Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в образование




 

На сегодняшний день особым спросом пользуется рынок высшего профессионального образования. Возросший интерес к образованию у населения привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а также к увеличению числа негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Рынок образовательных услуг образовал конкурентную борьбу между высшими учебными заведениями, которые предлагают однотипные услуги. Каждый вуз старается повысить собственный имидж, предоставляя дополнительные условия и льготы.

С целью усиления уровня позиционирования образовательного учреждения на российском рынке широко применяются инновационные технологии. Является не секретом, что инновационные технологии в качестве главного направления выделяют повышение привлекательности вуза в главах потенциального клиента, что дает возможность получить дополнительное финансирование образовательного бюджета.

Все высшие учебные заведения находятся в условиях жесткой рыночной конкуренции, что обуславливает необходимость постоянного доказывания со стороны вузов качества их обучения, совершенствования образовательных технологий, повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и т.д. В этой связи, высшие учебные заведения систематически, но разнопланово занимаются инновационной деятельностью с целью поиска новых нетрадиционных и эффективных технологий предоставления

образовательных услуг, совершенствуя позиции вуза.

Известны следующие виды позиционирования вуза:

¾ стабилизация общественного мнения,

¾ популяризация видов деятельности,

¾ формирование положительного общественного мнения,

¾ управление конкурентной информацией,

¾ использование рекламных акций в средствах массовой информации,

¾ популяризация видов деятельности,

¾ реализация различных проектов,

¾ совершенствование корпоративного имиджа и т. д.

Однако задача высших школ остается прежней и заключается в привлечении абитуриентов, а затем выработка у студентов интереса к учебе, формируя их компетенцию. Стоит отметить, что в данном случае особое внимание уделяется тому, чтобы сформированные знания у выпускников соответствовали требованиям времени, а выпускник стал востребованным в сфере производства. Более того, является необходимым подготовка выпускников таким образом, чтобы после окончания вуза, они являлись конкурентоспособными на рынке.

На основании вышесказанного, нами предлагается следующая технология для позиционирования высшего учебного заведения.

Законодательство уже установило минимальный объем часов для предметов, относящихся к обязательным дисциплинами, которые подлежат усвоению всеми учащимися. Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день совсем не учитываются интересы студентов, стремящихся получить углубленные знания по отдельным предметам. Учебные планы отводят достаточное количество часов изучению дисциплин в рамках часов «Курсы по выбору» или «Факультативы». Зачастую содержание данных предметов либо частично повторяет обязательные дисциплины, либо совершенно не связано с ними. Из этого следует, что целесообразным является составление учебного плана, в котором образовательных предмет будет находить продолжение в курсе в факультативе или по выбору. В данном случае формируется логическая внутрипредметная связь обучения, которая будет направлена на углубление знаний студентов.

Стоит также отметить, что в данном случае интерес студента к обучению будет строиться на базе его индивидуальных навыков, потребностей и способностей, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию. Помимо всего прочего, усовершенствование учебного плана положительно скажется на позиционировании вуза.

Прокомментируем данную мысль. К примеру, дисциплина «Экономика образования» (ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование) является обязательной и изучается всеми студентами. Если студента-бакалавра интересуют экономические дисциплины и свою дальнейшую профессиональную деятельность он мечтает связать с экономикой, то его индивидуальная образовательная траектория может «пройти» через предметы по выбору: «Основы экономики», «Экономика России», «Мировая экономика», «Экономика предприятия» и т. д.

В случае, если студент-бакалавр после окончания высшего учебного заведения планирует посвятить свою жизнь работе учителя экономики в школе, то помимо общего предмета «Методика обучения и воспитания в экономическом образовании», ему необходимо изучать предметы по выбору: «Педагогические технологии в образовании», «Педагогическая диагностика», «Инновационные педагогические технологии», «История образования» и др.

В случае, если студент-бакалавр планируется в перспективе заниматься бизнесом (причем в рамках международного сотрудничества), то в это связи, помимо обязательного иностранного языка, ему необходимо изучать курс по выбору: «Деловой иностранный язык», «Бизнес-планирование», «Финансы организации» и т. д.

В случае, например, если в процессе обучения студент разочаровывается в освоении траектории обучения, то у него всегда есть возможность углубленного изучения иных дисциплин, которые заинтересовали его в процессе обучения. В данном случае это будет являться основанием для формирования компетенции и необходимых в планируемой профессии навыков.

Так называемые обязательные «элективные курсы», в большинстве случаев включающие в себя заранее прописанные кафедрой дисциплины, не учитывающие образовательные потребности обучающихся, должны выбираться студентами самостоятельно в зависимости от их предпочтений. Студенты, помимо освоения основных обязательных образовательных программ, по которым законодательно установлен минимально необходимый для освоения объем часов, должны выбирать несколько узкоспециализированных учебных предметов по своему усмотрению, которые будут давать им углубленные знания в конкретной научной области, формировать профессиональные компетенции.

Дифференциация учебных дисциплин, предусмотренных базисным учебным планом вуза, обеспечит реализацию прав студентов на углубленное изучение учебных дисциплин, относящихся к циклу факультативных и курсов по выбору, которые осваиваются студентом исходя из его личной заинтересованности.

Грамотно составленный учебный план будет способствовать созданию дифференцированных групп обучения за счет часов, отведенных на курсы по выбору и факультативы, и даст возможность студенту формировать личностно ориентированную траекторию образования.

Следовательно, в базисном учебном плане каждого отдельного профиля подготовки должен быть прописан блок дисциплин, преподаваемый всем студентам в обязательном порядке, и блок дисциплин, из которых студенты также в обязательном порядке выбирают те предметы, которые им будут необходимы после окончания вуза с учетом выбранной специальности. Данное усовершенствование учебного плана значительно повысит рейтинг вуза среди других учебных заведений, а его позиционирование будет незыблемым.

Сочетание обязательных дисциплин с определенным набором курсов по выбору и факультативов станет личностно ориентированной траекторией образования студента и будет инновационным шагом вуза. Такая деятельность усилит позиционирование вуза в глазах общественности.

Следующий вариант позиционирования вуза возможен через применение инновационных технологий.

В стандарте образования ФГОС ВПО «050100 Педагогическое образование» закреплено положение о том, что студент должен проходить педагогическую практику. Под словосочетанием «педагогическая практика» однозначно понимается, что практика должна осуществляться только в образовательных учреждениях.

Сейчас не каждый выпускник-бакалавр планирует связать свою дальнейшую деятельность с профессией учителя. Следовательно, необходимо расширять базы практики студентов, дав им возможность проходить не только педагогическую, но и производственную практику, исходя из их индивидуальных предпочтений, о которых говорилось ранее, что сделает вуз не только гарантом теоретических знаний, но и практических навыков студентов.

Расширение базы практик даст возможность студенту проходить стажировку на базе тех учреждений, где возможно дальнейшее трудоустройство. Особенно важно, если стажировка будет проходить в тех учреждениях, где работают бывшие выпускники вуза. Это обеспечит преемственность поколений в сфере производства, а позиции вуза укрепятся значительнее, так как работодатель знает, какие компетенции уже сформированы у выпускника. В ходе практики будет происходить обмен компетенциями, которые даются в вузе, и требованиями, которые предъявляются на производстве. Такое сотрудничество вуза и предприятия ликвидирует пробел между теорией и практикой, позволит формировать не абстрактные, а конкретные компетенции выпускника, что не потребует переучивания дипломированного специалиста на его рабочем месте.

Расширение базы практики - это еще одна возможность инновационных технологий, которые способствуют позиционированию вуза на рынке образовательных услуг.

Каждый обучающийся будет усваивать необходимый объем знаний по обязательным предметам, а затем из числа часов, отведенных на курсы по выбору и факультативы, получит углубленные знания по предметам, составляющим его индивидуальную траекторию обучения, и закрепит полученные знания в ходе практики. Вуз будет работать на формирование конкретных компетенций у студентов. Студент же по индивидуальной траектории обучения еще в вузе будет развивать свои профессиональные компетенции, что сделает сотрудничество предприятия и вуза конструктивным. Такая инновационная технология положительно скажется на позиционировании вуза и будет способствовать повышению его привлекательности через возможность разнообразить образовательные маршруты выпускников.

Таким образом, обозначенные предложения по реализации инновационных технологий будут работать на совершенствование позиционирования каждого вуза на рынке образовательных услуг, поскольку это во многом расширяет образовательные возможности студентов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...