Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование




инновация высший образование эффективность

Среди основных условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и эффективности менеджмента дополнительного профессионального образования университета, мы рассматриваем инновационную, предпринимательскую деятельность и управление развитием интеллектуального ресурса организации дополнительного профессионального образования университета, являющегося основным фактором инновационной деятельности вуза. В связи с этим особо актуализируется проблема разработки и описания модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе.

Целью нашего исследования является разработка и описание модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета.

Научная новизна исследования заключается:

а) в разработке системы управления инновационной деятельностью структурного подразделения университета, реализующего программы дополнительного профессионального образования по трем уровням:

а) обеспечение конкурентоспособности и эффективности дополнительного профессионального образования вуза;

б) развитие интеллектуального ресурса и создание самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза;

в) обеспечение возможности непрерывного профессионального развития целевых групп слушателей, целостности и непрерывности инновационного цикла «маркетинговые исследования образовательных потребностей слушателей - научные исследования - разработки - экспериментальная деятельность - внедрение новшеств в образовательную и профессиональную практику слушателя - изучение опыта внедрения, изменений и результатов практики на производстве слушателя;

г)  разработке и описании концептуальной модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе;

д) выявлении основных принципов системы управления инновационной деятельностью организации дополнительного профессионального образования университета: децентрализации и усиления горизонтальных связей; командной работы и введения элементов проектной деятельности; предприимчивости и инновационности; самообразования и самоуправления непрерывным повышением качества предоставляемых услуг, развития интеллектуального ресурса и создания самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза; выявлении основных аспектов создания самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза.

Проблематика инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета в настоящее время является особенно актуальной для российских учреждений высшего профессионального образования в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219.

Указанное постановление, а также иные подобные акты, хотя и содержат вполне конкретные положения по поводу того, как должна выглядеть инновационная инфраструктура вуза и какие задачи она должна решать, все же оставляют определенный простор для инициативы вуза в расстановке акцентов при создании элементов инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза и определении ее функций. И поэтому вопросы, какая и для чего нужна инновационная инфраструктура дополнительного профессионального образования в высшей школе, вузы решают большей частью самостоятельно.

Инновационная деятельность организаций дополнительного профессионального образования в образовательном учреждении высшего профессионального образования обеспечит режим развития в условиях перехода на новые организационно-правовые формы (Федеральный закон от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») в том случае, если:

¾ системообраующим фактором развития дополнительного профессионального образования в высшей школе выступают потребности рынка образовательных услуг;

¾ осуществляется системное, целевое и стратегическое управление организацией дополнительного профессионального образования вуза, базирующееся на оценке результатов деятельности, на основе финансово-хозяйственного планирования;

¾ субъекты инновационной деятельности имеют постоянную мотивацию на развитие.

Рассмотрим сущность и содержание понятия «инфраструктура». В большом энциклопедическом словаре понятие «инфраструктура» (от лат. Infra - ниже, под и struktura - строение, расположение) рассматривается как совокупность сооруже-ний, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную инфраструктуру (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.). Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс т. е. инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

В других толковых словарях «инфраструктура» - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) или совокупность отраслей экономики, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Можно выделить следующие виды инфраструктуры инновационного менеджмента в высшей школе.

Финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок.

Производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т. п.

Информационная - собственно базы данных, знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т. п. центры.

Кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д.

Экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).

Во всех перечисленных случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно:

к финансовым ресурсам напрямую либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т. д.;

необходимой информации;

кадровым ресурсам требуемой квалификации либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

Мы понимаем инфраструктуру менеджмента как совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой функционирует российский менеджмент. Это комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения управленческой проблемы (задачи).

Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры. Инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. Инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза является совокупностью всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и / или оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

В первоначальном приближении возможности, которые дает инновационная инфраструктура менеджмента дополнительного профессионального образования вуза, в той или иной степени одинаковы для всех вузов. Во-первых, это возможность получить дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок. Во-вторых, это возможность привлечь к сотрудничеству государственные органы управления различными отраслями экономики, образовательные учреждения, крупные компании и предприятия. В-третьих, это хороший стимул для развития научно-исследовательского потенциала, развития интеллектуального капитала структурного подразделения дополнительного профессионального образования вуза и сохранения кадров. В-четвертых, это дополнительные возможности для сотрудников структурного подразделения дополнительного профессионального образования вуза, слушателей программ поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях - от разработчика до руководителя малого инновационного предприятия.

Рассмотрим инфраструктуру инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе (рис. 1).


 

Рисунок 1 - Модель инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза

 

Приведем краткое содержание упомянутых подсистем (рис.1).

. Целевая подсистема:

- непрерывное повышение качества предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования;

- ресурсосбережение;

- расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования на конкретном рынке;

- организационно-техническое развитие предоставления услуг дополнительного профессионального образования;

- формирование и развитие команды единомышленников, социальное развитие коллектива и его интеллектуального ресурса.

. Обеспечивающая подсистема:

- научно-методическое обеспечение;

- финансовое, материально-техническое, информационное и др. ресурсное обеспечение;

- обеспечение непрерывного развития интеллектуального ресурса;

- правовое обеспечение.

. Управляемая подсистема:

- стратегический маркетинг;

- НИОКР;

- организационно-технологическая подготовка предоставления услуг дополнительного профессионального образования;

- предоставление услуг дополнительного профессионального образования;

- тактический маркетинг и реклама;

- сервис предоставления услуг дополнительного профессионального образования.

. Управляющая подсистема:

- управление персоналом и развитием интеллектуального ресурса организации;

- разработка управленческого решения;

- оперативное управление реализацией решения, контроль.

Состав инфраструктуры менеджмента вуза можно считать более или менее типовым. Как правило, инфраструктура менеджмента вуза включает в себя четыре блока:

а) образование (специализированные кафедры, программы);

б) научнопроизводственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образцов);

в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т. д.);

г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой.

Согласно предлагаемой нами модели (рис. 1), инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Естественно, что компоненты инновационной инфраструктуры существенно зависят от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов.

Рассмотрим подробнее содержание компонентов инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза.

Анализ системы инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза начинается с ее «выхода» - выпускаемых организацией товаров. В нашем случае - это услуги дополнительного профессионального образования. Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности товара (услуг) на внешнем или внутреннем рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования организации дополнительного профессионального образования и достижения стратегической цели организации. Основным условием обеспечения стратегической конкурентоспособности «выхода» системы управления является высокое качество стратегических маркетинговых исследований образовательных потребностей личности, общества и государства.

К «входу» системы управления дополнительного профессионального образования относится все, что получает структурное подразделение вуза для предоставления услуг в области дополнительного профессионального образования:

¾ высокий уровень профессиональной компетентности персонала,

¾ помещение,

¾ оборудованное современной техникой,

¾ информация,

¾ знание,

¾ документы.

Задача органов управления обеспечить конкурентоспособный «вход» путем проведения научных и маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков.

К компонентам обратной связи инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза относятся требования, рекламации клиентов - заказчиков услуг, новая информация от потребителей услуг - слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП), возникшие в связи с неудовлетворительным или высоким качеством предоставляемых услуг, с новыми потребностями заказчика, с новыми достижениями научного и образовательного прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители нуждаются в обратной связи как с организацией дополнительного профессионального образования вуза, так и с поставщиками данной организации.

К компонентам внешней среды организации дополнительного профессионального образования вуза относятся макросреда, мезосфера и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации дополнительного профессионального образования вуза.

Макросреда характеризуется международными, политическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами.

Мезосфера региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство.

Одни отрасли оказывают прямое воздействие на функционирование организации дополнительного профессионального образования вуза (наука и образование, законодательная система образования и др.), а другие - косвенное.

К факторам микросреды организации дополнительного профессионального образования вуза мы относим:

¾ непосредственных конкурентов по предоставляемым услугам;

¾ всех конкурентов поставщиков; маркетинговых посредников по «входу» и «выходу» системы;

¾ контактные аудитории (профессиональные сообщества, контролирующие органы, работодатели заказчиков, профсоюзы, пресса и т. п.).

Чем сильнее конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования.

Приоритетной стратегией, обеспечивающей инновационное развитие организации дополнительного профессионального образования вуза в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия непрерывного повышения качества всех процессов и предоставляемых услуг, экономии ресурсов у их потребителей, которыми являются заказчики ДПОП.

«Вход», «выход», обратная связь и внешняя среда - окружение организации дополнительного профессионального образования вуза. К внутренней среде структурного подразделения вуза, разрабатывающего и реализующего ДПОП, относятся: подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы.

Основой инновационной деятельности организации дополнительного профессионального образования вуза является ее интеллектуальный ресурс.

В настоящее время ученые активно обсуждают вопросы интеллектуального ресурса и интеллектуального капитала. При этом под термином «интеллектуальный капитал» следует понимать обозначение творческих возможностей организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, что определяется тремя составляющими: 1) кадровым капиталом; 2) интеллектуальной собственностью; 3) маркетинговыми активами.

Кадровый капитал включает человеческие и структурные активы.

Интеллектуальный ресурс организации дополнительного профессионального образования в высшей школе является одним из важнейших экономических ресурсов, от успешности создания, совершенствования и использования которого во многом зависит успешность формирования и развития организации дополнительного профессионального образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...