7. Общая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
7. Общая характеристика Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. (17 октября 2013 г. ) Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа). Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка*(2) Цели ФГОС дошкольного образования: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. Требования к структуре образовательной программы и ее объему. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1. 6 Стандарта. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде). Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования к результатам освоения образовательной программы. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 8. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации.
Профессиональная компетентность - профессиональная подготовленность и способность к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и др. ). Основные компоненты компетентности: система знаний, определяющих теоретическую готовность воспитателя; система умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности: • когнитивный компонент — включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук • деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт • личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: - воспитательно-образовательной; - учебно–методической; - социально–педагогической. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: • планирование воспитательно-образовательной работы; • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: • консультативная помощь родителям; • создание условий для социализации детей; • защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|