Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вуду и зомби. Хунганы и Мамбо




Вуду и зомби

 

Таракан не надевает старые калоши, когда заползает в курятник

– креольская пословица

 

Облик зомби – ходячий мертвец из афро-карибских преданий с его шаркающей походкой, мертвыми глазами и отвисшей челюстью – вероятно один из самых пугающих во всей иконографии ужасов. Мысленный образ трупа, восставшего из мертвых, каким-то образом оживленный магией, достаточен, чтобы вызвать дрожь в коленках даже у самых крепких людей. Возможно это следствие того, что все эти годы во многих фильмах ужасов постоянно появляются зомби. Есть и другие нюансы, добавленные к основному облику: у зомби есть безжалостная сила и сверхъестественные возможности (например, он может проникнуть в комнату через замочную скважину в виде дыма). Зомби не умирают естественной смертью, а лишаются жизни магией и затем превращаются в монстра омерзительным колдовством; зомби питается человеческой плотью, подобную каннибалам. С течением времени образ зомби занял место страшилища, на которое не смогли претендовать «более изысканные» монстры.

Зомби, конечно, неразрывно связаны в обывательских мозгах с Вуду, религией, зародившейся в Западной Африке и перекочевавшей на Карибское море и в некоторые районы Америки.

Поэтому, никакое изучение зомби не может быть проведено без предварительного исследования способа организации религии. Изначально, Вуду из-за его сложности является невероятно трудным в изучении. В рафинированном виде, религия, которую мы именуем Вуду, является только одной ветвью из несметного числа верований, отражающих или идеологию их практиков или регион, из которой оно пришло. Некоторые – в том числе, возможно, и фрагменты когда-то бывших более широких и всеобъемлющих верований – были приспособлены для определенных регионов, в которых они процветали.

Таким образом, Санктерия, Умбанда, Квимбанда, Мама Уата, Шанго, Мамба и Кандомбл – все рассматриваются как варианты и аспекты религии Вуду. Даже название создает проблемы, потому что «Voodoo» – основная английская конструкция – имеет и другие варианты, как voudon, voodun, vudoun и voodoux. Еще один вариант, Hoodoo (сглаз), также иногда используется. Исходное значение происходит с языка Эве/Йоруба народности региона Ажуда Дагомеи (теперь Бенин) в Западной Африке и буквально означает, “to draw water. ” – “призвать воду”. В окончательном варианте, оно изменилось и стало означать “to draw down spirits. ” – “призвать (с небес) духов”. Это делалось посредством тканного или разрисованного коврика, распространенного в тех землях.

Loa

Хотя они (лоа), которым поклонялись различные племена, были чрезвычайно сильными, крепкими и могущественными, но вели себя, «как дети» – были любопытными и обидчивыми, но и легко умиротворялись. Они сердились, бились в истериках, плохо себя вели, подобно человеческим детям. Их можно было привлечь множеством ярких вещей, цветами, необычными узором на ткани и громким шумом. Все это можно было использовать для их умиротворения и управления. Каждый человек, который мог их понять и управлять их капризами, проникался своей великой силой. Это были доктора, ведьмы и шаманы, на которых взирали со страхом и почтением, их поддерживали соплеменники и сторонники.

Хунганы и Мамбо

Посредничество в отношениях между людьми и духами стало основополагающим веры Водун народа Йоруба, и те, кто управлял или вмешивался в их отношения, были известны в Вуду под званиями хунган (мужчина) или мамбо (женщина). Место, к которому вызвали духов – храм Вуду – называемый капище, давал Вуду легко узнаваемый признак языческой веры.

Утверждали, что Вуду – религия рабов, которая приспособилась к условиям порабощенных народов, которых вывезли с побережья Западной Африки невольничьи суда европейцев. С ними приходила и религия аборигенов, часто сосредотачивающаяся в естественных объединениях, которые формировались на плантациях, где использовались рабы, которых продавали в имения на побережье Карибского моря: Вест-Индию, Южную Америку и штаты Северной Америки. Смешиваясь, местные верования приобретали некоторые элементы Христианства. Дагомея была в значительной степени колонизована французами, и францисканцы стремились установить там свое вероисповедание и культуру еще с 1660-ых. Следовательно, появлялась определенная «французскость» в религиях, которые практиковали африканцы, и она передалась в другие части света с развитием работорговли. Эта «французскость» часто проявлялась в языке, который непосредственно использовался в некоторых ритуалах, и впоследствии у рабов. Французский католицизм также влиял на некоторые принципы религии, исповедуемой рабами – действительно, некоторые элементы Вуду являлись просто смесью африканских языческих ритуалов и видов христианского богословия. Таким образом, древние боги по рождению сливались с христианскими святыми; определенные аспекты христианских церемоний вплетались в ткань исконной «языческой» веры, и дни святых стали средоточием ритуалов Вуду и праздновались как “особые даты”.

Вуду, и его варианты, процветали на плантациях Карибского бассейна, в Южной Америке и на североамериканском континенте. Религия также процветала вокруг американских портов работорговли, прежде всего в Луизиане (Новый Орлеан) и на землях Рисовых Королей в Южной Каролине (Чарлстон) – везде в зонах с высокой концентрацией рабского труда. Секты Вуду распространяются всюду и быстро укореняются. Уже 1782 г. губернатор Луизианы Галвез[32] однозначно запретил ввоз рабов из Мартиники из-за того, как он полагал, что они “провоняли Вуду” и для жизни граждан Нового Орлеана и всего штата “очень опасны”. Десятилетием спустя, несколько рабов из Санта-Доминго были принародно сожжены в Новом Орлеане, как практикующие “языческие обряды Вуду”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...