Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Согласно модели Н.В. Федоровой, интеллектуальные ресурсы представляют собой совокупность четырех составляющих видов ресурсов: человеческих, организационных, информационных и коммуникационных, обеспечивающих рост конкурентоспособности современной организации. Такое деление интеллектуальных ресурсов на составные части обусловлено их ролью в обеспечении конкурентоспособности организации. Человеческие ресурсы представляют собой «кумулятивный резервуар знаний», сформированный на уровне современной организации и отражающий характеристику человеческих ресурсов. Организационные ресурсы представляют собой накопленные интеллектуальную собственность и рыночные активы. Информационные ресурсы содействуют обеспечению современного уровня управления в организации. Коммуникационные ресурсы - это составляющие интеллектуальных ресурсов, характеризующих внутрикорпоративные связи и системы взаимодействия, выражающиеся во всевозрастающем значении мягких факторов, которые неосязаемы и невидимы. Именно развитие интеллектуальных ресурсов непосредственно влияет на улучшение качества предоставляемых услуг самообучающимися организациями дополнительного профессионального образования, на постоянное обновление спектра этих услуг и содержания реализуемых программ, что способствует удовлетворению потребностей заказчика данных услуг, а значит, влияет на эффективность и конкурентоспособность. Управление интеллектуальным ресурсом организации дополнительного профессионального образования, включающим человеческие, организационные, информационные и коммуникационные ресурсы, будет тогда способствовать формированию самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза, общей ответственности за результаты трудовой деятельности, когда будет реализована максимальная передача власти и полномочий сверху вниз.
Эффективное развитие и использование человеческих ресурсов, максимально правильный анализ, учет и оценка нематериальных активов, инновационная деятельность, привлечение дополнительных источников финансирования (включая государственные контракты), активное использование в управлении организацией информационных ресурсов, а также создание корпоративной культуры, направленной на формирование ключевых ценностей организации и чувства принадлежности каждого сотрудника этим ценностям, создание собственных брендов, обеспечение непрерывного обучения персонала и совершенствование кадровой политики, создание благоприятных социальных условий и морально-психологического климата, способствующего созданию творческой атмосферы и повышению эффективности работы всего коллектива - все это становится реальностью при осуществлении управления интеллектуальными ресурсами самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. Именно максимальное делегирование полномочий, разумная децентрализация власти, создание комплексной системы мотивации персонала и условий для творческого, профессионального развития каждого сотрудника будут способствовать повышению их персональной ответственности, развитию трудовой активности, формированию системно-креативного мышления, что, в свою очередь, поможет создать самообучающуюся организацию. Эффективность управления интеллектуальными ресурсами самообучающейся организации дополнительного профессионального образования определяется посредством проведения мониторинга и непрерывного развития интеллектуальных ресурсов этой организации. Организации дополнительного профессионального образования, которые в будущем добьются превосходства, будут самообучающимися. Это организации, где люди способны добиваться поставленных целей, где внедряется системный подход, где коллектив сам искренне стремится к самосовершенствованию и проповедуется групповое обучение.Термин «самообучающаяся организация» (Learning Organization) довольно молод, хотя сама идея «обучающейся организации» получила широкое распространение в Европе и США в 1990-е гг. Обратимся к основным аспектам концепции «самообучающейся организации», разработанной Питером Сенге (Peter Senge), профессором MIT, автором книги «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации», имевшей большой успех в 1990 г. и принесшей ее автору большую популярность.
Питер Сенге утверждает, что «самообучающаяся организация - это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменить эту реальность». По мнению Питера Сенге, существует пять «дисциплин», пять новых «сопутствующих технологий», образующих ансамбль, необходимый для создания самообучающейся организации: мастерство в совершенствовании личности; интеллектуальные модели; общее видение, единство взглядов; групповое, командное обучение и системное мышление. Все пять «дисциплин» помогают более эффективно вести бизнес, открывают новые перспективы роста и развития любой организации. Сенге утверждал, что обучение на опыте прошлого критически важно для успеха в будущем. «В простейшем смысле самообучающаяся организация - это группа людей, постоянно развивающих свои способности для создания собственного будущего, - пишет он. - Обучение в классическом значении этого слова отнюдь не ограничивается усвоением информации, но предполагает фундаментальное изменение сознания, чтобы люди достигали результатов, о которых мечтали, осуществляли намерения, для них необходимые». Таким образом, инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза является совокупностью всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности. Согласно предлагаемой нами модели, инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
При таком понимании инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе - это не только и не столько привычные всем технопарки, инновационно-технологические и научно-производственные центры, инкубаторы, малые инновационные предприятия и т. д. Это непрерывное развитие интеллектуального ресурса организации дополнительного профессионального образования, который является основным ресурсом инновационного развития предпринимательской деятельности дополнительного профессионального образования университета. Это структурные подразделения вуза, в которых работают высокопрофессиональные сотрудники и лучшие представители профессорско-преподавательского состава вуза, это площадка, на которой возникают и оттачиваются новые процедуры и правила взаимодействия и сопровождения заказчиков программ дополнительного профессионального образования - слушателей, работодателей и жителей региона, вовлекаемых в профессиональные сообщества. Это определенный комплекс информационно-коммуникационных, материально-технических и культурологических факторов, формирующих самообучающуюся организацию дополнительного профессионального образования и предпринимательский облик вуза. В настоящее время можно выделить несколько относительно самостоятельных подходов, по-разному трактующих процесс самообучения персонала и непрерывного развития интеллектуального ресурса организации дополнительного профессионального образования вуза: саморефлексия сотрудников и адаптация к изменяющимся условиям; процесс формирования общего видения событий и процессов; процесс организованного получения новых знаний; процесс обучения высшей администрации организации; обучение в процессе инновационной деятельности; процесс поэтапного обучения на разных фазах развития организации, процесс постоянного обмена необходимой информацией.
Самообучающиеся организации дополнительного профессионального образования имеют более высокую конкурентоспособность, так как готовы быстро меняться в процессе непрерывного образования и таким образом адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка. С целью формирования самообучающейся организации дополнительного профессионального образования часто необходимо опережающее обучение. При этом обучаться в условиях постоянного прогнозирования будущего должна вся организация - от дирекции, научно-педагогических работников до учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Заключение
На сегодняшний день в российской системе профессионального образования ориентацией является интеграция в европейское образовательное пространство. В этой связи, является необходимой разработка соответствующей стратегии развития собственной системы образования, которая будет учитывать особенности российских реалий и формировать реалистичные пути сближения с европейским образованием. Профессиональное образование является формой пересечения интересов различных социально-профессиональных групп населения: 1) работодателей, являющиеся непосредственными заказчиками системы профессионального образования и пользующиеся конечным «продуктом»; 2) студенты и их родители (законные представители), которые получают соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего; 3) органы исполнительной власти и местного самоуправления, формирующие и реализующие эффективную политику с целью социального экономического развития территории. Является известным, что новые требования образовательной парадигмы направлены на формирование стратегии обучения в течение всей жизни. В связи с чем предусматривается решение следующих задач: 1) сравнимость профессиональной квалификации, полученных в разных странах; 2) формирование механизмов признания квалификаций, которые получены в ходе предыдущей трудовой деятельности, формального и неформального обучения; 3) расширение возможностей получения квалификаций путем постепенного накопления «зачетных единиц». Так, в динамичных экономических условиях необходимо признать, что оценивание профессиональной квалификации внутри системы образования сталкивается с рядом объективных причин. Оценка квалификации выпускников, то есть присутствие у них навыков эффективной работы фактически совмещена с учебой. Данное обстоятельство смещает акценты в самом процессе оценки в сторону результатов обучения, что, как следствие, влияет на достоверность данной оценки.
Помимо всего прочего, работодатели, являясь потребителями результатов деятельности системы профессионального образования, на сегодняшний день слабо включены в определение требований к квалификации работников, разработке эффективных оценочных инструментов и процедур, самому процессу итоговой аттестации. В связи с чем, качество итоговой аттестации и присваиваемые квалификации не вызывают доверия у работодателей. Бизнесу приходится «доводить» персонал до соответствующего квалификационного уровня в системе внутрипроизводственного и внутрифирменного обучения. Все это негативно сказывается на конкурентоспособности выпускников профессионального образования на рынке труда. Таким образом, нами рассмотрены основные аспекты инновационной деятельности в высших учебных заведениях и предложены конкретные мероприятия, с осуществлением оценки их социальной эффективности.
Список литературы
1. Асаул А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций: учебное пособие. - СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 318 с. . Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning/ А.А. Борзых, А.С, Горбунов // Образовательные технологии и общество. Т.12.. - 2009. - № 2. - С. 423-437. . Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза/ Н.В. БУханцева, И.А. Дудина // Образовательные технологии и общество. Т.12.- 2009. - № 2. - С. 438-444. . Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учеб.ное пособие. - М.: Дело, 2008. - 1103 c. . Горностаева А.В. Учебно-методическое обеспечение образовательного направления инноватика: статья / О. В. Фёдоров, А. В. Горностаева// Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса. - Казань: КГХТУ, 2007. . Гребенюк И.И. Аспекты методического обеспечения дисциплины. - Н.Новгород: НВВИКУ, 2007. - С. 11 - 21. . Гребенюк И.И. Использование компьютерных программ в дипломном проектировании. - Владивосток: ТОВМИ, 2001 - С. 126 - 133 . Гребенюк И.И. Организация электронного архива кафедры.. - Бангкок-Паттайя: Таиланд, 2010. - С. 32 - 35 . Гребенюк И.И. Технико-экономические обоснования в дипломном проектировании: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. -216 с. . Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире / Л. С. Гребнев// Образование. - 2005. - № 3. - С. 4. . Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 113. . Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - С. 5. . Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании /Н.И.Ерофеева //Народное образование.-2002.-№ 5.- С. 96 . Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании /Н.И.Ерофеева. //Народное образование.-2002.-№ 5.- С. 94. . Каленская Н.В. Условия формирования инфраструктурных связей в рамках стратегий развития промышленного комплекса // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. Казань. - 2008. - № 4 (13). - С. 30-32. . Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования.. - М.: Академия, 2001. - 364 с. . Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе./ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. - 2004. - № 2. - С. 9. . Кузнецов И. Итоги и перспективы развития донского АПК в сложившихся экономических условиях./ И. Кузнецов // Консультант по-ростовски. - 2009. - № 7. - С. 42-43. . Кузьмин М. Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России / М. Н. Кузьмин // Педагогика.- 2004.- № 4. - С. 3. . Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы / В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - С. 4. . Ленчук Е.Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 288 с. . Образовательное направление инноватики: учебное пособие / под ред. А. В. Горностаевой. М.: КНОРУС, 2005. - 280 с. . Оганесянц Н. Конструктивистские подходы в e-Learning/ Н. Оганесянц // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 125-127. . Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1978. - С.381. . Околелов О.П. Современные технологии обучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшее образование в России,. -1994. - №2. - С. 11-14. . Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа? / А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1. - С. 37. . Сластёнин В. А. Педагогика.. - М.: Школа-Пресс, 2000.- С. 492. . Стратегия и тактика развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях: Монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. Цыпина И.С., к.э.н., доц. Шедько Ю.Н. - М.: ВГНА Минфина России, 2011. - 481 с. . Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. - С. 10. . Федоров О.В. Инновационная деятельность: учебник.. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 514 с. . Фёдоров, О.В. Перспективы и условия внедрения новшеств: монография. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 300 с. . Фёдоров, О.В. Ресурсы инновационной деятельности: статья / О.В. Фёдоров // Актуальные проблемы экономики и права. Федеральный научный рецензируемый журнал. Институт экономики, управления и права. - Казань. 2009, - № 2 (10). . Хабибуллин, К. Я. Методы эффективного управления / К. Я. Хабибуллин // Образование в современной школе. - 2005. - № 7. - С.3. . Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии.: учебное пособие. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005. - 308 с. . Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования: учебное пособие. - М.: Наука, 1986. - 234 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|