Практическое занятие № 8. Тема: Революции 1848-1849 гг. в Европе (Франция, Германия, Австрийская империя). Вопросы, выносимые на обсуждение
Практическое занятие № 8 Тема: Революции 1848-1849 гг. в Европе (Франция, Германия, Австрийская империя) Цель: сформировать способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6) Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Причины революций и их задачи. 2. Ход событий (составить синхронистическую таблицу). 3. Причины поражения, итоги, значение революций. Методические рекомендации Революции 1848-49 гг. в странах Запада составили единый цикл европейских революций, или, по мнению К. Маркса и Н. И. Кареева, единую европейскую революцию. Целевая установка семинарского занятия - сравнительный анализ причин, задач, хода, причин поражения и итогов революций в основных странах Запада. При изучении причин революций нужно обратиться к документам № 26-29, № 40, № 46. Цели восставших, ход событий, успехи, которых восставшим удалось добиться в начале революций, представлены в документах №30-39, №41-43, 44-45, 47-48. При подготовке к занятию сложность заключается в том, что необходимо проанализировать большой объем фактического материала по нескольким странам. Рекомендуется составить синхронистическую таблицу, что облегчит запоминание материала. Нужно пользоваться атласом или соответствующей картой. Задания для развития и контроля владения компетенциями Составьте синхронистическую таблицу хода революций 1848-1849 гг. в Европе. В таблице укажите главные события и преобразования, а также итоги. Выделите общее и особенное в ходе развития событий. Анализируя ход событий, подумайте, согласны ли вы с определением революций 1848-1849 гг. в Европе как единой европейской революции (К. Маркс, Н. И. Кареев)?
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Пефтиев В. И. Революция 1848 года во Франции: актуальные размышления о прошлом // Ярославский Педагогический Вестник. – 2008. – № 4 < http: //vestnik. yspu. org/releases/istoriya/41_6/> 2. Революции 1848-1849 гг. в Европе // Практикум по новой истории стран Европы и Америки \ Сост. Пантюхина Т. В. – Ставрополь, 2006. – С. 103-133. Дополнительная: 1. Европейские революции 1848 года: «Принцип национальности» в политике и идеологии. – М., 2001. 2. Эритье Л.. История французской революции 1848 г. и Второй республики. Выпуск 1. 1814-1848 годы < http: //www. diary. ru/~vive-liberta/p75800170. htm Источники: 1. История Европы в 8-и томах. / Под ред. Чубарьяна А. О. Т. 5. – М., 2000. – С. 247-295. 2. Кареев Н. И. Отчего кончилась неудачей революция 1848 года – Пг., 1917. 3. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. – Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. – Т. 7. Практическое занятие № 9 Тема: Гражданская война в США Цель: сформировать способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества Организационная форма занятия: семинар в диалоговом режиме Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Специфика американского Юга до начала войны. 1. 1. Дуализм аграрного развития: плантация и ферма. 1. 2 Антиномия Юга: свобода и рабство. 1. 3 Особенности сознания и менталитета южанина. 1. 4. Положение черных американцев. 2. Предпосылки и причины конфликта между Севером и Югом. 3. Гражданская война: 1861-1865. 3. 1. Соотношение сил противоборствующих сторон 3. 4. Конфедерация: экономика, политика и общество в 1861 -1865 3. 5. Внутренняя и внешняя политика Линкольна в 1861-1865 4. Отмена рабства и реконструкция Юга в 1865-1877.
Методические рекомендации Цель семинарского занятия – проанализировать причины этого военно-политического и социального конфликта, осветить ход событий и выяснить значение отмены рабства не только для черных американцев, но и для американского общества в целом. Работая со специально литературой, следует иметь ввиду, что и в отечественной американистике, и в американской историографии существует многообразие точек зрения на природу конфликта между Севером и Югом, причины победы Севера и значение этой победы для последующего развития страны. Задача студента – проанализировать взгляды историков опираясь на знание фактического материала. Источниками для изучения этой темы служат документы изучаемого времени: официальные документы (поправки к конституции, прокламация Линкольна об отмене рабства, а также тексты его выступлений), свидетельства очевидцев и участников событий. Учитывая, что тема «Гражданская война в США» изучалась в лекционном курсе, данное семинарское занятие строится на основе уже имеющихся у студентов знаний базового фактического материала по теме и нацелено на углубленное ее изучение на основе документальных источников и специальной исследовательской литературы. Задания для развития и контроля владения компетенциями 1. Подготовиться к деловой игре с участием трех рабочих групп. Задание: смоделировать одну из трех моделей регионального развития США накануне гражданской войны: промышленный север, плантационный юг и колонизуемый запад, представить их и сравнить в дискуссионной форме. 2. Заполнить контурную карту «Гражданская война в США: ход военных действий». Рекомендуемая литература: Основная: 1. Авраам Линкольн. Уроки истории и современность. Материалы международ. Конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Авраама Линкольна // Под ред. Е. И. Пивовара. – М., 2010. 2. Куропятник Г. П. Гражданская война в Северной Америке, 1861-1865 гг. – М., 2009. 3. Согрин В. В. Исторический опыт США. – М., 2010. – Гл. III. Дополнительная: 1. Алентьева Т. В. Роль общественного мнения в канун Гражданской войны в США \\ Новая и новейшая история. – 2005. – № 4. 2. Иванов Р. Ф. А. Линкольн и гражданская война в США. – М., 2003.
3. Иванов Р. Ф. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865 гг. ) – М., 2002. 4. Линкольн А. Геттисбергская речь \\ там же. 5. Линкольн А. Первая инаугурационная речь \\ История США. Хрестоматия: пособие для вузов \ Сост. Э. А. Иванян. – М., 2005. 6. Линкольн А. Прокламация об освобождении негров \\ там же. 7. Мерриам Ч. Э. Четыре американских партийных лидера \\Вестник МГУ. Социология, политология. – 2003. – №2, 3, 4 (Линкольн) Источники: 1. Американские президенты. 41 исторический портрет от Вашингтона до Клинтона. – Р/на/Дону, 1997. 2. Майроф Б. Лики демократии. Американские лидеры: герои, аристократы, диссиденты, демократы. – М., 2000 (Линкольн) 3. Проблемы черного населения в США в 1863-1993 \\ США: экономика, политика, идеология. – 1993. – №12. 4. Супоницкая И. М. Антиномия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. Интернет ресурсы: http: //america-xix. org. ru/ Сайт " Северная Америка. Век девятнадцатый". Сайт по истории Северной Америки в девятнадцатом веке. Освещает основные события века: Гражданскую войну в США, войну США с Мексикой, историю Русской Америки, " золотую лихорадку" и многое другое. Среди разделов сайта - биографический справочник и библиотека исторических текстов, статей и художественной литературы как на английском, так и на русском языке. В разделе «Библиотека» собраны важнейшие документы, статьи и художественные произведения, тематически связанные с вышеперечисленными разделами. Раздел «Personalia» cостоит из биографий людей, упоминающихся в статьях сайта. В базе сайта - 193 биографических очерков. Среди них биографии президентов США и исследователей Северной Америки, дипломатов и покорителей Американского Запада, участников Гражданской войны и деятелей Российско-американской компании
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|