Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование
инновация высший образование эффективность Среди основных условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и эффективности менеджмента дополнительного профессионального образования университета, мы рассматриваем инновационную, предпринимательскую деятельность и управление развитием интеллектуального ресурса организации дополнительного профессионального образования университета, являющегося основным фактором инновационной деятельности вуза. В связи с этим особо актуализируется проблема разработки и описания модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе. Целью нашего исследования является разработка и описание модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета. Научная новизна исследования заключается: а) в разработке системы управления инновационной деятельностью структурного подразделения университета, реализующего программы дополнительного профессионального образования по трем уровням: а) обеспечение конкурентоспособности и эффективности дополнительного профессионального образования вуза; б) развитие интеллектуального ресурса и создание самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза; в) обеспечение возможности непрерывного профессионального развития целевых групп слушателей, целостности и непрерывности инновационного цикла «маркетинговые исследования образовательных потребностей слушателей - научные исследования - разработки - экспериментальная деятельность - внедрение новшеств в образовательную и профессиональную практику слушателя - изучение опыта внедрения, изменений и результатов практики на производстве слушателя;
г) разработке и описании концептуальной модели инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе; д) выявлении основных принципов системы управления инновационной деятельностью организации дополнительного профессионального образования университета: децентрализации и усиления горизонтальных связей; командной работы и введения элементов проектной деятельности; предприимчивости и инновационности; самообразования и самоуправления непрерывным повышением качества предоставляемых услуг, развития интеллектуального ресурса и создания самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза; выявлении основных аспектов создания самообучающейся организации дополнительного профессионального образования вуза. Проблематика инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования университета в настоящее время является особенно актуальной для российских учреждений высшего профессионального образования в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219. Указанное постановление, а также иные подобные акты, хотя и содержат вполне конкретные положения по поводу того, как должна выглядеть инновационная инфраструктура вуза и какие задачи она должна решать, все же оставляют определенный простор для инициативы вуза в расстановке акцентов при создании элементов инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза и определении ее функций. И поэтому вопросы, какая и для чего нужна инновационная инфраструктура дополнительного профессионального образования в высшей школе, вузы решают большей частью самостоятельно.
Инновационная деятельность организаций дополнительного профессионального образования в образовательном учреждении высшего профессионального образования обеспечит режим развития в условиях перехода на новые организационно-правовые формы (Федеральный закон от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») в том случае, если: ¾ системообраующим фактором развития дополнительного профессионального образования в высшей школе выступают потребности рынка образовательных услуг; ¾ осуществляется системное, целевое и стратегическое управление организацией дополнительного профессионального образования вуза, базирующееся на оценке результатов деятельности, на основе финансово-хозяйственного планирования; ¾ субъекты инновационной деятельности имеют постоянную мотивацию на развитие. Рассмотрим сущность и содержание понятия «инфраструктура». В большом энциклопедическом словаре понятие «инфраструктура» (от лат. Infra - ниже, под и struktura - строение, расположение) рассматривается как совокупность сооруже-ний, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную инфраструктуру (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.). Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс т. е. инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.). В других толковых словарях «инфраструктура» - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи) или совокупность отраслей экономики, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Можно выделить следующие виды инфраструктуры инновационного менеджмента в высшей школе. Финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок. Производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т. п.
Информационная - собственно базы данных, знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т. п. центры. Кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д. Экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.). Во всех перечисленных случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно: к финансовым ресурсам напрямую либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов; зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т. д.; необходимой информации; кадровым ресурсам требуемой квалификации либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации; различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности. Мы понимаем инфраструктуру менеджмента как совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой функционирует российский менеджмент. Это комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и / или обеспечивающих основу для решения управленческой проблемы (задачи). Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры. Инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов. Инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза является совокупностью всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и / или оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности. В первоначальном приближении возможности, которые дает инновационная инфраструктура менеджмента дополнительного профессионального образования вуза, в той или иной степени одинаковы для всех вузов. Во-первых, это возможность получить дополнительные средства за счет коммерциализации научных разработок. Во-вторых, это возможность привлечь к сотрудничеству государственные органы управления различными отраслями экономики, образовательные учреждения, крупные компании и предприятия. В-третьих, это хороший стимул для развития научно-исследовательского потенциала, развития интеллектуального капитала структурного подразделения дополнительного профессионального образования вуза и сохранения кадров. В-четвертых, это дополнительные возможности для сотрудников структурного подразделения дополнительного профессионального образования вуза, слушателей программ поучаствовать в инновационном процессе на различных ролях - от разработчика до руководителя малого инновационного предприятия.
Рассмотрим инфраструктуру инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования в высшей школе (рис. 1).
Рисунок 1 - Модель инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза
Приведем краткое содержание упомянутых подсистем (рис.1). . Целевая подсистема: - непрерывное повышение качества предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования; - ресурсосбережение; - расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования на конкретном рынке; - организационно-техническое развитие предоставления услуг дополнительного профессионального образования; - формирование и развитие команды единомышленников, социальное развитие коллектива и его интеллектуального ресурса. . Обеспечивающая подсистема: - научно-методическое обеспечение; - финансовое, материально-техническое, информационное и др. ресурсное обеспечение; - обеспечение непрерывного развития интеллектуального ресурса; - правовое обеспечение. . Управляемая подсистема: - стратегический маркетинг; - НИОКР; - организационно-технологическая подготовка предоставления услуг дополнительного профессионального образования; - предоставление услуг дополнительного профессионального образования; - тактический маркетинг и реклама; - сервис предоставления услуг дополнительного профессионального образования. . Управляющая подсистема: - управление персоналом и развитием интеллектуального ресурса организации;
- разработка управленческого решения; - оперативное управление реализацией решения, контроль. Состав инфраструктуры менеджмента вуза можно считать более или менее типовым. Как правило, инфраструктура менеджмента вуза включает в себя четыре блока: а) образование (специализированные кафедры, программы); б) научнопроизводственные мощности (генерация разработок, создание прототипов, опытных образцов); в) поддержка инновационной деятельности (сопровождение инновационных проектов, создание малых инновационных компаний, защита прав интеллектуальной собственности и т. д.); г) управление инновационной деятельностью и собственно инновационной инфраструктурой. Согласно предлагаемой нами модели (рис. 1), инфраструктура инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Естественно, что компоненты инновационной инфраструктуры существенно зависят от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы. Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов. Рассмотрим подробнее содержание компонентов инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза. Анализ системы инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза начинается с ее «выхода» - выпускаемых организацией товаров. В нашем случае - это услуги дополнительного профессионального образования. Главное требование к «выходу» - обеспечение конкурентоспособности товара (услуг) на внешнем или внутреннем рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования организации дополнительного профессионального образования и достижения стратегической цели организации. Основным условием обеспечения стратегической конкурентоспособности «выхода» системы управления является высокое качество стратегических маркетинговых исследований образовательных потребностей личности, общества и государства. К «входу» системы управления дополнительного профессионального образования относится все, что получает структурное подразделение вуза для предоставления услуг в области дополнительного профессионального образования: ¾ высокий уровень профессиональной компетентности персонала, ¾ помещение, ¾ оборудованное современной техникой, ¾ информация, ¾ знание, ¾ документы. Задача органов управления обеспечить конкурентоспособный «вход» путем проведения научных и маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. К компонентам обратной связи инфраструктуры инновационного менеджмента дополнительного профессионального образования вуза относятся требования, рекламации клиентов - заказчиков услуг, новая информация от потребителей услуг - слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП), возникшие в связи с неудовлетворительным или высоким качеством предоставляемых услуг, с новыми потребностями заказчика, с новыми достижениями научного и образовательного прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители нуждаются в обратной связи как с организацией дополнительного профессионального образования вуза, так и с поставщиками данной организации. К компонентам внешней среды организации дополнительного профессионального образования вуза относятся макросреда, мезосфера и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость организации дополнительного профессионального образования вуза. Макросреда характеризуется международными, политическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Мезосфера региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Одни отрасли оказывают прямое воздействие на функционирование организации дополнительного профессионального образования вуза (наука и образование, законодательная система образования и др.), а другие - косвенное. К факторам микросреды организации дополнительного профессионального образования вуза мы относим: ¾ непосредственных конкурентов по предоставляемым услугам; ¾ всех конкурентов поставщиков; маркетинговых посредников по «входу» и «выходу» системы; ¾ контактные аудитории (профессиональные сообщества, контролирующие органы, работодатели заказчиков, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем сильнее конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования. Приоритетной стратегией, обеспечивающей инновационное развитие организации дополнительного профессионального образования вуза в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия непрерывного повышения качества всех процессов и предоставляемых услуг, экономии ресурсов у их потребителей, которыми являются заказчики ДПОП. «Вход», «выход», обратная связь и внешняя среда - окружение организации дополнительного профессионального образования вуза. К внутренней среде структурного подразделения вуза, разрабатывающего и реализующего ДПОП, относятся: подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы. Основой инновационной деятельности организации дополнительного профессионального образования вуза является ее интеллектуальный ресурс. В настоящее время ученые активно обсуждают вопросы интеллектуального ресурса и интеллектуального капитала. При этом под термином «интеллектуальный капитал» следует понимать обозначение творческих возможностей организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, что определяется тремя составляющими: 1) кадровым капиталом; 2) интеллектуальной собственностью; 3) маркетинговыми активами. Кадровый капитал включает человеческие и структурные активы. Интеллектуальный ресурс организации дополнительного профессионального образования в высшей школе является одним из важнейших экономических ресурсов, от успешности создания, совершенствования и использования которого во многом зависит успешность формирования и развития организации дополнительного профессионального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|