. К ведению Российской Федерации относится: а) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
б) разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами бюджетной системы разных уровней; в) установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, утверждения, исполнения и контроля над исполнением федерального бюджета, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; г) утверждение бюджетной классификации Российской Федерации; д) установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Полномочия субъектов РФ (ст. 8 БК РФ). Полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений (ст. 9 БК РФ). В систему органов обладающими бюджетными полномочиями входят финансовые органы, органы денежно кредитного регулирования, органы Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период (2 года). Законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления – рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательному органу, осуществляют исполнение бюджета и представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательному органу. Министерство финансов Российской Федерации составляет проект федерального бюджета и направляет его в Правительство РФ, составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, а также осуществляет иные полномочия установленные БК РФ. Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам. Органы государственного (муниципального) контроля (Счетная Палата РФ, Россфиннадзор, Федеральное Казначейство РФ). Главный распорядитель бюджетных средств (см. Бюджетный Кодекс РФ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|