Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Послеполуденная молитва («аль -‘аср»)




5. Послеполуденная молитва («аль -‘аср»)

«При совершении первых двух рак‘атов послеполуденной молитвы он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно читал суру «аль-Фатиха» и еще по одной суре во время каждого рак‘ата: более длинную во время первого рак‘ата и более короткую во время второго рак‘ата»[292], и «они (т. е. сподвижники) думали, что он (умышленно) так поступал, дабы люди могли успеть на первый рак‘ат»[293].

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно читал около пятнадцати аятов в каждом из первых двух рак‘атов, что было вдвое короче чтения в первых двух рак‘атах полуденной молитвы, а продолжительность последних двух рак‘атов (послеполуденной молитвы) обычно была вдвое короче продолжительности первых двух рак‘атов (полуденной молитвы)»[294].

«Он читал суру «аль-Фатиха» в последних двух рак‘атах»[295]. «Иногда он читал аяты так, что один или несколько из них были слышны (стоявшим поблизости от него)»[296].

Во время совершения послеполуденной молитвы он читал те же суры, которые были ранее упомянуты в разделе «Полуденная молитва».

 

6. Закатная молитва («аль-магриб»)

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (иногда) короткие суры из муфассаля»[297], так что «когда они (сподвижники) завершали свою закатную молитву вместе с ним, любой из них мог выйти (из мечети) и увидеть место, куда упала бы стрела (пущенная им из лука)»[298]. Однажды, «находясь в пути, во втором рак‘ате он прочитал суру (начинающуюся со слов): «Клянусь смоковницей и маслиной... » (сура «Смоковница», 95: 8)»[299].

Однако иногда он читал длинные и средние суры из муфассаля. Так, «иногда он читал (суру, начинающуюся со слов): «У тех, которые не уверовали и сбивают [людей] с пути Аллаха... » (сура «Мухаммад», 47: 48)[300]; либо суру «Гора» (52: 49)[301]; либо суру «Посылаемые» (77: 50), которую он читал во время совершения своей последней молитвы»[302].

Иногда «он читал более длинную из двух длинных сур[303] (сура «Преграды», 7: 206) [в двух рак‘атах][304]. Либо он читал суру «Добыча»(8: 75) в двух рак‘атах»[305].

 

7. Чтение Корана во время совершения дополнительной (сунна) молитвы после обязательной закатной молитвы

Во время совершения этой молитвы «он читал (суры, начинающиеся со слов): «Скажи: «О вы, неверные!... » (сура «Неверные», 109: 6) и «Скажи: «Он, Аллах, Един... » (сура «Искренность (веры)», 112: 4)[306].

8. Вечерняя молитва («аль-‘иша»)

В первых двух рак‘атах он читал средние суры из муфассаля [307] . Так, «он читал (суру, начинающуюся со слов): «Клянусь солнцем и его сиянием... » (сура «Солнце», 91: 15) и схожие с ней суры»[308].

Или «он читал (суру, начинающуюся со слов): «Когда небо разверзнется... » (сура «Развержение», 84: 25) и совершал во время её чтения земной поклон [309]»[310].

Также «однажды, находясь в пути, он прочитал суру (начинающуюся со слов); «Клянусь смоковницей и маслиной... » (сура «Смоковница», 95: 8) [в первом рак‘ате]»[311].

Он запретил затягивать чтение (Корана) во время совершения этой молитвы, и это произошло, когда «Му‘аз ибн Джабаль проводил молитву с людьми (своего племени) и стал слишком затягивать ее для них. Тогда один из ансаров ушел и помолился (в одиночестве). Когда (после завершения молитвы) Му‘азу сообщили о случившемся, он сказал: «Поистине, он настоящий лицемер! » Услышав об этом, этот человек пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сообщил ему о том, что сказал Му‘аз. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Так ты хочешь стать искусителем, о Му‘аз?! Когда ты руководишь молитвой людей, читай: «Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!... » (сура «Всевышний», 87: 19) или «Читай, во Имя Господа твоего. Который сотворил... » (сура «Сгусток (крови)», 96: 19) или «Клянусь ночью, когда она покрывает... » (сура «Ночь», 92: 21) [ведь за тобой молятся и пожилые, и слабые, и нуждающиеся (в чём-либо)]»[312].

 

9. Дополнительная ночная молитва (тахаджжуд)

Что касается дополнительной ночной молитвы, то иногда во время ее совершения он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран вслух, а иногда про себя[313]. Он (да благословит его Аллах и приветствует) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное. Мы спросили: «Что же? » Я ответил: «Мне захотелось сесть, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стоять (в одиночестве)»[314].

Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2: 286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», однако он продолжал (читать). Тогда я подумал: «Он прочтет её полностью за два рак‘ата»; он же продолжал (читать), и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру «Женщины» (4: 176) и прочёл её (полностью), а потом приступил к (чтению суры) «Семейство ‘Имрана» (3: 200) [315], которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Слава Аллаху! » (Субхана Ллахи! ), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне... » и до конца хадиса[316].

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур»[317].

«(Иногда) он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур»[318].

«(Никогда) не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь»[319]. Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен им Аллах), сказав ему: «Прочитывай Коран (полностью) за месяц! » Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)! » [320].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей»[321].

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи»[322].

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок[323], объяснив это тем, что «тот, кто читает Коран менее чем за три дня, не понимает его»[324]. А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее чем за три дня» [325]. Также он ему сказал: «Каждый верующий человек испытывает (период) подъема (ширра [326] ), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра [327] ), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид‘а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель» [328].

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует) не прочитывал Коран полностью менее чем за три дня»[329].

Он также говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)» [330]. Также «каждую ночь он обычно читал суры «Бану Исраиль»[331] (17: 111) и «Толпы» (39: 75)»[332]. Кроме того, он говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своей молитвой)» [333].

Иногда «в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов»[334], или он «читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся (73: 20)»[335].

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) обычно не молился в течение всей ночи»[336], поступая так лишь в крайне редких случаях. Так, однажды «Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Арат — участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [в другой версии этого хадиса сообщается: «бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая молитву»], пока не наступил рассвет. Поэтому, когда он завершил свою молитву, Хаббаб сказал ему: «О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Ведь сегодня ночью ты совершил молитву, подобно которой я не видел всю свою жизнь! » Он ответил: «Да, это была молитва (преисполненная) надежды и страха. (Поистине) я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) три вещи — две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своего Господа не губить нас так же, как те общины, что жили до нас [в другой версии этого хадиса сообщается: «... не губить мою общину голодом»], и Он даровал мне это; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во власть врагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа не ввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом» [337].

Также однажды ночью (во время совершения молитвы) он простоял до самого рассвета, повторяя один и тот же аят: «Если Ты накажешь их, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый! » (сура «Трапеза», аят 118). [С этим аятом он совершал поясные поклоны, с ним он совершал земные поклоны, и с ним он обращался к Аллаху с мольбами], [поэтому, когда наступило утро, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О, Посланник Аллаха! Ты не переставал читать этот аят, пока не наступило утро; ты совершал с ним поясные поклоны, ты совершал с ним земные поклоны], [и ты обращался с ним к Аллаху с мольбами], [а ведь Аллах обучил тебя всему Корану] [если бы любой из нас поступал так же, (следовало ли бы) нам быть суровыми к нему? »] [Он сказал: «Поистине, я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой о заступничестве для моей общины: Он даровал мне это, и оно станет возможным, если пожелает Аллах, для любого, кто не придает Аллаху сотоварищей»]»[338].

Один человек сказал ему: «О Посланник Аллаха! У меня есть сосед, который ночью во время стояния (при совершении молитвы) не читает ничего, кроме (суры, начинающейся со слов): «Скажи: «Он, Аллах, Един... » (сура «Искренность (веры), 112: 4) [повторяя её] [и ничего не добавляя к ней], рассказывая ему об этом так, будто он считал её слишком маленькой. (Выслушав его, ) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она (эта сура) равняется трети[339] Корана»[340].

10. Молитва «аль-витр»[341]

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) читал (суры, начинающиеся со слов): «Славь имя Господа твоего Всевышнего... » (сура «Всевышний», 87: 19) в первом рак‘ате, «Скажи: «О вы, неверные!... » (сура «Неверные», 109: 6) во втором рак‘ате и «Скажи: «Он, Аллах, Един... » (сура «Искренность (веры)», 112: 4) в третьем рак‘ате»[342]. Иногда в последнем рак‘ате он дополнительно читал (суры, начинающиеся со слов): « Скажи: «Ищу убежища у Господа рассвета... » (сура «Рассвет», 113: 5) и «Скажи: «Ищу убежища у Господа людей... » (сура «Люди», 114: 6)[343].

Однажды «он прочитал сто аятов из суры «Женщины» (4: 176) в третьем рак‘ате»[344].

А что касается двух рак‘атов после витра[345], то в них он обычно читал (суры, начинающиеся со слов): «Когда сотрясется земля... » (сура «Землетрясение», 99: 8) и «Скажи: «О вы, неверные!... » (сура «Неверные», 109: 6)[346].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...