Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.  Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности дошкольников.




5.     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности дошкольников.

 

Трудовое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Д. В. Сергеева).

Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве: умение ставить цель; умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов; умение планировать работу; умение достигать результата и оценивать его (В. Г. Нечаева и Я. З. Неверович).

Ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями.

В. Г. Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимы руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели.

Задачи трудового воспитания.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты. К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно. [С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. ]

Виды детского труда: самообслуживание; бытовой (хозяйственно-бытовой) труд; труд в природе; ручной труд.

Формы организации труда детей дошкольного возраста: поручение, дежурство, коллективный труд.

Отношение детей к труду во многом зависит от примера педагогов. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда

 

6.     Социальное развитие дошкольника. Современные программы и концепции социального развития.

Социальное развитие дошкольника - процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого. Проблема «социализации» (Л. С. Выготский, Л. В. Коломийченко, В. Т. Кудрявцев, А. В. Мудрик, Т. Д. Репина, Д. И. Фельдштейн и др. ).

Программы и концепции социального развития.

По мнению Л. С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С. А. Козловой

Дадим краткую характеристику данной концепции. Как отмечает, С. А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т. е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире, ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С. А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др. ).

Данная концепция реализована в программе С. А. Козловой «Я - Человек». Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки», специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург. ) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ.

Методы ознакомления с социальной действительностью (С. А. Козлова):

Методы, повышающие познавательную активность - Элементарный и каузальный (причинный) анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности - Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны

Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности - Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность

Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире - Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...