Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных заведениях




 

Среда образования является одной из наиболее инновационных отраслей, которые во многом определяют создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. При осуществлении и распространении инноваций в сфере образования подлежит формированию и развитию современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, созидательного, индивидуализированного знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Данная система представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования: новых технологий (технологических инноваций); новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

Инновационный образовательный процесс является обеспечение педагогического проектирования субъект - субъективной системы качества профессионального образования студента и педагога. Именно преподавательская инновация является свидетельством творческого потенциала субъектов педагогической деятельности и их готовность к работе в режиме развития.

В научно-педагогической литературе можно найти отражение различных направлений исследования инновационной деятельности в образовании, в частности, в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загрязинского, В.А, Кан-Калика, А.К. Макарковой, Н.Д. Никандрова. Помимо этого, обращение к теории и практике изучения достижений педагогической деятельности, распространение передового педагогического опыта и инновационной деятельности учителя исследуется Ю.К. Бабанским, В.Ю. Кухаревым, М.М. Поташником.

Анализ современных подходов к инновационной деятельности в образовании позволил определить ее существенное содержание - это целенаправленное введение новшеств (нововведений) в образовательном учреждении с целью повышения качества образования.

Базой развития новой образовательной системы являются современные технологии обучения: Интернет - технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web - технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением методы проекта.

Взаимосвязь инновационной деятельности и науки можно обнаружить в том аспекте, что наука является источником появления инновационных идей: на уровне открытие - выражается в получении нового знания о том, как нечто может быть; на уровне изобретений - в получении нового знания о том, как нечто можно получить. Помимо всего прочего новые научные идеи через механизмы трансляции инноваций, в частности, проектную деятельность и подготовку педагогических кадров могут реализоваться в практике. Но, стоит заметить, как показывает практика инновационной деятельности, на сегодняшний день еще не разработана целостная система управления непрерывным профессиональным развитием педагога, а также наблюдается недостаточность предоставленных механизмов личностно-профессионального развития преподавателя высшего учебного заведения, которые бы могли соответствовать требования Концепции модернизации российского образования и Болонской Декларации.

Профессионально образование сегодня имеет свои ориентиром специалистов, выпускников высшего учебного заведения, которые, в свою очередь, должны ориентироваться на приоритетные направления в политической, экономической, образовательной жизни общества, носящие квазиактуальный характер.

Важно, чтобы современный выпускник понимал сложность динамики процессов социального и природного развития, а также осуществлял воздействие на них, адекватно ориентировался во всех сферах социальной жизни, обладал умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирал критические позиции и предвосхищал свои достижения, брал на себя ответственность за все происходящее и случившееся с ним.

Современные психолого-педагогические подходы к осмыслению феномена внедрения инноватики в образовательный процесс раскрывается, прежде всего, в представлении об образовании взрослых как интеграции консалтинговой, исследовательской и образовательной деятельности.

В качестве основных, по нашему мнению, передовых подходов среди множества подходов к организации профессиональной подготовки в высших учебных заведениях можно назвать:

Культурологический подход - обуславливает формирование содержания высшего образования через приоритетное решение «человеко - знания»;

Личностно-деятельный подход - связан с новыми технологиями процесса обучения, признанные обеспечить переход от абстрактного формирования личности к педагогике развития;

Полусубъективный (диалогический) подход - обеспечивает субъективную позицию будущего специалиста, отношение к нему в высшем учебном заведении как универсальной личности, персонализация профессиональной подготовки;

Индивидуально-творческий подход - определяет структуру взаимодействия преподавателя и студента.

Практика профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении указывает на разработанность преподавателями своих вариантов педагогических технологий, присущие их особенностям. Так, опираясь на психологическую основу учебной деятельности и механизмы развития личностных и психологических качеств и свойств будущих специалистов, наблюдаются педагогические технологии, которые учитывают, прежде всего, индивидуальные качества личности, внутренние потребности и потенциальные возможности.

В качестве ведущих качеств при организации инновационной деятельности в образовательных система, помимо компетентности, знания, такими же незначимыми является инициативность, готовность к инновациям. Помимо всего прочего, основами успешности профессиональной деятельности являются высокая степень сформированность навыков творческого профессионально-педагогического мышлении и эффективное общение педагога, отражающие социальную и личностную зрелость профессионала.

На сегодняшний день наиболее важными качественными показателями инновационного подхода в профессиональной подготовке в высшем учебном заведении будущего специалиста является учет индивидуальных особенностей личности. Так, формирование и дальнейшее развитие индивидуальности является чрезвычайно важным, поскольку от решения данной задачи зависит то, как он будет осуществлять самореализацию и саморазвитие в профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность позволяет студентам приобретать качества и свойства личности, развивать у них психологические функции и процессы, способствующие, в свою очередь, личностно-профессиональной самореализации педагога, способствуя активному вхождению его в инновационных образовательный процесс.

На основании вышесказанного, необходимо отметить, что на сегодняшний день созрела практическая потребность в создании условий для личностно-профессионального развития преподавания в высших учебных заведениях, учитывая при этом современные тенденции развития образования, объективных педагогических процессов в высшей профессиональном образовании, новой социально-экономической ситуации, уровня профессионализма и образовательных потребностей преподавателя.

Преподаватель в современных условиях как субъект инновационной деятельности и ее организатор выступает с иными членами педагогической сферы в процесс создания, использования и распространения новшества и анализируется с психологической позиции наличия у него личностных, интеллектуальных и профессиональных предпосылок к инновационной деятельности. Преподаватель высшего учебного заведения - это личность, которая по содержанию и деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т. е. решать творческие, проблемные задачи предметно-профессиональной деятельности.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...