Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.  Общая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.




7.     Общая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. (17 октября 2013 г. )

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка*(2)

Цели ФГОС дошкольного образования: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Требования к структуре образовательной программы и ее объему.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1. 6 Стандарта.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде).

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Требования к результатам освоения образовательной программы.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 

Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

8.     Профессиональная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации.

 

Профессиональная компетентность - профессиональная подготовленность и способность к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др. ).

Основные компоненты компетентности: система знаний, определяющих теоретическую готовность воспитателя; система умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Структура профессиональной компетентности:

•      когнитивный компонент — включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук

•      деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт

•      личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: - воспитательно-образовательной; - учебно–методической; - социально–педагогической. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

•      знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

•      умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

•      планирование воспитательно-образовательной работы;

•      проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

•      знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

•      умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

•      владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

•      консультативная помощь родителям;

•      создание условий для социализации детей;

•      защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

•      знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

•      умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...